УРОК ПО ГЕОГРАФИИ РОССИИ
8 Б КЛАСС
Учитель МАОУ СОШ № 47 г. Томска: Гончарова Светлана Александровна
«Атмосфера и человек»
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
Цель урока: расширить знания о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Задачи:
-образовательные: рассмотреть влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека, неблагоприяные климатические явления и причины их возникновения.
- развивающие: научить и развивать умение систематизировать материал, анализировать карты и схемы, выделять главное, обобщать и делать выводы; развивать познавательную активность.
- воспитательные: формировать уважение и любовь к своей стране и малой Родине, экологическую культуру.
Методы и приемы: проблемный вопрос, объяснение, беседа, работа с учебником, картами, составление таблицы, групповая работа, ИКТ.
Оборудование:
учебник География России. Природа. 8 класс, под ред.Е.М. Домогацкого, Н.И. Алесеевского
атлас“Просвещение” – 8-9 класс,
презентация учителя к уроку,
компьютер, мультимедиа
Ход урока
I. Организационный (2 мин.):
– приветствие,
– проверка отсутствующих,
– определение плана проведения урока и постановка цели,
- заполнение листка группы.
II. Проверка домашнего задания, работа в группах (8 мин.):
Итак, ребята, давайте что мы изучали на прошлом уроке?
Давайте, послушаем Ларису Геннадьевну (поёт песню на гитаре).
Определить про какое климатическое явление с которым мы познакомились на прошлом уроке спела Лариса Геннадьевна?
1)« Громы громкие раскаты от восхода до заката
За грехи людские плата непогода..»(Циклон)
2) «Выглянуло солнышко, светит на лугу
Я навстречу солнышку по траве иду…» ( Антициклон)
Итак, перед вами схема атмосферного вихря
Тест « Атмосферные вихри»
Из предложенных найдите признаки тёплого фронта, холодного фронта, циклона, антициклона
Тёплый фронт Холодный фронт Циклон Антициклон | 1)Образуется при активном движении тёплого воздуха в сторону холодного. Он приносит смену холодной погоды затяжные дожди. 2)Область пониженного атмосферного давления с вращением воздуха от краёв к центру. 3)Образуется при активном движении холодного воздуха в сторону тёплого и быстром выталкивании тёплого воздуха вверх. В результате быстро понижается температура воздуха. Прохождение сопровождается грозами, сильными ветрами. 4)Область высокого атмосферного давления с движением воздуха от центра к краям. 5) Родина этого атмосферного вихря Северная Атлантика |
Тёплый фронт -1 Холодный фронт-3 Циклон-2, 4 Антициклон-4 |
Классу предлагается проверить на соответствие ими работу и оценить её.
Кто поставил 5?Прошу Вас встать!
Кто поставил 4 и 3? Прошу вас встать!
Я рада, что вы разобрались с материалом!
III. Изучение нового материала (20 мин.)
Учитель:Предлагаю материал статьи томской газеты. Сделайте вывод: о чём эта статья?
Экологические проблемы Томска
В городе Томске регулярно проводится взятие и анализ проб с целью мониторинга состояния атмосферного воздуха. В ходе наблюдений оценивается содержание в воздухе 13 ингредиентов: пыли, сернистого ангидрида, оксида углерода, диоксида азота, оксида азота, сероводорода, фенола, сажи, хлористого водорода, аммиака, формальдегида, метилового спирта и бенз(а)пирена.
Воздух над городом загрязнен практически по всей его территории. Главным образом это связано с деятельностью промышленных предприятий и объектов тепловой энергетики (ГРЭС-2 и ТЭЦ-3). Свою лепту вносит и автомобильный транспорт.
Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания топлива автомобилей наблюдается в районе в микрорайоне Солнечном.
Следует отметить, что превышение предельно - допустимых концентрации таких веществ, и длительное их воздействие на организм человек, ведут к образованию злокачественных опухолей; вызывают раздражение нервной системы; негативно влияют на слизистые дыхательных путей, вызывая при этом кашель и удушье, бронхиальную астму; могут негативно влиять на ход беременности, роды, а так же приводить к тяжёлым видам пороков и уродств у новорождённых; служат причиной сердечно-сосудистой недостаточности.
Предполагаемый ответ: Загрязнение атмосферного воздуха приводит к возникновению разных заболеваний.
Другой пример:
Про суховей- это сухой горячий ветер. Приводит к быстрому высыханию почвы Продолжительные засухи , усиленные суховеями приводят к гибели сельско- хозяйственных культур.
Итак, какая тема нашего урока?
Правильно, « Атмосфера и человек».
Какие задачи должны на уроке решить?
Задачи:
-образовательные: рассмотреть влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека, неблагоприяные климатические явления и причины их возникновения.
- воспитательные: формировать уважение и любовь к своей стране и малой Родине, экологическую культуру.
Учитель: Итак ребята, мы на прошлом уроке познакомились с синоптической картой с помощью которой мы можем прогнозировать погоду.
- Почему составляется прогноз погоды?
- Представителям каких профессий это необходимо?
Приведите примеры, соотвествующие схеме ( на слайде)
КЛИМАТ |
Быт человека Сельское хозяйство транспорт строительство
( Предположительный ответ:
Быт человека- одежда, пища, условия жизни
Сельское хозяйство – особенно зависит от климата. Свойства климат, позволяющие заниматься с/х называются агроклиматическими ресурсами.
Транспорт- Погодные нарушения режима работы и сезонность работы некоторых видов транспорта.
Строительство- Особенности жилых и производственных строений. Способы и условия строительства
Задание классу: Используя материал учебника ( стр. 124), выбери какие из предложенного списка с/х культуры выращивают в Томской области?
( предполагаемый ответ: рожь, пшеница, ячмень, так как они не очень требовательны к теплу, и поэтому их можно выращивать в северных районах нашей страны)
В это время предлагает отдельно выбрать из списка природных явлений неблагоприяные, зачеркнув лишнее
Список: Ветер, ураган, дождь, град, засуха, заморозок, смерчи, роса, пыльные бури, гололёд.
Учитель: Рассмотрим неблагоприятные климатические явления, которые мешают ведению хозяйственной деятельности человека.
Учитель предлагает по рядам используя материал учебника и дополнительного текста( стр. 125-130) ребятам доказать, что явления природы неблагоприятно влияют на жизнь человека.
Учитель: А как можно уменьшить воздействие этих явлений на жизнь человека?
Домашнее задание:
Параграф 20, Придумайте на листке ( формат А 4 рекламный плакат, призывающий охранять атмосферу от загрязнения)
Задание по теме « Воздушные массы, атмосферные вихри»
Из предложенных найдите признаки тёплого фронта, холодного фронта, циклона, антициклона
Тёплый фронт Холодный фронт Циклон Антициклон | 1)Образуется при активном движении тёплого воздуха в сторону холодного. Он приносит смену холодной погоды затяжные дожди. 2)Область пониженного атмосферного давления с вращением воздуха от краёв к центру. 3)Образуется при активном движении холодного воздуха в сторону тёплого и быстром выталкивании тёплого воздуха вверх. В результате быстро понижается температура воздуха. Прохождение сопровождается грозами, сильными ветрами. 4)Область высокого атмосферного давления с движением воздуха от центра к краям. 5) Родина этого атмосферного вихря Северная Атлантика |
Тёплый фронт - Холодный фронт- Циклон- Антициклон- |