«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...»
В. А. Сухомлинского.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ СРЕДСТВАМИ КВИЛЛИНГА
Творчество детей в дошкольном возрасте может проявляться в самых разных модальностях, ситуациях и видах детской деятельности: в литературном творчестве, решении познавательных творческих задач, в высказываниях, в рисовании, игре, драматизации, коммуникации и пр. В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: первый – создание замысла, второй – его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако и практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской особенностью конструкторского мышления у дошкольников. Это непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических действий. Практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий.
Конструирование из бумаги – очень интересная и развивающая творчество деятельность. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только кон структивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты и т. д. или делать из бумаги различные поделки – елочные игрушки, кораблики и т. д.), но и обобщенные умения – целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и разделять, определять их форму, цвет, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей. Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание, скручивание исправить уже нельзя, а значит, и добиться и успеха. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера. Несмотря на некоторые трудности, конструирование всегда интересно и занимательно для детей дошкольного возраста. Одной из разновидностей конструирования является квиллинг, или бумагокручение. Бумагокручение – искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги . На английском языке это рукоделие называется quilling – от слова quill ‘птичье перо’. В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV – начале XV в. В средневековой Европе монахини создавали изящ ные медальоны. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами скручивания – увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников. Игрушки-самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом . Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии. Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекательным для ребенка, ведь эту поделку он сделает сам. Такая деятельность имеет большое значение для развития творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает старших дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. При организации работы с бумагой важно соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних. При конструировании в технике квиллинга полезно использовать игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми. Необходимо сочетать время работы с кратковременным отдыхом. Работая вместе с детьми, педагог налаживает устойчивый эмоциональный контакт с ними, создавая таким образом творческую мастерскую, где все занимаются одним делом, поэтому желательно использование метода синхронной работы. В процессе целенаправленного обучения конструированию из бумаги в технике квиллинга дети учатся анализировать, сравнивать, соотносить, развивается умение самостоятельно находить способы решения задач и пользоваться ими при построении собственной деятельности. Конструирование из бумаги развивает у детей ппространственное мышление, наблюдательность, восприятие 78 цвета, формы, величины, количества, творческие и логические способности, что в свою очередь в значительной мере способствует готовности детей к школьной жизни. Ведущий способ деятельности при изучении геометрических понятий – это моделирование. Для ребенка дошкольного возраста оптимальным является вещественное моделирование – конструирование. В данном случае – конструирование из бумаги в технике квиллинга. На первых занятиях дети учатся кручению, делая плоскостные предметы, затем переходят к выполнению объемных форм. При этом важное значение приобретает принцип повторяемости действий (например, при выполнении новых поделок необходимо опираться на умения и навыки, которые требовались и сформировались у детей раньше). На занятиях дети делают фигуры животных, растений. Перед детьми ставится задача отобразить основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки, продолжать развивать точность движений рук и глазомер, формировать конструктивные способности. Дети знакомятся с объемной формой, строением и пропорциями предметов. Обследование предмета, образца перед непосредственно кручением – важный этап занятий. Дети определяют основные части образца, его свойства (форма, цвет, величина, пропорции и т. д.); проговаривают, отвечают на вопросы, определяют пространственное взаимоотношение частей. Затем выделяют более мелкие части предмета. Таким образом, дети устанавливают последовательность сборки поделки из деталей. Необходимо использовать схемы-способы создания образцов. Это карты, отражающие последовательность действий по созданию поделки. Объемность фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. На занятиях используется бумага разных сортов (гофрокартон, тонированная бумага, голографическая). При создании различных композиций из деталей мы предлагаем, прежде чем приступить к работе, предварительно сделать набросок. Ребенок представляет, что он будет изображать, продумывает варианты, затем делает набросок. Если композиция ему недостаточно интересна, он вносит все изменения в набросок-чертеж. Это помогает ребенку ориентироваться в своей работе, фиксировать все изменения и видеть результат изначально в наброске, затем в окончательном варианте. Результатом обучения детей таким техникам работы с бумагой, как квиллинг, являются: сформированность у них конструктивных умений, которые лежат в основе конструктивнопластического творчества, у детей формируется самостоятельное творческое начало, связанное с интерпретацией, интеграцией и трансформацией усвоенного опыта. Все это приводит к развитию умений и навыков детей создавать новые оригинальные поделки, реализовывать собственные замыслы, находить нестандартные решения. Дети проявляют живой интерес к данному виду художественного конструирования. Кроме того, занимаясь с детьми квиллингом, педагог развивает у детей восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию, то есть те значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Таким образом, можно сказать с уверенностью, что занятия таким
творчеством способствуют общему развитию детей. Значимость и интерес к этой теме практических работников и родителей показывают необходимость дальнейшего исследования различных аспектов этого вопроса.