Опыт проведения частично-дистанционной профориентационной работы с территориально отдаленными школами Новокузнецкого муниципального района
Автор: педагог дополнительного образования
Колесова Галина Владиславовна
Существует достаточно много форм профориентационной работы, но показать «будни» профессии возможно только с помощью профессиональных проб - относительно новой формы профориентационной деятельности со школами и обучающимися. Профессиональные пробы выступают как фактор формирования готовности учащихся к осознанному выбору профессии.
Профессиональные образовательные учреждения сталкиваются с различными сложностями в вопросах организации процесса обучения по профессиональным пробам. Основная трудность – наладить систему посещений занятий учащимися школ, довести старшеклассника до конца программы и получить вместе с ним готовый «продукт труда» в рамках демонстрируемой компетенции. Очевидно, что в первую очередь ССУЗы и ВУЗы начали работу со школами-соседями и партнерами. Таким образом, охват городской территории стопроцентный, чего нельзя сказать об отдаленных школах Новокузнецкого муниципального района.
Проблема всех сельских школ – это большая удаленность от города, что создает ряд трудностей, как для самих школ, так и для профессиональных образовательных учреждений в вопросах организации профориентационных занятий. Основные проблемы для школ – это отсутствие возможности регулярно привозить учащихся в город, зависимость от расписания уроков и режима работы с учениками на подвозе. Все это создает не меньшие проблемы и для профессиональных образовательных учреждений: необходимость подстраивать учебный процесс и мероприятия под расписание автобусов сельских школ; отсутствие возможности объединять несколько школ на одном занятии. Выезды за город в школы сотрудников ССУЗов и ВУЗов тоже не рентабельны из-за малой численности учащихся 8-9 классов по сравнению с городом.
В школах Новокузнецкого района 13 средних общеобразовательных школ и 10 основных - это 435 учащихся 9 классов и 583 восьмых. По данным Управления образования НМР только 29% идут в десятые классы, остальные поступают в техникумы и колледжи. Именно этим учащимся требуется квалифицированная помощь в вопросе самоопределения и выбора своего профессионального пути. Но отсутствие системной профориентационной работы с территориально отдалёнными школами в результате выдает «случайных» абитуриентов, не заинтересованных не в выбранной профессии, не в образовательном учреждении.
Рисунок 1. Список школ Новокузнецкого муниципального района
Очевиден тот факт, что организация профессиональных проб в том виде, в котором она существуют для городских школ, сельским школам не подходит. Требуется иной подход к организации учебного процесса и универсальная программа, интересная всем старшеклассникам и демонстрирующая несколько специальностей.
В 2017 году был заключен договор о сотрудничестве между ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум» и МБОУДО «Дом детского творчества НМР», который являются инновационной площадкой по профориентационной деятельности в сельских школах, и выступает куратором и посредником в договорных отношениях между школами и профессиональными образовательными организациями. Техникумом была предложена программа для 8-9 классов «Архитектура и дизайн». Первыми изъявили желание ее освоить в 2017 году учащиеся Еланской средней школы (20 человек).
Выработан механизм работы со школами. Руководству школ предлагается программа, утвержденная Дома детского творчества и техникумом, для подробного изучения и с целью формирования расписания удобного как для старшеклассников, так и для преподавателя техникума. Эта программа рассчитана на 30 часов, в ее основе лежит технология проектного обучения. Пятьдесят процентов времени отведено на самостоятельную работу с дистанционным педагогическим сопровождением, что обусловлено большим количеством времени на графическое оформление проекта, формирование пояснительной записки и подготовку к итоговой публичной защите. В программе распределены часы на занятия в стенах школы и в здании техникума, что позволяет заранее составить удобное расписание. Заложены разнообразные формы организации учебной деятельности: лекции, практические работы, мастер-классы, экскурсии и другие, способствующие получению необходимых знаний для выполнения проекта, а так же демонстрирующие другие профессии (приложение 1).
В программе предусмотрена лояльность выбора темы проекта. Это связано с поддержанием интересов обучающихся и с актуальностью проекта для школы. Сам образовательный процесс может быть проведен преподавателем техникума и педагогом Дома детского творчества, преподавателем и школьным учителем. Практика показывает, что участие учителей и педагогов повышает качество работ, дисциплину и мотивацию в группе обучающихся.
Роль дистанционного образования в этом процессе очень важна, так как это организация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся. За два года были опробованы различные интернет ресурсы в качестве платформы для дистанционной работы. Очевидно, что интернет платформа должна решать основные вопросы:
быстрый обмен документами, фотографиями, видео;
возможность общения в формате чата;
возможность обмена голосовыми сообщениями;
возможность простого и быстрого редактирования фотографий для указания недочетов, подписей и др.;
постоянный и стабильный доступ к интернет ресурсу;
моментальное оповещение о работе в интернете;
понятный и доступный для школьников интерфейс.
Этим требованиям соответствуют месенджеры. Платформы для профессионального дистанционного обучения, типа MOODLЕ, требуют специального обучения школьников в работе с ней, их регистрации, создания акаунтов. Это проблематично, неудобно и долго. Использовать образовательные платформы школы не могут преподаватели техникума и педагоги дома творчества, так как с ними не знакомы. Поэтому, за основу была выбрана социальная сеть «В Контакте», где уже зарегистрированы все учащиеся 8-9 классов. Мобильная связь позволяет каждому школьнику быть постоянно в сети, отслеживать все, что в ней происходит, моментально реагировать в виде сообщений, комментариев и др.
После того, как распределены темы проектов, преподавателем создаются чаты «беседы» с соцсети «В Контакте». Название «беседы» – название темы проекта. В «беседе» могут участвовать все учащиеся, мини-группы, кто выполняет проект на одну тему, школьные учителя и педагоги Дома детского творчества. В «беседы» преподаватель техникума загружает документы, электронные учебники, рекомендации, фотографии проектов, примеры их выполнения на профессиональных пробах и многое другое. Тут же у обучающихся есть возможность задать вопросы и быстро получить ответы. Особенное преимущество социальной сети «В Контакте», в отличие от «WhatsApp» и «Viber» в том, что можно работать одновременно на компьютере и в смартфоне. Все загруженные преподавателем документы можно легко копировать на компьютер, работать с ними и присылать свои документы для проверки и редактирования. Огромное преимущество еще в том, что никому из учеников не надо объяснять, как работать и общаться «В Контакте». Таким образом, дистанционная работа налаживается прямо во время урока (создаются «беседы», добавляются участники) и переходит уже в заочный режим.
Рисунок 2. Фотографии формы дистанционной работы с обучающимися на профессиональных пробах (формат «бесед» в социальной сети «В Контакте»)
Основная сложность дистанционного обучения – это удержание интереса учащихся, активация их работы. Именно поэтому дистанционные занятия чередуются со встречами. Большую роль в поддержании мотивации к самостоятельной работе играют школьные учителя, классные руководители и педагоги Дома детского творчества. Качество проектов, их подача – это именно вопрос интереса к теме и демонстрируемой профессии. Конечно, всех учащихся 8-9 классов одной школы не может интересовать архитектура и дизайн, поэтому не каждый ученик завершает данный учебный процесс. Но каждый получает сертификат о профессиональных пробах, так как он выдается за 16 освоенных часов (данная программа рассчитана на 30, в 16 входят экскурсии и мастер-классы, которые посещают все), а главное, что каждый учащийся именно «попробовал» эти профессии применить к себе, сделал вывод и самоопределение.
Рисунок 3. Защита проектов по завершению профессиональных проб
За два года Домом детского творчества и строительным техникумом проведены профессиональные пробы в пяти школах, выдано 38 сертификатов и на данный момент подготавливаются к выдаче еще 45 сертификатов для учащихся, уже освоивших программу. В планах расширить программы профессиональных проб.
Рисунок 4. Экскурсии, квесты и мастер-классы в ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум»
Рисунок 5. Вручение сертификатов о прохождении профессиональных проб
Приложение 1
Программа профессиональных проб «Архитектура и дизайн»
Пояснительная записка
Модернизация образования в России предполагает воспитание «современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Одним из направлений реализации данной идеи является организация социального партнерства между учреждениями общего и профессионального образования через создание образовательно-развивающей среды для раскрытия индивидуальных склонностей и способностей, творческого потенциала и самостоятельности личности, обеспечения профессиональной ориентации обучающихся.
Специальности «Архитектура» и «Дизайн (по отрослям)» востребованы во все времена. Невозможно представить будущее без архитектурных сооружений и комфортных отвечающих запросам времени условий проживания, отдыха и труда. Но путь в профессионализму лежит через серьезный труд. Готовым продуктом труда и архитектора, и дизайнера является проект, для создания которого важно приобрести множество профессиональных навыков. Профессиональные пробы дают возможность погрузиться в настоящую архитектурно-дизайнерскую проектную деятельность. В ходе выполнения проекта, учащиеся 8-9 классов соотносят свои интересы и индивидуальные особенности с требованиями интересующей профессии, сознательно выбирают направление профессиональной деятельности. В программу профессиональной пробы входят разные формы занятий: экскурсии, мастер-классы, практические работы и самостоятельная внеаудиторная деятельность с дистанционным сопровождением.
Цель программы:
формирование первичные знаний, умений и навыков обучающихся 8-9 классов по профессиям «архитектор» и «дизайнер»
Задачи программы:
Развивать интерес к профессии «дизайнера-архитектора» и другим профессиям профессионального учебного заведения.
Содействовать формированию позитивного имиджа профессий «архитектор» и «дизайнер».
Обучать использованию полученные в рамках программы знаний и навыков в жизни самостоятельно.
Структура программы:
программа рассчитана на 30 часов и состоит из двух этапов: подготовительный и практический. Обучение по программе происходит на территории школы, в техникуме и внеаудиторно самостоятельно с дистанционным сопровождением.
Распределение часов на программу «Архитектура и дизайн»
Работа в школе в формате урока | 8 часов |
Работа в техникуме в формате урока и экскурсии | 7 часов |
Самостоятельная работа с элементами дистанционного обучения и онлайн-консультаций | 15 часов |
итого | 30 часов |
Учебный план
№ | Раздел. Тема | Всего | В том числе | Внеаудит. самостоят. работа | Форма контроля | ||
Лекции | Выездные занятия, деловая игра | Практические занятия | |||||
Подготовительный этап | |||||||
1 | Знакомство с профессией архитектора, планом и режимом работы | 2 | 1 | 1 | |||
Практический этап | |||||||
2 | Изучение объекта проектирования, ситуации, проблем и потребностей. | 2 | 1 | 1 | Кроки, зарисовки, фотографии | ||
3 | Сбор информации по проекту, изучение теоретических основ | 2 | 2 | Собранные аналоги работ | |||
4 | Описание ситуации, проблем в пояснительной записке, формирование концепции. | 2 | 2 | Первый раздел пояснительной записки, эскизы | |||
5 | Формирование концепции. | 2 | 1 | 1 | Эскизы, разработки наброски | ||
6 | Метапредметные связи с другими профессиями | 2 | 2 | ||||
7 | Проработка концепции проекта | 2 | 2 | Эскизы, чертежи, схемы | |||
8 | Методы визуализации идеи | 2 | 1 | 1 | Схема коллажа | ||
9 | Визуализация идеи | 2 | 2 | Выполнение коллажа проекта | |||
10 | Завершение работы над визуализацией | 2 | 2 | Оформленный проект | |||
11 | Основы презентации и публичной защиты проекта | 3 | 1 | 2 | План презентации и защиты | ||
12 | Подготовка презентации и публичной защиты проекта | 3 | 3 | Презентация и текст защиты проекта | |||
13 | Оформление пояснительной записки | 2 | 2 | Готовая пояснительная записка | |||
14 | Публичная защита проекта | 2 | 2 | Выступление | |||
Итого: | 30 | 3 | 5 | 7 | 15 |
План работы и форма занятий
№ | Тема | Вид деятельности учащихся | Форма проведения занятия | Количество часов |
Работа в школе | ||||
1 | Знакомство с профессией архитектора, планом и режимом работы | Общение, устный анализ деятельности дизайнера и архитектора, выбор темы на проектирование, изучение объекта проектирования (школьный класс, холл, двор, библиотека и т.д.) | Презентация для 8-9 классов, прогулка по школе и двору с целью определения объектов проектирования. | 2 |
2 | Изучение объекта проектирования, ситуации, проблем и потребностей. | Анализ индивидуального задания на проектирование (проект выполняется парами), выполнение кроки, зарисовок, обмеров, фотофиксации | Самостоятельная практическая работа на занятии | 2 |
Самостоятельная работа с дистанционным сопровождением | ||||
3 | Сбор информации по проекту, изучение теоретических основ | Изучение электронных документов, книг, аналогов работ по теме проектирования. Примеры выполнения исходных планов. | Самостоятельная работа электронными документами | 2 |
4 | Описание ситуации, проблем, формирование концепции. | Зарисовки планов, элементов генплана по собственным обмерам и фотографиям, письменное описание ситуации по предложенному алгоритму. Сдача работы на оценку | Самостоятельная работа с информацией в дистанционном режиме. Онлайн консультации с преподавателем в формате чата. Оправка работ в электронном варианте на проверку | 2 |
Работа в техникуме | ||||
5 | Метапредметные связи с другими профессиями | Знакомство со всеми строительными специальностями учебного заведения, выявление связей и цепочек в реализации архитектурно-дизайнерского проекта | Экскурсия по учебным мастерским всех специальностей техникума, неформальное общение со студентами | 2 |
6 | Формирование концепции. | Эскизирование идей проекта, изучение студенческих архитектурно-дизайнерских проектов | Мастер-класс «Концепция – это…». | 2 |
Самостоятельная работа с дистанционным сопровождением | ||||
7 | Проработка концепции проекта | Выполнение эскизов, выбор аналогов, формирования фотокейса с идеями проекта | Самостоятельная работа, онлайн консультации с преподавателем в формате чата. Оправка работ в электронном варианте на проверку | 2 |
Работа в школе | ||||
8 | Визуализация идеи | Знакомство с методами визуализации, определение своего метода подачи проекта. Составление схемы коллажа | Презентация по теме. Индивидуальная консультация (парами) по проектам. | 2 |
Самостоятельная работа с дистанционным сопровождением | ||||
9 | Завершение работы над визуализацией идеи | Составление фотоколлажа, графическое оформление проекта | Самостоятельная работа, онлайн консультации с преподавателем в формате чата. Оправка работ в виде фотографий на проверку | 4 |
Работа в техникуме | ||||
10 | Основы презентации и публичной защиты проекта | Составление плана презентации и плана выступления, просмотр аналогов. | Самостоятельная работа. Консультации. | 3 |
Самостоятельная работа с дистанционным сопровождением | ||||
11 | Подготовка презентации и публичной защиты проекта | Создание документа презентации в программе Power Point, написание текста защиты в соответствии со слайдами, распределение реплик. Отправка документов на проверку | Самостоятельная работа. Консультации в чате. Оправка работ в электронном виде на проверку, обратная связь, работа над ошибками | 3 |
12 | Оформление пояснительной записки | Создание документа «Пояснительная записка» в программе Word с приложениями. Отправка документа на проверку. Распечатка и брошюровка документа | Самостоятельная работа. Консультации в чате. Оправка работ в электронном виде на проверку, обратная связь, работа над ошибками | 2 |
Работа в школе | ||||
13 | Публичная защита проекта | Презентация проекта, выступление, ответы на вопросы комиссии. | Защита проектов, подведение итогов вручение свидетельств об окончании курса профессиональных проб | 2 |
30 |
Содержание программы
Раздел 1. Введение в профессию
Темы раздела посвящены введению обучающихся в профессию «архитектор». Анализируются востребованность профессии на муниципальном и региональном рынке труда, а так же смежные профессии и их перспективы. Проводится экскурсия в кабинет рисунка, проектирования, дизайна и композиции, начертательной геометрии в ходе которой каждый из преподавателей рассказывает о важной роли этих знаний в профессии. Предполагается общение со студентами и демонстрация их учебных работ.
Результат:
обучающиеся, освоившие программу, должны
знать:
- основные компетенции архитектора;
- смежные профессии;
- этапы становления архитектора;
- уровень мастерства учебных и профессиональных работ;
- основные профессиональные термины.
Раздел 2. Практические работы
Второй раздел раскрывает основы архитектурно-дизайнерского проектирования. Мастер-класс «Роль бессознательного рисунка в формировании идеи творческого проекта» научит технике рисования «дудлинг», сформирует представление о первых этапах любого архитектурно-дизайнерского проекта и научит методам их поиска. Так же мастер-класс раскроет приемы самотерапии и стабилизации психологического состояния во время творческой работы. Практическая работа представляет собой коллективное изготовление клаузуры. Практические занятия по макетированию способствуют развитию объемно-пространственного мышления. В ходе склейки календаря в виде додекаэдра, учащиеся познакомятся с геометрическими телами и их объемами в архитектуре. Само изделие имеет утилитарное назначение. Макет дома-копилки предполагает больший процент самостоятельности, так как развертка требует цветового и фактурного решения. Образ копилки-дома сформирует представление о базовых архитектурных конструкциях. Графический дизайн. Изготовление коллажа шрифтовой композиции из вырезанных журнальных букв. Дизайн интерьера. Концепция. Стиль. Колористика. Мебель и детали интерьера. Самостоятельное изготовление коллажа на листе бумаги А3 из журнальных интерьерных фотографий элементов предметной среды. Практической работе предшествует составлении индивидуальной дизайн-концепции, где коллаж станет ее визуальным образом.
На изучение раздела и его тем отводится 12 часов, из которых 10 часов на практическую работу и 2 часа теории.
Результат:
обучающиеся, освоившие программу, должны
знать:
- определение и понятия интерьера, дизайна, архитектуры. композиции и др.;
- роль колористики в жизни человека;
- основные геометрические тема, платоновые тела;
- способы создания графических образов;
- творческие пути саморазвития и релаксации;
- основные элементы и конструкции зданий;
- принципы формирования шрифтовых композиций.
уметь:
- склеивать бумажные развертки;
- делать коллаж из журнальных вырезок;
- рисовать в технике «дудлинг»;
- подбирать цветовую гамму для интерьера;
- составлять дизайн-концепцию;
- декорировать поверхности;
владеть:
- навыками макетирования;
- навыками составления композиций на плоскости;
- основами цветовых сочетаний;
- основами формировании дизайн-концепции;
- навыками практической адаптации дудлинга в проект.
Раздел 3. Защита дизайн-концепции по изготовленному коллажу.
Третий раздел формирует значение презентации любой дизайн-концепции перед заказчиком. Рассматриваются примеры, планы и алгоритмы проведения защиты. Защита проводится в форме игры «Аукцион» по заранее изготовленным коллажам и написанным концепциям.
Результат:
обучающиеся, освоившие программу, должны
знать:
- роль защиты, презентации проекта в профессиональной деятельности архитектора;
- алгоритм проведения защиты;
- компьютерные программы для электронной презентации.
уметь:
- презентовать свой проект, рассказывать о нем;
- отвечать на вопросы по проекту;
- справляться с волнением и возникающими трудностями в ходе защиты.
владеть:
навыками защиты-презентации собственной разработки.
Методические рекомендации по реализации программы
Форма занятий определяется в соответствии с учебным планом, используемыми образовательными технологиями и методами обучения, исходя из необходимости обеспечения эффективного освоения программы. В процессе преподавания теоретического материала применяются различные виды лекционных занятий: информационные лекции, проблемные лекции, лекции-беседы, лекции с применением обратной связи с обязательной демонстрацией фотографий через экран и готовых флористических изделий, живых цветов. В ходе практических работ предусмотрено выполнение практических заданий как по алгоритму, так и творчески. Формы организации практических занятий: индивидуальная работа, работа в микрогруппах; используются проектные, игровые, ИКТ-технологии. Все практические задания построены по принципу «от простого к сложному», где с каждой работой роль преподавателя становится все меньше, что дает возможность для самостоятельной творческой реализации.
Виды контроля
Текущий контроль осуществляется по результатам практических работ, участия в мастер-классе, устных опросах.
Итоговый контроль представляет собой краткую устную презентации собственной дизайн-концепции. Интерьера по выполненному коллажу.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы профессиональной пробы осуществляется в учебном кабинете, оборудованном:
- рабочими местами по количеству обучающихся;
- инструментами и материалами для макетирования (ножницы, нож, клей, бумага, чертежные инструменты и др.);
- инструментами и материалами для коллажирования.
- литературой и студенческими проектами;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- кран для электронных демонстраций.
Литература
1. Калмыкова, Н. В.Макетирование: учеб. пособие/ Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. – М. : Архитектура-С, 2014. – 96 с. – ISBN 5-9647-0015-2.
2. Муравьев, Г. Г. Особенности конструирования и технологического построения комплексных объектов / Г. Г. Муравьев// Техническая эстетика: тр. ВНИИТЭ. Вып.22.– 2011. – С. 161 – 166.
3. Степанов, А. В. Объемно-пространственная композиция: учеб. длявузов/ А. В. Степанов[идр.]. – М. : Архитектура-С, 2007. – 256 с. – ISBN 5-9647-0003-9.
4. Устин, В. Б.Композиция в дизайне. Методические основы композиционно художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учеб. пособие/ В. Б. Устин. – 2-еизд. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 239 с. – ISBN 978-5-17-035856-4, ISBN 978-5-271-13139-