Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №80 «Светлячок»
Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы на тему «Звуковой анализ и синтез слов»
Учитель-логопед:
Пьянникова Анна Олеговна
г. Нижневартовск
Цель: знакомство родителей с играми на развитие звукового анализа и синтеза слов.
Задачи:
Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа и синтеза слов, приёмах работы в семье.
Создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений.
Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей.
Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.
Заинтересовать родителей в оказании своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых упражнений.
Методы: мультимедийная презентация, вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, игровые.
Оборудование: мультимедийная презентация, буклеты для родителей.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые родители!
Скоро ваши дети пойдут в школу. При обучении, как письму и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), установление их количества и последовательности.
Это сложный процесс для всех детей. Дети испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени - дети не умеют определять количество, последовательность или позицию звука в слове.
Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения, полученные в детском саду в выполнении звукового анализа слов.
Прежде чем говорить о выполнении звукового анализа, давайте вспомним о звуках и буквах нашего родного языка.
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буква – это значок, который обозначает звук. Букву мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Обратите внимание на таблицу.
- Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
- Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим
глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко).
На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Посмотрите на таблицу.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Посмотрите на таблицу.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Они живут в синем замке.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Они живут в зеленом замке.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Уважаемые родители, предлагаю вместе поиграть.
Игровые задания.
1. Игра «Хлопни, если услышишь звук». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Педагог называет звуки, слоги, слова, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук.
2. Игра «Светофорчики». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Логопед называет звук, слог или слово, родители поднимают синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.
3. Игра «Птичка». Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.
4. Игра «Разноцветные мячи» (2 корзинки, по 10 синих и красных шаров)
В корзинке мячи красного и синего цветов. Внимание, задание: каждый участник с закрытыми глазами вынимает 1 мяч и придумывает слово. Если мяч красного цвета, слово должно начинаться на гласный звук, мяч синего цвета – слово начинается на согласный твердый звук.
(сидя на стульях, под музыку участники выбирают по мячу, придумывают слова, после окончания музыки каждый по очереди говорит своё слово)
5. «Посчитай звуки в слове» (заготовки для звукового анализа, квадраты красного, синего, зеленого цветов)
В этой игре нужно провести звуковой анализ слов. Каждый участник делает звуковой анализ одного слова.
6. Игра «Найди пару» (2 столика, 2 набора картинок).
На столике для каждой команды разложены картинки и звуковые схемы к ним. Но схемы перепутались. Ваша задача: к каждой картинке подобрать свою звуковую схему.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Сначала обучаем ребёнка выполнять простые формы звукового анализа. То есть выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова. Посмотрите на вагончики. Если звук стоит в начале слова – поместите фишку в первом окошке. Если звук стоит на конце слова – поместите фишку в последнее окошко. Все остальные звуки находятся в середине слова – поместите фишку в среднем окне вагончика.
Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа, а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова.
Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется следующим образом:
Возьмите пеналы с цветными фишками. Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:
1. Выделим голосом первый звук:
ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
2. Выделим голосом второй звук :
д – ооо – м - второй звук О – он гласный – обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук:
до –ммм - третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки Д и М. Гласный звук О.
Назовем звуки по порядку: Д О М.
Напечатаем слово буквами: ДОМ
На этом я хотела бы закончить нашу встречу, очень надеюсь, что вы обязательно поиграете в эти игры с вашим детьми. А чтобы вы не забыли о звуках, предлагаю вам небольшие буклеты.
Желаю успехов!!!