Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Химические свойства и применение кислорода"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

План-конспект урока по химии

(Химия, 8 класс, Кузнецова Н.Е.)

Выполнила: Л.С.Габова

Учитель химии

План-конспект урока по химии

Класс: 8

Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ-технологии

Тема урока: «Химические свойства и применение кислорода

Цели урока:

Образовательные:

способствовать формированию знаний учащихся о кислороде, его химических свойствах;

обеспечить условия для усвоения учащимися понятий: реакция окисления, реакция горения, медленное окисление, оксиды;

сформировать умения записывать уравнения химических реакций горения простых и сложных веществ в кислороде, давать названия полученным веществам;

способствовать осмыслению учащимися роли кислорода на земле и в жизни человека.

Развивающие:

способствовать формированию:

-умений выделять общие и существенные признаки и свойства;

-умений увидеть проблему и найти пути её решения;

-умений применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий;

продолжить развитие самостоятельности, умение работать в парах.

Воспитательные: 

способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду, положительного отношения к знаниям, инициативности, настойчивости, способности преодолевать трудности для достижения цели.

Оборудование и реактивы: опорный конспект "Химические свойства и применение кислорода", дидактический материал; учебник; периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева; реактивы для демонстрации химических свойств кислорода; кислород в четырех закрытых колбах, спиртовка, лучинка, спички, стаканы, ложки для сжигания веществ

План урока:

- организационный этап

2 мин

- актуализация знаний учащихся (проверка ранее изученного материала)

9 мин

- целеполагание и планирование

2 мин

- изучение нового материала

20 мин

- закрепление и обобщение изученного материала

10 мин

- рефлексия (выводы к уроку выставление оценок за урок )

2 мин

- задание на дом

1 мин

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия

Организационный этап

Содержание деятельности учителя

Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих в классе.

Далее обращает внимание ребят на эпиграф, написанный на экране: “Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия”. Берцелиус

– Ребята, в чём заключается роль кислорода на Земле и в жизни человека?

– Как вы понимаете этот эпиграф?

– Зачем нам нужно знать о кислороде больше информации?- Что Вы интересного знаете о кислороде?

Содержание деятельности учащихся

Учащиеся, используя информацию прошлого урока, в устной форме проговаривают, что роль кислорода на Земле и в жизни человека глобальна. Рассказывают интересные факты о кислороде

Актуализация знаний учащихся

Содержание деятельности учителя

Учитель предлагает выполнить задание с химическим диктантом и даёт такие комментарии:

– Ребята, я предлагаю вам выполнить это задание для того, чтобы вы вспомнили ключевые понятия прошлого урока. Многие характеристики кислорода помогут вам более детально разобраться в теме сегодняшнего урока.

Содержание деятельности учащихся

Учащиеся выполняют задание по пройденным темам: «Кислород – химический элемент и простое вещество», «Получение кислорода в лаборатории» в тетрадях индивидуально.

Далее учитель выводит на экран «ключ» ответов:

– Я прошу вас обменяться тетрадями, произвести проверку по «ключу», поставить оценку и продемонстрировать результат выполненной работы; поднимите руку те дети, кто получил положительную оценку. (Если в классе окажутся дети с неудовлетворительной оценкой, учитель предложит им выполнить это задание ещё раз на следующем уроке).

Ребята обмениваются друг с другом своими тетрадями и производят проверку по “ключу” ответов, оценивают полноту знаний, выставляют оценки, обсуждают результаты.

Демонстрируют результат выполненной работы.

Изучение нового материала

Содержание деятельности учителя

Изучение химических свойств кислорода.

Кислород энергично реагирует со многими веществами: простыми – металлами и неметаллами и сложными.(схема на доске)

– Ребята, обратите внимание на доске написано новое для вас понятие – реакция окисления. Давайте дадим ему определение:

Реакция окисления – реакция, в результате которой вещество взаимодействует с кислородом.

– Сейчас я предлагаю вам на конкретном примере пронаблюдать, как происходит окисление некоторых веществ в кислороде.

1) С неметаллами

Учитель демонстрирует взаимодействие кислорода с неметаллами – углеродом, серой, фосфором.

(Демонстрация опытов)

Разобраться в сущности процессов, которые происходили в наблюдаемых опытах, помогут уравнения химических реакций:

С углеродом

C + O2 ––>CO2

С серой

S + O2 ––>SO2

С фосфором

4P + 5O2 ––> 2P2O5Учитель ставит перед ребятами проблемный вопрос:

2) С металлами

С большинством металлов кислород реагирует уже при комнатной температуре

Железо сгорает в кислороде при температуре с треском и разбрасыванием искр, при этом образуется железная окалина Fe3O4 – это соединение двух оксидов железа: FeO в валентности (II) и Fe2O3в валентности (III):

Учитель записывает на доске уравнение химической реакции взаимодействия железа с кислородом:

3Fe + 2O2 ––> Fe3O4

(демонстрирует опыт взаимодействия железа с кислородом)

– Правильно, вы назвали признаки реакции горения, а теперь дополните свой словарик ещё одним определением. Прочитаем определение реакции горения в учебники на стр. 57:

Реакция горения – реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

Учитель обращает внимание учащихся на то, какие вещества образуются в процессе взаимодействия с кислородом.

– Вы правильно определили состав образовавшихся веществ, они действительно состоят из двух элементов, один из которых кислород, такие вещества называют оксидами. Запишите новое определение в словарик. Прочитаем определение оксиды в учебники на стр. 109

Оксиды – сложные вещества, состоящие из атомов двух химических элементов, один из которых – кислород.

Общая формула оксидов:

ЭхОу

где Э – это химический элемент в валентности = Nгруппы(для элементов главных подгрупп «А»),

О – это кислород в валентности (II),

Х и У – это индексы, полученные исходя из валентностей элемента.

Учитель организует разрешение проблемной ситуации и одобряет активность учащихся:

– Почему в кислороде горение данных неметаллов происходит ярче и активнее, чем на воздухе?

Далее учитель просит самостоятельно записать уравнение химической реакции, отражающей взаимодействие магния с кислородом и назвать полученное вещество.

2Mg + O2 ––> 2MgO (оксид магния)

3) сложными веществами

Кислород реагирует и со многими сложными соединениями

Учитель записывает уравнение химической реакции горения сложного вещества в кислороде:

CH4 + 2O2 ––> CO2 + 2H2O

SiH4+2O2––>SiO2+2H2O

CuS+O2––>CuO+SO2

– Ребята, обратите внимание на химические формулы образовавшихся веществ, что вы можете сказать об их составе?

– Обратите внимание, что в результате реакции образовались оксиды тех элементов, которые входят в состав сгорающего вещества.

Более подробно о горении сложных веществ в кислороде и правилах уравнивания таких реакций мы познакомимся на следующем уроке.

*Вопрос повышенной сложности: назовите вещество при горение которого образуется металл?

HgS+O2––>HgO+SO2

(2HgO––>2Hg+O2)

– Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что есть реакции окисления, которые протекают не так ярко и энергично, но, тем не менее, имеют большое значение в жизни человека – это реакции медленного окисления, запишите новое понятие в словарик:

Медленное окисление – реакция окисления, которая идёт медленно с постепенным выделением теплоты и не сопровождается выделением света.

Учитель приводит несколько примеров реакций медленного окисления.

Содержание деятельности учащихся

Учащиеся знакомятся с определением понятия реакция окисления.

Ученики наблюдают процесс взаимодействия углерода с кислородом, серы с кислородом, фосфора с кислородом, сравнивают как идёт взаимодействие углерода, серы, фосфора, железа с кислородом воздуха и с чистым кислородом.

Записывают уравнения химических реакций в тетрадь.

Учащиеся называют признаки показанных реакций: выделение света и теплоты.

Учащиеся знакомятся с определением понятия реакция горения.

Дети отвечают, что в составе образовавшихся в результате реакций веществ находятся два элемента, один из которых кислород.

Учащиеся знакомятся с определением понятия оксиды.

Учащиеся приходят к выводу, что кислород – это газ, поддерживающий горение; интенсивность протекания реакций резко увеличивается в атмосфере кислорода.

Один учащийся у доски, а остальные в своих тетрадях записывают уравнение химической реакции.

Учащиеся записывают уравнение химической реакции в тетрадь.

Дети отвечают, что в составе образовавшихся в результате реакций веществ находятся два элемента, один из которых кислород.

Вспоминают пройденный материал, пытаются ответить на вопрос.

Учащиеся знакомятся с определением понятия медленное окисление.

Ребята привести примеры из жизни.

Закрепление и обобщение изученного материала

Содержание деятельности учителя

Работа по закреплению полученных знаний:

Выполнить задание, которое выводится на слайде

Среди перечисленных явлений выберите реакции медленного окисления

-Сжигание угля в печи

-Гниение упавшего дерева

-Влажная трава убранная в стог

-Зажжение олимпийского огня

-Сжигание серы в кислороде

-Воспламенение нефти

-Гниющие остатки растений в компостной кучи

Ответы оцениваются.

Содержание деятельности учащихся

Учащиеся активно отвечают

Рефлексия

Содержание деятельности учителя

Подведение итогов урока.

Учитель совместно с учащимися оценивает урок и принимает их предложения и пожелания:

– Чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?

– Какие понятия вы освоили на уроке: реакция окисления, реакция горения, реакция медленного окисления, оксиды.

– Были ли моменты непонимания?

– Смогли ли мы их разрешить в ходе разговора?

– Назовите самые удачные ответы ваших товарищей.

– Сформулируйте советы себе и другим, над чем нужно ещё поработать.

– Что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?

– Что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому?

Самые удачные ответы оцениваются.Выставляются оценки за урок.

Содержание деятельности учащихся

Ребята отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения.

Задание на дом

Содержание деятельности учителя

Ребята, что необходимо сделать для полного усвоения темы?

Учитель выводит домашнее задание на экран и разъясняет, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания: §34 и повторение всей главы «Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение»

Для желающих ребят учитель предлагает выполнить следующие творческие задания:

Составить кроссворд, ключевое слово которого “кислород”;

 Урок завершён, всем спасибо.

Содержание деятельности учащихся

Учащиеся определяют объём и содержание домашнего задания, записывают его в дневник.

Приходят к выводу, что нужно выучить, закрепить, о чем получить дополнительную информацию, в какой области расширить знания.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области