Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Опыт проведения частично-дистанционной профориентационной работы с территориально отдаленными школами Новокузнецкого муниципального района

Трансляция опыта организации профессиональных проб совместно с учреждением среднего профессионального образования в территориально отдаленных школах.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Опыт проведения частично-дистанционной профориентационной работы с территориально отдаленными школами Новокузнецкого муниципального района

Автор: педагог дополнительного образования

Колесова Галина Владиславовна

Существует достаточно много форм профориентационной работы, но показать «будни» профессии возможно только с помощью профессиональных проб - относительно новой формы профориентационной деятельности со школами и обучающимися. Профессиональные пробы выступают как фактор формирования готовности учащихся к осознанному выбору профессии.

Профессиональные образовательные учреждения сталкиваются с различными сложностями в вопросах организации процесса обучения по профессиональным пробам. Основная трудность – наладить систему посещений занятий учащимися школ, довести старшеклассника до конца программы и получить вместе с ним готовый «продукт труда» в рамках демонстрируемой компетенции. Очевидно, что в первую очередь ССУЗы и ВУЗы начали работу со школами-соседями и партнерами. Таким образом, охват городской территории стопроцентный, чего нельзя сказать об отдаленных школах Новокузнецкого муниципального района.

Проблема всех сельских школ – это большая удаленность от города, что создает ряд трудностей, как для самих школ, так и для профессиональных образовательных учреждений в вопросах организации профориентационных занятий. Основные проблемы для школ – это отсутствие возможности регулярно привозить учащихся в город, зависимость от расписания уроков и режима работы с учениками на подвозе. Все это создает не меньшие проблемы и для профессиональных образовательных учреждений: необходимость подстраивать учебный процесс и мероприятия под расписание автобусов сельских школ; отсутствие возможности объединять несколько школ на одном занятии. Выезды за город в школы сотрудников ССУЗов и ВУЗов тоже не рентабельны из-за малой численности учащихся 8-9 классов по сравнению с городом.

В школах Новокузнецкого района 13 средних общеобразовательных школ и 10 основных - это 435 учащихся 9 классов и 583 восьмых. По данным Управления образования НМР только 29% идут в десятые классы, остальные поступают в техникумы и колледжи. Именно этим учащимся требуется квалифицированная помощь в вопросе самоопределения и выбора своего профессионального пути. Но отсутствие системной профориентационной работы с территориально отдалёнными школами в результате выдает «случайных» абитуриентов, не заинтересованных не в выбранной профессии, не в образовательном учреждении.

Рисунок 1. Список школ Новокузнецкого муниципального района

Очевиден тот факт, что организация профессиональных проб в том виде, в котором она существуют для городских школ, сельским школам не подходит. Требуется иной подход к организации учебного процесса и универсальная программа, интересная всем старшеклассникам и демонстрирующая несколько специальностей.

В 2017 году был заключен договор о сотрудничестве между ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум» и МБОУДО «Дом детского творчества НМР», который являются инновационной площадкой по профориентационной деятельности в сельских школах, и выступает куратором и посредником в договорных отношениях между школами и профессиональными образовательными организациями. Техникумом была предложена программа для 8-9 классов «Архитектура и дизайн». Первыми изъявили желание ее освоить в 2017 году учащиеся Еланской средней школы (20 человек).

Выработан механизм работы со школами. Руководству школ предлагается программа, утвержденная Дома детского творчества и техникумом, для подробного изучения и с целью формирования расписания удобного как для старшеклассников, так и для преподавателя техникума. Эта программа рассчитана на 30 часов, в ее основе лежит технология проектного обучения. Пятьдесят процентов времени отведено на самостоятельную работу с дистанционным педагогическим сопровождением, что обусловлено большим количеством времени на графическое оформление проекта, формирование пояснительной записки и подготовку к итоговой публичной защите. В программе распределены часы на занятия в стенах школы и в здании техникума, что позволяет заранее составить удобное расписание. Заложены разнообразные формы организации учебной деятельности: лекции, практические работы, мастер-классы, экскурсии и другие, способствующие получению необходимых знаний для выполнения проекта, а так же демонстрирующие другие профессии (приложение 1).

В программе предусмотрена лояльность выбора темы проекта. Это связано с поддержанием интересов обучающихся и с актуальностью проекта для школы. Сам образовательный процесс может быть проведен преподавателем техникума и педагогом Дома детского творчества, преподавателем и школьным учителем. Практика показывает, что участие учителей и педагогов повышает качество работ, дисциплину и мотивацию в группе обучающихся.

Роль дистанционного образования в этом процессе очень важна, так как это организация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся. За два года были опробованы различные интернет ресурсы в качестве платформы для дистанционной работы. Очевидно, что интернет платформа должна решать основные вопросы:

быстрый обмен документами, фотографиями, видео;

возможность общения в формате чата;

возможность обмена голосовыми сообщениями;

возможность простого и быстрого редактирования фотографий для указания недочетов, подписей и др.;

постоянный и стабильный доступ к интернет ресурсу;

моментальное оповещение о работе в интернете;

понятный и доступный для школьников интерфейс.

Этим требованиям соответствуют месенджеры. Платформы для профессионального дистанционного обучения, типа MOODLЕ, требуют специального обучения школьников в работе с ней, их регистрации, создания акаунтов. Это проблематично, неудобно и долго. Использовать образовательные платформы школы не могут преподаватели техникума и педагоги дома творчества, так как с ними не знакомы. Поэтому, за основу была выбрана социальная сеть «В Контакте», где уже зарегистрированы все учащиеся 8-9 классов. Мобильная связь позволяет каждому школьнику быть постоянно в сети, отслеживать все, что в ней происходит, моментально реагировать в виде сообщений, комментариев и др.

После того, как распределены темы проектов, преподавателем создаются чаты «беседы» с соцсети «В Контакте». Название «беседы» – название темы проекта. В «беседе» могут участвовать все учащиеся, мини-группы, кто выполняет проект на одну тему, школьные учителя и педагоги Дома детского творчества. В «беседы» преподаватель техникума загружает документы, электронные учебники, рекомендации, фотографии проектов, примеры их выполнения на профессиональных пробах и многое другое. Тут же у обучающихся есть возможность задать вопросы и быстро получить ответы. Особенное преимущество социальной сети «В Контакте», в отличие от «WhatsApp» и «Viber» в том, что можно работать одновременно на компьютере и в смартфоне. Все загруженные преподавателем документы можно легко копировать на компьютер, работать с ними и присылать свои документы для проверки и редактирования. Огромное преимущество еще в том, что никому из учеников не надо объяснять, как работать и общаться «В Контакте». Таким образом, дистанционная работа налаживается прямо во время урока (создаются «беседы», добавляются участники) и переходит уже в заочный режим.

Рисунок 2. Фотографии формы дистанционной работы с обучающимися на профессиональных пробах (формат «бесед» в социальной сети «В Контакте»)

Основная сложность дистанционного обучения – это удержание интереса учащихся, активация их работы. Именно поэтому дистанционные занятия чередуются со встречами. Большую роль в поддержании мотивации к самостоятельной работе играют школьные учителя, классные руководители и педагоги Дома детского творчества. Качество проектов, их подача – это именно вопрос интереса к теме и демонстрируемой профессии. Конечно, всех учащихся 8-9 классов одной школы не может интересовать архитектура и дизайн, поэтому не каждый ученик завершает данный учебный процесс. Но каждый получает сертификат о профессиональных пробах, так как он выдается за 16 освоенных часов (данная программа рассчитана на 30, в 16 входят экскурсии и мастер-классы, которые посещают все), а главное, что каждый учащийся именно «попробовал» эти профессии применить к себе, сделал вывод и самоопределение.

Рисунок 3. Защита проектов по завершению профессиональных проб

За два года Домом детского творчества и строительным техникумом проведены профессиональные пробы в пяти школах, выдано 38 сертификатов и на данный момент подготавливаются к выдаче еще 45 сертификатов для учащихся, уже освоивших программу. В планах расширить программы профессиональных проб.

Рисунок 4. Экскурсии, квесты и мастер-классы в ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум»

Рисунок 5. Вручение сертификатов о прохождении профессиональных проб

Приложение 1

Программа профессиональных проб «Архитектура и дизайн»

Пояснительная записка

Модернизация образования в России предполагает воспитание «современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Одним из направлений реализации данной идеи является организация социального партнерства между учреждениями общего и профессионального образования через создание образовательно-развивающей среды для раскрытия индивидуальных склонностей и способностей, творческого потенциала и самостоятельности личности, обеспечения профессиональной ориентации обучающихся.

Специальности «Архитектура» и «Дизайн (по отрослям)» востребованы во все времена. Невозможно представить будущее без архитектурных сооружений и комфортных отвечающих запросам времени условий проживания, отдыха и труда. Но путь в профессионализму лежит через серьезный труд. Готовым продуктом труда и архитектора, и дизайнера является проект, для создания которого важно приобрести множество профессиональных навыков. Профессиональные пробы дают возможность погрузиться в настоящую архитектурно-дизайнерскую проектную деятельность. В ходе выполнения проекта, учащиеся 8-9 классов соотносят свои интересы и индивидуальные особенности с требованиями интересующей профессии, сознательно выбирают направление профессиональной деятельности. В программу профессиональной пробы входят разные формы занятий: экскурсии, мастер-классы, практические работы и самостоятельная внеаудиторная деятельность с дистанционным сопровождением.

Цель программы:

формирование первичные знаний, умений и навыков обучающихся 8-9 классов по профессиям «архитектор» и «дизайнер»

Задачи программы:

Развивать интерес к профессии «дизайнера-архитектора» и другим профессиям профессионального учебного заведения.

Содействовать формированию позитивного имиджа профессий «архитектор» и «дизайнер».

Обучать использованию полученные в рамках программы знаний и навыков в жизни самостоятельно.

Структура программы:

программа рассчитана на 30 часов и состоит из двух этапов: подготовительный и практический. Обучение по программе происходит на территории школы, в техникуме и внеаудиторно самостоятельно с дистанционным сопровождением.

Распределение часов на программу «Архитектура и дизайн»

Работа в школе в формате урока

8 часов

Работа в техникуме в формате урока и экскурсии

7 часов

Самостоятельная работа с элементами дистанционного обучения и онлайн-консультаций

15 часов

итого

30 часов

Учебный план

Раздел. Тема

Всего

В том числе

Внеаудит. самостоят. работа

Форма

контроля

Лекции

Выездные занятия, деловая игра

Практические занятия

Подготовительный этап

1

Знакомство с профессией архитектора, планом и режимом работы

2

1

1

Практический этап

2

Изучение объекта проектирования, ситуации, проблем и потребностей.

2

1

1

Кроки, зарисовки, фотографии

3

Сбор информации по проекту, изучение теоретических основ

2

2

Собранные аналоги работ

4

Описание ситуации, проблем в пояснительной записке, формирование концепции.

2

2

Первый раздел пояснительной записки, эскизы

5

Формирование концепции.

2

1

1

Эскизы, разработки наброски

6

Метапредметные связи с другими профессиями

2

2

7

Проработка концепции проекта

2

2

Эскизы, чертежи, схемы

8

Методы визуализации идеи

2

1

1

Схема коллажа

9

Визуализация идеи

2

2

Выполнение коллажа проекта

10

Завершение работы над визуализацией

2

2

Оформленный проект

11

Основы презентации и публичной защиты проекта

3

1

2

План презентации и защиты

12

Подготовка презентации и публичной защиты проекта

3

3

Презентация и текст защиты проекта

13

Оформление пояснительной записки

2

2

Готовая пояснительная записка

14

Публичная защита проекта

2

2

Выступление

Итого:

30

3

5

7

15

План работы и форма занятий

Тема

Вид деятельности учащихся

Форма проведения занятия

Количество часов

Работа в школе

1

Знакомство с профессией архитектора, планом и режимом работы

Общение, устный анализ деятельности дизайнера и архитектора, выбор темы на проектирование, изучение объекта проектирования (школьный класс, холл, двор, библиотека и т.д.)

Презентация для 8-9 классов, прогулка по школе и двору с целью определения объектов проектирования.

2

2

Изучение объекта проектирования, ситуации, проблем и потребностей.

Анализ индивидуального задания на проектирование (проект выполняется парами), выполнение кроки, зарисовок, обмеров, фотофиксации

Самостоятельная практическая работа на занятии

2

Самостоятельная работа с дистанционным сопровождением

3

Сбор информации по проекту, изучение теоретических основ

Изучение электронных документов, книг, аналогов работ по теме проектирования. Примеры выполнения исходных планов.

Самостоятельная работа электронными документами

2

4

Описание ситуации, проблем, формирование концепции.

Зарисовки планов, элементов генплана по собственным обмерам и фотографиям, письменное описание ситуации по предложенному алгоритму. Сдача работы на оценку

Самостоятельная работа с информацией в дистанционном режиме. Онлайн консультации с преподавателем в формате чата. Оправка работ в электронном варианте на проверку

2

Работа в техникуме

5

Метапредметные связи с другими профессиями

Знакомство со всеми строительными специальностями учебного заведения, выявление связей и цепочек в реализации архитектурно-дизайнерского проекта

Экскурсия по учебным мастерским всех специальностей техникума, неформальное общение со студентами

2

6

Формирование концепции.

Эскизирование идей проекта, изучение студенческих архитектурно-дизайнерских проектов

Мастер-класс «Концепция – это…».

2

Самостоятельная работа с дистанционным сопровождением

7

Проработка концепции проекта

Выполнение эскизов, выбор аналогов, формирования фотокейса с идеями проекта

Самостоятельная работа, онлайн консультации с преподавателем в формате чата. Оправка работ в электронном варианте на проверку

2

Работа в школе

8

Визуализация идеи

Знакомство с методами визуализации, определение своего метода подачи проекта. Составление схемы коллажа

Презентация по теме. Индивидуальная консультация (парами) по проектам.

2

Самостоятельная работа с дистанционным сопровождением

9

Завершение работы над визуализацией идеи

Составление фотоколлажа, графическое оформление проекта

Самостоятельная работа, онлайн консультации с преподавателем в формате чата. Оправка работ в виде фотографий на проверку

4

Работа в техникуме

10

Основы презентации и публичной защиты проекта

Составление плана презентации и плана выступления, просмотр аналогов.

Самостоятельная работа. Консультации.

3

Самостоятельная работа с дистанционным сопровождением

11

Подготовка презентации и публичной защиты проекта

Создание документа презентации в программе Power Point, написание текста защиты в соответствии со слайдами, распределение реплик. Отправка документов на проверку

Самостоятельная работа. Консультации в чате. Оправка работ в электронном виде на проверку, обратная связь, работа над ошибками

3

12

Оформление пояснительной записки

Создание документа «Пояснительная записка» в программе Word с приложениями. Отправка документа на проверку. Распечатка и брошюровка документа

Самостоятельная работа. Консультации в чате. Оправка работ в электронном виде на проверку, обратная связь, работа над ошибками

2

Работа в школе

13

Публичная защита проекта

Презентация проекта, выступление, ответы на вопросы комиссии.

Защита проектов, подведение итогов вручение свидетельств об окончании курса профессиональных проб

2

30

Содержание программы

Раздел 1. Введение в профессию

Темы раздела посвящены введению обучающихся в профессию «архитектор». Анализируются востребованность профессии на муниципальном и региональном рынке труда, а так же смежные профессии и их перспективы. Проводится экскурсия в кабинет рисунка, проектирования, дизайна и композиции, начертательной геометрии в ходе которой каждый из преподавателей рассказывает о важной роли этих знаний в профессии. Предполагается общение со студентами и демонстрация их учебных работ.

Результат:

обучающиеся, освоившие программу, должны

знать:

- основные компетенции архитектора;

- смежные профессии;

- этапы становления архитектора;

- уровень мастерства учебных и профессиональных работ;

- основные профессиональные термины.

Раздел 2. Практические работы

Второй раздел раскрывает основы архитектурно-дизайнерского проектирования. Мастер-класс «Роль бессознательного рисунка в формировании идеи творческого проекта» научит технике рисования «дудлинг», сформирует представление о первых этапах любого архитектурно-дизайнерского проекта и научит методам их поиска. Так же мастер-класс раскроет приемы самотерапии и стабилизации психологического состояния во время творческой работы. Практическая работа представляет собой коллективное изготовление клаузуры. Практические занятия по макетированию способствуют развитию объемно-пространственного мышления. В ходе склейки календаря в виде додекаэдра, учащиеся познакомятся с геометрическими телами и их объемами в архитектуре. Само изделие имеет утилитарное назначение. Макет дома-копилки предполагает больший процент самостоятельности, так как развертка требует цветового и фактурного решения. Образ копилки-дома сформирует представление о базовых архитектурных конструкциях. Графический дизайн. Изготовление коллажа шрифтовой композиции из вырезанных журнальных букв. Дизайн интерьера. Концепция. Стиль. Колористика. Мебель и детали интерьера. Самостоятельное изготовление коллажа на листе бумаги А3 из журнальных интерьерных фотографий элементов предметной среды. Практической работе предшествует составлении индивидуальной дизайн-концепции, где коллаж станет ее визуальным образом.

На изучение раздела и его тем отводится 12 часов, из которых 10 часов на практическую работу и 2 часа теории.

Результат:

обучающиеся, освоившие программу, должны

знать:

- определение и понятия интерьера, дизайна, архитектуры. композиции и др.;

- роль колористики в жизни человека;

- основные геометрические тема, платоновые тела;

- способы создания графических образов;

- творческие пути саморазвития и релаксации;

- основные элементы и конструкции зданий;

- принципы формирования шрифтовых композиций.

уметь:

- склеивать бумажные развертки;

- делать коллаж из журнальных вырезок;

- рисовать в технике «дудлинг»;

- подбирать цветовую гамму для интерьера;

- составлять дизайн-концепцию;

- декорировать поверхности;

владеть:

- навыками макетирования;

- навыками составления композиций на плоскости;

- основами цветовых сочетаний;

- основами формировании дизайн-концепции;

- навыками практической адаптации дудлинга в проект.

Раздел 3. Защита дизайн-концепции по изготовленному коллажу.

Третий раздел формирует значение презентации любой дизайн-концепции перед заказчиком. Рассматриваются примеры, планы и алгоритмы проведения защиты. Защита проводится в форме игры «Аукцион» по заранее изготовленным коллажам и написанным концепциям.

Результат:

обучающиеся, освоившие программу, должны

знать:

- роль защиты, презентации проекта в профессиональной деятельности архитектора;

- алгоритм проведения защиты;

- компьютерные программы для электронной презентации.

уметь:

- презентовать свой проект, рассказывать о нем;

- отвечать на вопросы по проекту;

- справляться с волнением и возникающими трудностями в ходе защиты.

владеть:

навыками защиты-презентации собственной разработки.

Методические рекомендации по реализации программы

Форма занятий определяется в соответствии с учебным планом, используемыми образовательными технологиями и методами обучения, исходя из необходимости обеспечения эффективного освоения программы. В процессе преподавания теоретического материала применяются различные виды лекционных занятий: информационные лекции, проблемные лекции, лекции-беседы, лекции с применением обратной связи с обязательной демонстрацией фотографий через экран и готовых флористических изделий, живых цветов. В ходе практических работ предусмотрено выполнение практических заданий как по алгоритму, так и творчески. Формы организации практических занятий: индивидуальная работа, работа в микрогруппах; используются проектные, игровые, ИКТ-технологии. Все практические задания построены по принципу «от простого к сложному», где с каждой работой роль преподавателя становится все меньше, что дает возможность для самостоятельной творческой реализации.

Виды контроля

Текущий контроль осуществляется по результатам практических работ, участия в мастер-классе, устных опросах.

Итоговый контроль представляет собой краткую устную презентации собственной дизайн-концепции. Интерьера по выполненному коллажу.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы профессиональной пробы осуществляется в учебном кабинете, оборудованном:

- рабочими местами по количеству обучающихся;

-  инструментами и материалами для макетирования (ножницы, нож, клей, бумага, чертежные инструменты и др.);

- инструментами и материалами для коллажирования.

- литературой и студенческими проектами;

Технические средства обучения:

- компьютер;

- кран для электронных демонстраций.

Литература

1. Калмыкова, Н. В.Макетирование: учеб. пособие/ Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. – М. : Архитектура-С, 2014. – 96 с. – ISBN 5-9647-0015-2.

2. Муравьев, Г. Г. Особенности конструирования и технологического построения комплексных объектов / Г. Г. Муравьев// Техническая эстетика: тр. ВНИИТЭ. Вып.22.– 2011. – С. 161 – 166.

3. Степанов, А. В. Объемно-пространственная композиция: учеб. длявузов/ А. В. Степанов[идр.]. – М. : Архитектура-С, 2007. – 256 с. – ISBN 5-9647-0003-9.

4. Устин, В. Б.Композиция в дизайне. Методические основы композиционно художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учеб. пособие/ В. Б. Устин. – 2-еизд. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 239 с. – ISBN 978-5-17-035856-4, ISBN 978-5-271-13139-

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области