Значение эксперимента в преподавании биологии.
Автор Голубова Н.Л.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал».
К. А. Тимирязев
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника.
Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Особая роль при этом отводится эксперименту. Учебный интерес наиболее ярко проявляется у учащихся начальной школы, но постепенно угасает у детей в среднем и старшем звеньях. В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед образованием и, на первый план выходит формирование компетенций. Основная задача учителя в современной школе – не столько вооружить учащихся суммой знаний умений и навыков, сколько научить их добывать знания, развивать устойчивую мотивацию к учению. Эксперимент, который можно широко применять в биологии, может быть важной формой такой мотивации.
Что же такое эксперимент. Можно найти разные формулировки этого понятия. Остановимся на одной из них. Эксперимент - слово «эксперимент» происходит от латинского языка и переводится как «проба», «опыт». Эксперимент – самый главный метод познания в большинстве наук.
Виды эксперимента:
1. Демонстрационный - готовится и выполняется учителем;
2.Ученический - фронтальные лабораторные работы, опыты и наблюдения (выполняются на уроке всеми учащимися одновременно на однотипном оборудовании под непосредственным руководством учителя;
3. Домашний- практикум (является формой самостоятельной работы учащихся, готовится ими заранее и выполняется по письменной инструкции);
4. Проблемный - практикум (является формой самостоятельной работы учащихся, готовится ими заранее и выполняется по письменной инструкции);
Эксперимент является одним из важнейших методов обучения, так как выступает одновременно источником знаний и средством наглядности, что повышает эффективность изучения биологии на всех этапах и помогает формировать УУД.
Эксперимент - один из сложных и трудоемких методов обучения. Он позволяет выявить сущность того или иного явления. Проведение эксперимента помогает устанавливать причинно-следственные связи, изучаемого материала.
При постановке эксперимента, проведении опытов, учащиеся становятся исследователями, открывают тайны природы. Для этого нужны первоначальные знания, умения и навыки, которыми учащиеся, начинающие изучать предмет не располагают, поэтому закладка опытов производится заранее учителем. По мере накопления знаний, учащиеся учатся технике проведения опыта, умению наблюдать и делать выводы.
Программа по биологии ориентирует на использование в преподавании предмета различных лабораторных и демонстрационных опытов. В дальнейшем это могут быть как домашние, так и проблемные практикумы. Школьный эксперимент приучает учащихся к точности, аккуратности, развивает мышление, что соответствует требованиям к современному уроку Естественно, что тематика учебных опытов определяется содержанием изучаемого материала, но в ней находят отражение и общие задачи по формированию мировоззрения.