« Трудности семейной жизни людей, воспитывающих детей с особыми образоватеьными потребностями».
К сожалению, далеко не все мамы и папы особенных детей приходят к правильному решению, обретая жизненную перспективу и смысл жизни. Многие это самостоятельно сделать не могут. В результате нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни.
Психологи и педагоги выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду:
первая фаза - "шок", характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха. Дефект ребенка некоторые родители воспринимают как собственную неполноценность, ущербность, подавляющуюся в виде переживания острого чувства вины, вины перед ребенком и окружающими их людьми;
вторая фаза - "неадекватное отношение к дефекту", характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией;
третья фаза - "частичное осознание дефекта ребенка", сопровождаемое чувством "хронической печали". Это депрессивное состояние, являющееся "результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений";
четвёртая фаза - начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
Следующими, на наш взгляд, по важности являются проблемы воспитательного (или педагогического) характера. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей. Ведь, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему нарушению, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания.
Благоприятным типом семейного воспитания считается «принятие и любовь», где родители помогают ребёнку в таких делах, которые важны для него, поощряют, одобряют независимость ребёнка. Поэтому ранняя коррекционная помощь позволит предотвратить последствия того или иного отклонения в развитии у ребенка, поможет семьям вырастить человека, способного активно участвовать в жизни общества.