Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие интеллектуально-творческого потенциала ребёнка посредством тестопластики

Развитие художественных и творческих способностей, способность детей видеть прекрасное в окружающей действительности. Ознакомление с технологией изготовления различных изделий из солёного теста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА ПОСРЕДСТВОМ ТЕСТОПЛАСТИКИ

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»

Василий Александрович Сухомлинский

С каждым годом становится всё больше детей, которые отстают от своих сверстников в своём развитии. Человеческие руки – этот тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребёнка

Я обратила внимание, что дети очень любят лепить. Для чего современному ребенку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия тестопластикой дает уникальную возможность моделировать мир и представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Моя цель - развитие мелкой моторики у детей, ведь развивая моторику, мы развиваем связную речь. Кроме того, соленое тесто — это замечательный материал для лепки вместе с детьми с самого раннего возраста. Можно не бояться, что ребенок возьмет в рот тесто: оно безвредное, к тому же не вкусное, и вряд ли малыш снова захочет повторить свой эксперимент. К тому же, этот материал приятный на ощупь, тёплый, нежный и совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.

Лепка имеет большое значение для обучения дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

Из соленого теста можно создавать красивые и оригинальные вещи, которые украсят дом или станут подарками для знакомых.

Работая с тестом. Дети проявляют творчество и фантазию. Ведь здесь можно использовать разные инструменты: (что всегда поддерживает интерес у детей): выдавливание через чеснокодавилку, сито, кондитерский шприц. При работе с поверхностью можно применять штампы, ракушки, камешки, ткани, кружева, рельефные пуговицы, растения - все, что может оставить след. Из раскатанного теста можно вырезать различные силуэты и использовать как «налеп».

Хотелось бы прикоснуться к истории происхождения слоёного теста, чтобы осознать значимость этого творчества.

Во многих культурах мира хлеб и соль - символы гостеприимства, радушия, мудрости, чистоты. Вспомним хотя бы выражение «хлеб да соль», «съесть пуд соли», «не солоно хлебавши». Если задуматься, то хлеб и соль давно стали неотъемлемыми составляющими культуры и цивилизации.

Из муки и воды еще в глубокой древности люди готовили простейшую еду - лепешки, которые обжигали на раскаленных камнях или коптили на углях. Именно тогда были подмечены пластические свойства теста и человечество начало не только готовить из этих компонентов, но и творить.

Технику создания фигурок передавали из поколения в поколение, а секреты ее тщательно хранили.

Можно сказать, что соленое тесто появилось одновременно с рождественской елью. Когда она стала главным символом Рождества, бедняки начали изготавливать различные фигурки из теста для украшения праздничного дерева, а для того, чтобы они дольше хранились и были защищены от мышей и насекомых, тесто делали очень соленым.

Большой популярностью пользовались фигурки из соленого теста на Руси. Тогда они символизировали Благополучие, достаток и богатство, а потому их было принято дарить на Новый год, который в те времена отмечали 1 сентября Считалось, что вместе с этими сувенирами в дом входит богатство и благополучие, а богатым и благополучным называли тот дом, в котором всегда были хлеб и соль, да так и говорили: «хлебосольный дом». Потому, собственно, и традиция дарить такие фигурки получила название «хлебосол».

Впрочем, это не просто красивая традиция, можно сказать, что это часть культуры Древней Руси. По тому, как расписаны эти фигурки, можно было определить, где они были изготовлены, ведь каждая местность славилась определенной техникой росписи (хохлома, гжель и т. д)

Пластичность теста была отмечена очень давно, и это свойство широко использовалось при создании самых разнообразных фигурок. Чего только не лепили из теста! Это и жаворонки, символизирующие приход весны, и козули, которых традиционно дарили самым близким людям на Новый год и Рождество, и баранки. В жизни наших предков было то, чего порой так не хватает современным людям, - почитание предков, соблюдение традиций и обычаев

Так, древние славяне считали, что весна придет быстрее, если ее «зазвать» при помощи вылепленных из теста фигурок жаворонков. С этими фигурками дети забирались на деревья или крыши домов и пели песни, призывавшие весну прийти как можно скорее. Подобные песни-веснянки пели взрослые, в них они просили аистов и журавлей поскорее вернуться из теплых стран и вместе с собой принесли долгожданное тепло.

Во многих местностях России традиция лепки из теста передавалась из поколения в поколение. Причем в каждой губернии лепили фигурки определенного вида, которые имели специфические названия, например в Архангельске это были козули, в Центральной России и Сибири - коровки.

Наши предки считали, что если напечь много животных из теста, то увеличиться поголовье домашнего скота, дичи в лесах размножится. Кроме того, козули и коровки были символами урожайного года.

20 лет назад началось возрождение этого древнего искусства; более того, число его почитателей с каждым годом все больше увеличивается, организуются различные кружки лепки из теста, проводятся семинары, мастер-классы. Возможно, этот вид творчества так популярен потому, что символизирует достаток и благосостояние. Кроме того, изделия из соленого теста экологически чисты, что особенно актуально в наши дни. Да и сам материал приятен в работе, поэтому процесс лепки вызывает только положительные эмоции.

Опираясь на традиции русского народа тестопластика несет положительный заряд и энергетику, расширяются знания устного народного творчества (разучивание закличек, потешек, пословиц и т. д)

В своей работе я поставила целью развитие художественных и творческих способностей и привитие способностей видеть прекрасное в окружающей действительности. В соответствие были поставлены задачи:

Обучающие:

- научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

- обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

- начать формировать знания о композиции.

Технические:

- развивать координацию рук

- научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием.

- использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук

- развивать речь

- расширить словарный запас

- расширить кругозор

- развивать наблюдательность

- развивать эстетический вкус

- развивать образное и логическое мышление

- содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Воспитательные:

- воспитать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

- воспитать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

- воспитать ценностное отношение е человеку, его культуре, труду.

Социальные:

- создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

- помочь ребенку реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогом;

- научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать на их дальнейшее познание и творчество в жизни.

Так же к данному виду художественной-творческой деятельности были привлечены родители через информационные стенды, консультации, беседы и выставки. Проводились практические семинары по знакомству с техникой выполнения работ из теста, организовывались выставки работ, выполненных совместно с детьми.

Также, воспитанники выступили с кукольно-театрализованным представлением по сказке Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка», используя фигурки, вылепленные из солёного теста своими руками.

Организовывались выставки подделок детей: «Рождественские пряники», «Весенние композиции», «Плетёные веночки» (с фруктами, с цветами, с лесными дарами и т.д.), «Украшение для мамы» (кулоны, медальоны, брошки с застёжкой и т.д.), «Калачи из печи», «Колокольчики», «Фигурные подсвечники»; коллективные работы (панно): «Натюрморт в корзинке», «Натюрморт с самоваром», «Дерево жизни».

Литература.

Савина Н. В. Оригинальные поделки из солёного теста, - М. : Рипол Классик, 2014.

Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала, - М. : ТЦ Сфера, 2009

Волшебный пластилин: Учебное пособие, – М. : Махаон, 2012.

Ращупкина С.Ю. Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки, - М. : Рипол Классик, 2011.

ИД Комсомольская правда - Золотая коллекция увлечений для родителей и детей. Солёное тесто, - М. : Аст-Пресс, 2014.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 14.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области