Социально - педагогические
подходы в работе с детьми с девиантным поведением
Социальный педагог
ГОБУ МО ЦППМС –помощи Дайнеко Т.Б.
Одним из важных направлений профессиональной деятельности социального педагога является работа с детьми с девиантным поведением.
Наиболее характерные проявления социальной и психолого-педагогической дезадаптации у детей данной категории:
агрессивное поведение;
конфликты с учителями и сверстниками;
употребление алкоголя и наркотиков, табакокурение;
драки, воровство;
прогулы, бродяжничество.
Главная цель работы педагога – максимально снизить риски правонарушений, подвести детей к пониманию последствий противоправных и асоциальных поступков, расширить представления подростков о возможностях окружающего социума для развития и успешной социализации.
Социальный педагог рассматривает все факторы, повлиявшие на изменении паттернов поведения ребёнка:
медико-биологические (состояние здоровья, нарушения в развитии - врожденные и приобретённые);
социально-экономические (степень социального благополучия семьи, микроклимат в семье, ближайшем окружении, школе);
психологические (развитие ВПФ, характерологические особенности личности и их развитие);
педагогические (усвоение программного материала, качество психолого-педагогической поддержки).
Алгоритм деятельности социального педагога при работе с детьми, с девиантным поведением.
Формирование банка данных о детях и семьях с асоциальным поведением.
Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков данной категории.
Разработка и утверждение программ социально-педагогического сопровождения ребёнка с девиантным поведением.
Реализация социально-педагогических программ сопровождения.
Мониторинг результативности данных программ.
Решая вопросы профилактики противоправного поведения и работая в тандеме со специалистами образовательной организациями, органов внутренних дел, социальный педагог активно привлекает все ресурсы микро- и макросоциума.
Список литературы:
Галагузова М.А. Социальная педагогика. -М., 2003.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.