Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мастер-класс для родителей подготовительной группы на тему "Звуковой анализ и синтез слов"

Цель знакомство родителей с играми на развитие звукового анализа и синтеза слов. Задачи • Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа и синтеза слов, приёмах работы в семье. • Создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений. • Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей. • Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения. • Заинтересовать родителей в оказании своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых упражнений.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №80 «Светлячок»

Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы на тему «Звуковой анализ и синтез слов»

Учитель-логопед:

Пьянникова Анна Олеговна

г. Нижневартовск

Цель: знакомство родителей с играми на развитие звукового анализа и синтеза слов.

Задачи:

Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа и синтеза слов, приёмах работы в семье.

Создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений.

Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей.

Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.

Заинтересовать родителей в оказании своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых упражнений.

Методы: мультимедийная презентация, вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, игровые.

Оборудование: мультимедийная презентация, буклеты для родителей.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые родители!

Скоро ваши дети пойдут в школу. При обучении, как письму и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), установление их количества и последовательности.

Это сложный процесс для всех детей. Дети испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени - дети не умеют определять количество, последовательность или позицию звука в слове.

Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения, полученные в детском саду в выполнении звукового анализа слов.

Прежде чем говорить о выполнении звукового анализа, давайте вспомним о звуках и буквах нашего родного языка.

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буква – это значок, который обозначает звук. Букву мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. 

Обратите внимание на таблицу.

- Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

- Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим  

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко).

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Посмотрите на таблицу.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Посмотрите на таблицу.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Они живут в синем замке.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Они живут в зеленом замке.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Уважаемые родители, предлагаю вместе поиграть.

Игровые задания.

1. Игра «Хлопни, если услышишь звук».   Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Педагог называет звуки, слоги, слова, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук.

2. Игра «Светофорчики».   Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.   Логопед называет звук, слог или слово, родители поднимают синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.

3. Игра «Птичка».  Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.

4. Игра «Разноцветные мячи» (2 корзинки, по 10 синих и красных шаров)

В корзинке мячи красного и синего цветов. Внимание, задание: каждый участник с закрытыми глазами вынимает 1 мяч и придумывает слово. Если мяч красного цвета, слово должно начинаться на гласный звук, мяч синего цвета – слово начинается на согласный твердый звук.

(сидя на стульях, под музыку участники выбирают по мячу, придумывают слова, после окончания музыки каждый по очереди говорит своё слово)

5. «Посчитай звуки в слове» (заготовки для звукового анализа, квадраты красного, синего, зеленого цветов)

В этой игре нужно провести звуковой анализ слов. Каждый участник делает звуковой анализ одного слова.

6. Игра «Найди пару» (2 столика, 2 набора картинок).

На столике для каждой команды разложены картинки и звуковые схемы к ним. Но схемы перепутались. Ваша задача: к каждой картинке подобрать свою звуковую схему.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Сначала обучаем ребёнка выполнять простые формы звукового анализа. То есть выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова. Посмотрите на вагончики. Если звук стоит в начале слова – поместите фишку в первом окошке. Если звук стоит на конце слова – поместите фишку в последнее окошко.  Все остальные звуки находятся в середине слова – поместите фишку в среднем окне вагончика.

Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа, а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова.

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Звуковой анализ выполняется следующим образом:

Возьмите пеналы с цветными фишками. Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:

1. Выделим голосом первый звук:

ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

2. Выделим голосом второй звук :

д – ооо – м - второй звук О – он гласный – обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук:

до –ммм - третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки Д и М. Гласный звук О.

Назовем звуки по порядку: Д О М.

Напечатаем слово буквами: ДОМ

На этом я хотела бы закончить нашу встречу, очень надеюсь, что вы обязательно поиграете в эти игры с вашим детьми. А чтобы вы не забыли о звуках, предлагаю вам небольшие буклеты.

Желаю успехов!!!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области