Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие самостоятельности и творческих способностей на уроках технологии, используя метод проектов.

Существует недостаточность методического материала и рекомендаций к вопросу о системе развития самостоятельности у учащихся. Суть педагогической технологии — поиски новых научных подходов к анализу и организации учебного процесса, совокупность методов и средств, обеспечивающих реализацию целей урока в системе обучения. В учебной деятельности по предмету «Технология» как наиболее эффективный в создании положительной мотивации к самостоятельной и творческой деятельности является проектный метод.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие самостоятельности и творческих способностей на уроках технологии, используя метод проектов.

Цыпленкова Татьяна Федоровна,

МАОУ СОШ №40 г. Старый Оскол, Белгородской обл.

Главным требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать поставленные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. В связи с этим, одной из важнейших задач современной педагогики  является подготовка самостоятельной, образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию.

В наш можно сказать «тяжелый век», когда у родителей не хватает время посидеть со своей дочерью или сыном, научить или передать ей свои умения, наш предмет технологии просто необходим. Уроки технологии это уроки жизни. Хотя в новом стандарте предмету «Технология» предлагается жизнь на вторых ролях – произошло сокращение количества часов, не осуществляется материальное обеспечение предмета, отсутствует преемственность изучения при переходе из начальной ступени обучения на среднюю. Но нам, учителям технологии в современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой и самостоятельностью.

Существует недостаточность методического материала и рекомендаций к вопросу о системе развития самостоятельности у учащихся. А ведь суть педагогической технологии — поиски новых научных подходов к анализу и организации учебного процесса, совокупность методов и средств, обеспечивающих реализацию целей урока в системе обучения. Это то, что соединяет теорию и практику, процессуальную и содержательную стороны обучения. В настоящее время ощущается увлечение формами обучения без их глубокого теоретического анализа, без учета содержательных основ обучения. Вот некоторые педагогические техники развития самостоятельности.

1. Техника объективизации (опоры)

Смысл этой техники в том, чтобы процесс и результаты работы продолжили существование и тогда, когда дело завершено. Возможные формы для этого: письменные сообщения, доклады и сообщения об этапах и результатах работы в виде рисунков или схем. Доклады могут быть как индивидуальными, так и создаваться совместно.

2. Техника ориентировки

Готовые планы, схемы, инструкции, технологические карты, памятки для действий. Возможные формы: предварительное, еще до деятельности, совместное составление планов, схем действий педагогом и учениками;

то же самое, но самостоятельно школьниками (что, конечно, труднее) с последующим анализом учителем.

3. Техника самоанализа и самооценивания

индивидуальный самоанализ результатов и процесса дела

(«как я делал  и что я сделал»);индивидуальное и групповое оценивание самостоятельности в деле («насколько я(мы) выполнял работу самостоятельно»).

4. Технологическая идея «четыре «сами»»

Внесение в сознание ребят как инструментальных, деловых ценностей «четырех «сами»»:сами решаем, что делать; сами планируем; сами выполняем работу; сами оцениваем.

5. Техника ожидания

Учитель внимательно наблюдает за действиями школьника или группы и оказывает помощь только в том случае, если дети обратятся к нему с конкретной просьбой или вопросами. В ответ на просьбу оказывается минимальная помощь, и снова переход в позицию ожидания.

Применение вышеперечисленных техник для развития самостоятельности имеет место во всех стадиях процесса обучения и работа педагога в процессе обучения должна быть нацелена на такую организацию учебной деятельности учащихся, которая предполагает самостоятельную работу школьников по самодобыванию знаний, но под руководством учителя, который соединяет творческий процесс с заинтересованностью в результатах своего труда.

В учебной деятельности по предмету «Технология» как наиболее эффективный в создании положительной мотивации к самостоятельной и творческой деятельности поможет применение проектного метода. Проектируя значимый для себя продукт, учащиеся открывают новое, неизведанное для себя, удивляются, творят, растут.

Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволяет:

активно развивать личностные качества и способности учащихся;

повысить творческую способность и самостоятельность учащихся;

усилить уверенность учащихся в собственных силах (в ходе работы над проектом обеспечивается максимальная самостоятельность учащихся от идеи до воплощения);

Исключительное влияние на мотивацию деятельности оказывает предоставление учащимся права на самостоятельный выбор темы проектирования и организацию труда. Главным результатом работы над проектом будут актуализация и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках.

Перед началом проекта целесообразно провести тестирование на диагностику творческого потенциала и креативности, а также на диагностику самостоятельности учащихся и тестирование на определение уровня своей самооценки.

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Выделяют следующие стадии проектной деятельности:

Очень сложным для учащихся всех возрастов является выбор и обоснование темы проекта. Автор самостоятельно определяется с выбором темы проекта, ставит цель творческого проекта, определяет задачи проекта. Краткая формулировка цели проекта начинается со слов «Разработать и изготовить». Иногда изделие создается для конкретного человека, и тогда задача формулируется так: «Разработать и изготовить наряд для ведущих какого либо мероприятия». В других случаях в краткой формулировке цели может быть заложена ориентация на определенную категорию или группу людей: «Всем детям для развития и развлечения нужны игрушки. Моя краткая формулировка задачи — разработать и изготовить деревянную модель игрушки машины для детей 3-5 лет».

Цель исследования - более глубоко понять, каковы потребности человека, которому предназначено проектируемое изделие, технологию производства в промышленности, возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования. Автор проекта самостоятельно разрабатывает дизайн-спецификацию – это детальный перечень критериев, которым должно соответствовать изделие для того, чтобы быть качественным. Учащийся представляет широкий спектр эскизов с комментариями (или описанием идей, в случае работы с пищевыми продуктами). Идеи должны быть разнообразны и на их выработку нельзя тратить много времени.

Эти идеи представляют собой начальные размышления учащихся о том, какого рода изделие они могут изготовить. Чаще всего для изделий, сделанных из дерева, металла, картона и ткани, первоначальные идеи изображают в виде эскизов на бумаге. Учащиеся, выполняющие проект, должны самостоятельно зарисовать, по крайне мере, три первоначальные идеи. Представленные идеи должны быть самостоятельно оценены по отношению к критериям, указанным в дизайн спецификации и согласовать в процессе консультации с учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше.

В процессе проработки выбранной идеи посредством дальнейшего обдумывания, исследования, экспериментов учащийся должен записывать все решения. Эти выводы должны быть отражены в виде эскизов на дизайн листах в процессе работы. Далее на технологическом этапе планируется

технология изготовления проектного изделия (разрабатываются технологические и маршрутные карты) и выполняется вся работа по его созданию. Очень важно соблюдать при этом правила безопасной работы.

Учащийся приобретает необходимые навыки для того, чтобы изготовить то, что он разработал. На этой стадии они могут творчески подойти к изменению своего дизайна, если при изготовлении они встречаются с серьезными трудностями. Часто бывает так, что учащимся приходится упрощать разработанный вариант.

Спроектированное и изготовленное изделие должно удовлетворять потребности, автора проекта или определенного человека (группы людей), поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации. Насколько хорошо оно удовлетворяет эти потребности? Учащиеся самостоятельно испытывают изделие и затем оценивают, насколько сделанное ими изделие удачно. Помимо этого, учащийся должен оценить свою деятельность во время выполнения проекта, указав, как бы он улучшил процесс выполнения проекта в следующий раз. Важную роль в развитии самостоятельности играет обучение детей элементарному самоконтролю.

Выполняя экологическое обоснование творческого  проекта, ученик самостоятельно дает оценку процессам изготовления и конкретно изделию прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам, наносимым природной среде и конкретным людям.

При действительной опасности, они находят конкретные пути решения замены материала, технологии изготовления и утилизации отходов.

Ну и рассчитать себестоимость изделия, при возможности свести ее к минимуму, т.к. основной задачей производства является: «Выпуск качественной продукции с низкой себестоимостью».

По завершению проекта учащиеся проводят испытание изделия и выполняют самооценку изделия по отношению к цели, задачам и к критериям, написанным в дизайн спецификации.

В завершении всего учащиеся оформляют результаты проектных исследований, защищают свой проект перед одноклассниками или на публичную сцену.

Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе - этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам часто не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия, что и формирует у них познавательные универсальные учебные действия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Достоинство метода проектов в том, что учащиеся видят перед собой конечный результат – изделие, которое они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться, на что я способен и где применить свои знания - это помогает им в профессиональном самоопределении.

.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области