Конспект НОД «Путешествие в библиотеку»
Цель:
Продолжить знакомство детей с книжной культурой и детской литературой. Дать детям представление о библиотеке. Формировать интерес к книге, учить бережному отношению к ней. Воспитывать уважение к труду работников библиотеки.
Задачи:
Познакомить детей с понятием библиотека, обогатить представления детей о разных видах книг; показать значимость библиотеки.
Расширение и активизация словаря по теме (библиотека, библиотекарь, читальный зал, абонемент, стеллажи, формуляр).
Создать условия для реализации творческих способностей детей.
Развивать воображение, мышление, память.
Воспитывать интерес к чтению, любовь к книге.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами на занятии совершим путешествие, а для того чтобы узнать куда, нужно отгадать загадку:
Этот дом не простой:В нем живут бок о бокИ Кощей, и царь Гвидон.А на соседней с ними полкеЖивут, не тужат и, кстати,В доме этом они дружат,Волк и семеро козлят.И всегда в гости ждутОни ребят! (Библиотека)
Стоит огромныйСветлый дом.Десятки тысячКнижек в нём.
Я всё знаю, всех учу,Но сама всегда молчу,Чтоб со мною подружиться,Надо грамоте учиться. (Книга)
Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нет ни лап, и не рук,
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всем тебе расскажет. (Книга)
Воспитатель: Ребята, скажите, для чего нужны книги? (Ответы детей).
Воспитатель: Книги встречают человека с раннего детства и сопровождают его на протяжении всей жизни. До того как изобрели бумагу, люди изготавливали книги из коры берёзы-бересты, потом из пергамента - это тонкая кожа животных. Поэтому раньше книги были большими и тяжелыми.
С ними бережно обращались. Чтобы изготовить одну книгу, надо было приложить много труда, сил, их передавали из поколения в поколения, украшали обложки книг драгоценными камнями, позолотой.
Если читать книги, то можно о многом узнать. Она открывает огромный волшебный мир. Знакомит с историей, былиной, пословицами, поговоркой, радует своими сказками, учит задумываться над стихами, рассказами. Книга – это мудрость народа.
Воспитатель: Ребята, а где вы дома храните свои книги? (ответы детей). Да, дома мы храним свои любимые, интересные книги на полках, в книжном шкафу. Но представьте, если книг очень, очень много. Где же нам их сохранить? (ответы детей).
Воспитатель: Для большого количества книг в каждом городе есть специальный дом, который называется библиотека. Ребята, а кто ни будь из вас был в библиотеке? Что же это такое библиотека?
Библиотека это место где храниться очень много книг. Они аккуратно стоят на полках, а полки эти называются стеллажами. Но они не просто стоят на полках для красоты, но их ещё дают читать домой. Человек, который пришел в библиотеку называется читатель.
Для человека кто хочет читать книги из библиотеки, заводят специальный документ - формуляр, где записывают фамилию, имя, адрес читателя, число, когда взяли книгу из библиотеки и когда нужно её вернуть обратно.
Как вы думаете, для чего заполняют формуляр? (ответы детей). Чтобы читатель не забывал когда надо вернуть книгу в библиотеку, что он взял её только на время почитать.
Воспитатель: Скажите, а кто работает в библиотеке? Как называется эта профессия? (ответы детей)
Человек, который работает в библиотеке и помогает найти интересную книгу, называется библиотекарь.
В библиотеке есть два зала, в одном можно выбрать книгу и забрать ее домой, на время. Этот зал называется абонемент. А другой зал называется читальный. Как вы думаете почему? (ответы детей).
В читальном зале можно читать книгу не забирая её домой.
Библиотека это общественное место, где может находиться много любителей почитать – читателей.
Читатели библиотеки должны выполнять определенные правила.
Воспитатель: Как вы думаете, какие это правила? (ответы детей)
Правила поведения в библиотеке: в библиотеке нельзя кричать, бегать, мешать другим. Рвать, мять, рисовать, загибать, вырывать страницы книг. Книги любят бережное отношение.
В библиотеку приходят читать много разных людей и поэтому нужно стараться соблюдать правила, чтобы после чтения книга осталась аккуратной чистой, чтобы её было, приятно брать в руки следующему читателю. Если к книге бережно относиться, то она может поведать свою историю многим любителям чтения. И основное правило в библиотеке, которое должен знать каждый читатель: прочитал книгу, верни её обратно в библиотеку.
Воспитатель: А вы любите, когда вам читают книги? (ответы детей). Сейчас я вам загадаю загадки про сказочных героев:
Ждали маму с молоком,А пустили волка в дом…Кем же были этиМаленькие дети? (Семеро козлят)
Покупала самовар,А спасал ее комар. (Муха-Цокотуха)
В гости к бабушке пошла,Пироги ей понесла.Серый Волк за ней следил,Обманул и проглотил.(Красная шапочка)
Всех важней она в загадке,Хоть и в погребе жила:Репку вытащить из грядкиДеду с бабкой помогла. (Мышка)
Толстяк живет на крыше,Летает он всех выше. (Карлсон)
Родилась у мамы дочкаИз прекрасного цветочка.Хороша, малютка просто!С дюйм была малышка ростом.Если сказку вы читали,Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка) |
Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? (Буратино)
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием.
Физкультминутка «Вместе с Буратино»:
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами сделаем книжные закладки, которые нашим книгам продлят жизнь. Но закладки не простые, а особенные, мы посвятим их героям любимых детских книг. Книжная закладка, выполняет очень важную функцию: она помогает не пачкать страницы и не листать читателями без надобности книгу и этим самым дольше сохранить ее аккуратной.
Воспитатель: Ребята, посмотрите я сделала вот такую закладку. (Демонстрация готовых образцов закладок). Закладку мы будем делать из цветной бумаги. Я вам рассказываю и показываю ход действий, а вы за мной повторяете и делаете тоже самое.
Берём квадрат цветной бумаги складываем по диагонали.
Загибаем уголки наверх.
Разворачиваем.
Загибаем один верхний угол вниз.
Поднимаем правый уголок вверх.
Заправляем его в кармашек.
Левый уголок заправляем точно так же.
Переворачиваем. Заготовка готова! Берём ножницы, вырезаем мордочки животных и приклеим на закладку.
Я - красивая закладка
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай -
Где закладка, там читай.
Показ как пользоваться закладкой.
Какие вы, молодцы! Такие красивые закладки сделали, я думаю книгам они тоже понравятся!
Выходит ребёнок и читает стихотворение:
Чтобы грамотными стать,
Надо книги всем читать
Обо всём на целом свете!
О зверятах и о детях,
О морях и океанах,
О больших и малых странах.
Читая, развиваем речь, и книги учимся беречь,
Чтоб книга опрятной была и в порядке,
Её сохранить нам поможет
Все: ЗАКЛАДКА!
Итак, мы с вами много узнали о библиотеке, о том, что библиотекарь – очень важная и нужная профессия, как пользоваться книгами; изготовили закладки для книг.