Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромный результат.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и хороводные игры, которые погружают его в светлый убаюкивающий мир, оказывают врачующее влияние на детскую душу. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения, я в своей группе детей раннего возраста создала соответствующую развивающую среду. В интерьер группы включила элементы русского фольклора: мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы, уголок ряженья, альбомы с потешками, книжки по возрасту и т.д.
Особенно эффективно использовать малые фольклорные формы в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки:
Петушок, петушок
Золотой гребешок…
или: Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…
Кроме того, я отвела большую роль фольклору при планировании образовательной деятельности и в режимных моментах: умывании, причёсывании, приёму пищи, прогулки, одевании, укладыванию спать.
При умывании: Водичка – водичкаУмой моё личико…
При причёсывании: Расти, коса, до поясаНе вырони ни волосаРасти косонька до пят,Все волосики в ряд…
Во время приёма пищи: Умница КатенькаЕшь кашку сладеньку,Вкусную, пушистую,Сладкую, душистую.
Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять!
Считалка поможет детям запомнить порядковый счет. Сама процедура одевания у меня проходит веселее и быстрее.
Во время прогулки, я показываю детям деревья, наблюдаю за живыми объектами, рассказываю подходящие для этого случая потешку или закличку:
Зеленейся, зеленейся, мой
зеленый сад. Расцветайте, расцветайте,
мои алые цветочки!
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки я использую его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают, например:
У сороки болиУ вороны болиА у Насти заживи.
или: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?Сашенька хороший, Сашенька пригожий!
Для речевого развития детей раннего возраста я использую пальчиковую гимнастику: «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Во время проговаривания колыбельных, закличек, пестушек я вырабатываю у детей умение регулировать темп, громкость, дыхание.
Работая, с детьми раннего возраста я увидела, что использование малых форм фольклора в образовательной деятельности и в режимных моментах, речь детей становится более внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивать четверостишия и даже небольшие роли.
Малые фольклорные жанры приносят радость приобщения к светлым мыслям, способствуют развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.
МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области»
Доклад на тему: Фольклор в развитии речи детей раннего возраста
Воспитатель: Гребенникова Н. И.
Калининск 2019