Приложение №_______
к рабочей образовательной программе для детей разновозрастной (старшей, подготовительной группы (5-7 лет)на 2019-2020 учебный год
Перспективно-календарный план работы по региональному компоненту
в разновозрастной (старшей, подготовительной к школе)
группе на 2019-2020 учебный год
«Любовь к родному краю, к родной культуре,
к родному селу или городу, к родной речи
начинается с малого: с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своей школе.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит
в любовь к своей стране – к ее истории,
ее прошлому и настоящему, а затем ко всему
человечеству, к человеческой культуре.»
Д. С. Лихачев.
Целостное развитие личности ребенка является основным смыслом дошкольного детства. И нельзя воспитывать, не развивая чувства любви к своей Родине, к своему родному краю, любимому городу.
Целью данного раздела рабочей образовательной программы разновозрастной (старшей, подготовительной к школе) группе является – развитие познавательных интересов дошкольников в освоении культурно-исторических ценностей нашего региона и села, повышение культуры межнациональных отношений, формирование общечеловеческих ценностей.
Составитель:
воспитатель Ткаченко
Сентябрь
№ | Образовательные области | Тема образовательной деятельности | Цель | Дата проведения |
1 | Речевое развитие | Чтение стихов и рассказов ставропольских поэтов и писателей (А. Е. Екимцева «Пожелтела длинная трава.»; И. В. Кашпурова «Гуси».) | Цель: Познакомить детей с произведениями ставропольских авторов. Воспитывать любовь к художественному слову. | Первая неделя |
2 | Познавательное развитие | Беседа «Историческое прошлое Ставропольского края» (история заселения, жизнь и быт казаков). | Цель: Познакомить детей с историческим прошлым края. Развивать познавательный интерес. | Вторая неделя |
3 | Физическое развитие | Игры с элементами театрализации, инсценирования: «Казачье подворье», «Каза - чья свадьба» | Цель: Воспитывать желание играть в народные игры. Развивать мужественность, выносливость, ловкость. | Третья неделя |
4 | Художественно-эстетическое развитие | Экскурсии по экологической тропе в окрестностях детского сада. | Цель: Формировать любовь к малой родине (с.Сунжа ) через наблюдение природы родного края. Воспитывать чувство красоты, развивать радостные эмоции. | Четвертая неделя |
5 | Социально-коммуникативное развитие | «День рожденья города Минеральные воды» - совместное участие с родителями в мероприятиях,посвященных Дню города.(28 сентября) | Цель: Дать понятие, что города, как и люди, отмечают день рождения, актуализировать знания детей о достопримечательностях города, прививать любовь к городу, его истории, уточнять и систематизировать знания детей о родном городе, истории его возникновения, его памятных местах, учить узнавать знакомые места на фотографиях. Закреплять геральдику города, воспитывать любовь к малой Родине | 28.09.2019 |
Октябрь
№ | Образовательные области | Тема образовательной деятельности | Цель | Дата проведения |
1 | Речевое развитие | 1.Чтение сказок, пословиц и поговорок народов, проживающих на территории Ставропольского края. 2. Экскурсия по близлежащим к саду улицам. 3. Составление рассказа о с.Сунжа «Наше любимое село» | Цель: Продолжать знакомить детей с фольклором Ставрополья. Воспитывать желание познать культуру своего народа через сказки, пословицы и поговорки. Объяснение значения пословиц о малой Родине. | Первая неделя Тема: « Мое родное Ставрополье». |
2 | Познавательное развитие | Просмотр мультфильмов: «Как казаки соль покупали», «Как казаки олимпийцами стали», «Как казаки на свадьбе гуляли» и др. | Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью казаков. Воспитывать любовь к своей Родине. | Вторая неделя |
3 | Физическое развитие | Подвижные игры: «Горелки.», «Гори, гори ясно.» | Цель: Воспитывать желание играть в народные игры. Развивать мужественность, выносливость, ловкость. | Третья неделя |
4 | Художественно-эстетическое развитие | «Золотая осень Ставрополья» - Лес в картинах художника П.М. Гричишина . | Цель: Познакомить детей с творчеством ставропольского художника П.М.Гречишкина. Научить детей видеть красоту природы в произведениях художника. Формировать уважительное отношение к художнику, прославившему Ставропольский край. | Четвертая неделя |
5 | Социально-коммуникативное развитие | Выставка совместного творчества «Подарки от осени». | Цель: Развивать у родителей интерес к совместным с детьми конкурсам , воспитывать в детях любовь к природе своего села. | Первая неделя Тема: « Мое родное Ставрополье». |
Ноябрь
№ | Образовательные области | Тема образовательной деятельности | Цель | Дата проведения |
1 | Речевое развитие | Чтение и рассматривание иллюстраций книги А. Макаренко «Увлекательные рассказы Дедушки Прохора, или путешествие по Кавказским Минеральным Водам» -виртуальное путешествие по городам КМВ. | Цель: Развивать интерес к родному региону КМВ, прививать любовь к родному краю, обсудить, почему наш край называют «здравницей». | Первая неделя |
2 | Познавательное развитие | Просмотр презентации и беседа на тему «Имя города» Рассматривание карты города Минеральные Воды. | Цель: Познакомить детей с историей возникновения города, его названием, вызвать интерес к своему городу. | Вторая неделя |
3 | Физическое развитие | Подвижные казачьи игры: «Чижик», «Дрибушечка» | Цель: Воспитывать желание играть в народные игры. Развивать мужественность, выносливость, ловкость. | Третья неделя |
4 | Художественно-эстетическое развитие | Выставка рисунков на тему «Наше родное село» | Цель: Воспитывать патриотические чувства, развивать творческое воображение. | Четвертая неделя |
5 | Социально-коммуникативное развитие | Театрализованное представление «Озеро Тамбукан - подарок Хатипары», казачьи сказки: «Оборотень», «Митяй – казак, бесстрашный», «Лебедь» | Цель: Познакомить детей с разнообразием нравов и обычаев народов Северного Кавказа, воспитывать интерес к народному устному творчеству. | Третья неделя |
Декабрь
№ | Образовательные области | Тема образовательной деятельности | Цель | Дата проведения |
1 | Речевое развитие | 1.Ознакомление с произведением Ставропольской поэтессы Р. И. Саверской «Мечты сбудутся». 2.Составление рассказа «Кем быть». | Цель: Развивать связную речь детей, речевую активность, навыки речевого общения. | Первая неделя |
2 | Познавательное развитие | Маршрут выходного дня «Узнай свой горд по достопримечательностям» (презентация) | Цель: Познакомить детей с достопримечательностями, памятными местами и культурными ценностями города Минеральные воды (Собор Покрова Пресвятой Богородицы, часовня Феодосия Кавказкого, мемориал Огонь Вечной Славы. | Вторая неделя |
3 | Физическое развитие | Казачьи игры с элементами инсценирования: «Ой, где ж ты была» , «Казачьему роду-нет переводу» | Цель: Воспитывать желание играть в народные игры с элементами инсценирования. Развивать мужественность, выносливость, ловкость. | Третья неделя |
4 | Художественно-эстетическое развитие | Экскурсия в библиотеку села Сунжа. Тема«Зимний закат» , «Летний парк»- родная природа в картинах художника Смирнова А.Е. | Цель: Познакомить детей с творчеством ставропольского художника Смирнова А.Е.. Научить детей видеть красоту природы в произведениях художника . Формировать уважительное отношение к художнику , прославившему Ставропольский край. | Четвертая неделя |
5 | Социально-коммуникативное развитие | Досуг: «Встреча с интересными людьми» | Цель: Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. |
Январь
№ | Образовательные области | Тема образовательной деятельности | Цель | Дата проведения |
1 | Речевое развитие | Ознакомление со стихотворением В.Н.Милославской «О Новогодних праздниках». | Цель: Познакомить детей со стихотворениями В.Н.Милославской, приобщать их к высокой поэзии, создать у детей радостное, веселое настроение | Первая неделя |
2 | Познавательное развитие | Знакомство с авторскими сказками: Рыбалко С. , Проскурянов А. – «Легенда о коварстве и любви».: А М Мецгер «Как бабушка Яга в школе училась», «Капелька». | Цель: Познакомить детей с разнообразием нравов и обычаев народов Северного Кавказа, воспитывать интерес к творчеству Ставропольских писателей. | Вторая неделя |
3 | Физическое развитие | Подвижные игры: «Цапля»,«Путы»,«Заплетайся плетень». | Цель: Развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры, воспитывать любовь к родному краю. | Третья неделя |
4 | Художественно-эстетическое развитие | Мини-проект: «Дом, в котором я живу» - выставка рисунков, макетов, поделок. | Цель: Познакомить детей с историей возникновения городов на Ставрополье, какими они были и какими стали, их архитектурой. Дать знания о том, что первыми городами на Ставрополье были: Ставрополь, Георгиевск и Александровск | Четвертая неделя |
5 | Социально-коммуникативное развитие | Просмотр и обсуждение презентации «Знаменитые спортсмены Ставрополья» | Цель: Учить детей осознанно подходить к своему здоровью, воспитывать бережное отношение к себе. Познакомить с известными спортсменами- земляками. | Третья неделя |
Февраль
№ | Образовательные области | Тема образовательной деятельности | Цель | Дата проведения |
1 | Речевое развитие | Легенды Ставропольского края. | Цель: Продолжать знакомить с легендами Ставрополья. Воспитание интереса к истории родного края.Развивать связную речь детей, речевую активность, навыки речевого общения. | Первая неделя |
2 | Познавательное развитие | Чтение армянских, азербайджанских народных сказок: «Как одурачили царя», «Сказка об Азарап-Блбуле», «Мудрый ткач», «Смерть Кикоса», «Козленок», «Дождь», «Два брата», «Златокудрая девочка.» | Цель: Познакомить детей с народными сказками. Воспитывать желание познать культуру народа проживающего в нашем крае через сказки, пословицы и поговорки. | Вторая неделяТретья неделя |
3 | Физическое развитие | Подвижные игры:«Золотые ворота»,«Плетень», «Кривой петух». | Цель: Развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры, воспитывать любовь к родному краю. | Третья неделя |
4 | Художественно-эстетическое развитие | Составление альбома иллюстраций Ставропольских художников. | Цель:Продолжать знакомство с художниками Ставрополья. Называть уже знакомых художников и их картины. | Четвертая неделя |
5 | Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно ролевая игра «Фермер». | Цель:Закреплять и систематизировать представления об овощах, фруктах, месте их произрастания. Развивать мышление, умение сравнивать, анализировать. | Первая неделя |
Март
№ | Образовательные области | Тема образовательной деятельности | Цель | Дата проведения |
1 | Речевое развитие | Рассматривание фото (казачий национальный костюм). | Цель: Продолжать знакомить детей с казачьим костюмом. Расширять словарный запас. | Первая неделя |
2 | Познавательное развитие | Население Ставрополья. | Цель: Познакомить детей с традициями и обычаями некоторых народов, населяющих наш край. | Вторая неделя |
3 | Физическое развитие | Подвижный игры: «Цветы и ветерки», «Пастух», «Похищение огня», «Перетягивание палки», «Крепость». | Цель: Воспитывать у детей желание познать культуру армянского, азербайджанского народов через национальные игры. Развивать смелость, выносливость, мужество. | Третья неделя |
4 | Художественно-эстетическое развитие | 1.Просмотр видео – роликов «национальные танцы». 2.Рисование «Орнамент национального костюма». | Цель: Познакомить детей с народными танцами народов Кавказа. Вызвать желание выучить один из танцев. Цель: Познакомить детей с орнаментом азербайджанского и казачьего национального костюма. Вызвать желание передать его в своих рисунках. Воспитывать уважительное отношение к культуре других наций. | Четвертая неделя Тема: «Народная культура и традиции» |
5 | Социально-коммуникативное развитие | Просмотр и обсуждение презентации «Жизнь и быт казаков. Казачье подворье» | Цель: продолжать знакомить детей с жизнью казаков. Воспитывать любовь к своей Родине. | Четвертая неделя |
Апрель
№ | Образовательные области | Тема образовательной деятельности | Цель | Дата проведения |
1 | Речевое развитие | Знакомство со стихотворениями о хлебе, о сельских тружениках.Епанешников Л.Ф. «Солнышко в хлебе» Кашпуров И.В. «Сенокос», «Мастерская». Составление рассказа «Трудный и долгий путь хлеба на наш стол.» | Цель: Воздание хвалы, чести и уважения людям, чьи руки вырастили хлеб. | Первая неделя |
2 | Познавательное развитие | Беседа «Ставрополье – сельскохозяйственный край. Чем богат наш край?» (на основе наглядного материала) | Цель: Воспитывать уважение к людям труда. Бережное отношение к хлебу. Богатству нашего края. | Вторая неделя Тема: «Весна» |
3 | Физическое развитие | Подвижные игры: «Коршун и наседка.», «Ящерица.» | Цель: Воспитывать желание играть в народные игры. Развивать мужественность, выносливость, ловкость. | Третья неделя |
4 | Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Ставропольское подворье». | Цель: учить детей рисовать подворье, передавать характерные особенности. Развивать воображение. | Четвертая неделя |
5 | Социально-коммуникативное развитие | Изготовление с детьми и родителями мини альбомов из рисунков и фотографий «Трудовое Ставрополье» | Цель: Знакомить детей с трудовым Ставропольем. Расширять и углублять знания детей о труде хлеборобов, животноводов. Дать сведения о труде жителей Ставрополья на промышленных предприятиях. Воспитывать уважение к людям труда. | Вторая неделя |
Май
№ | Образовательные области | Тема образовательной деятельности | Цель | Дата проведения |
1 | Речевое развитие | Чтение глав из книги «Победа к памяти взывает, и это вечно помнить нам.» | Цель:расширить знания о земляках, участниках трагических военных событий. | Первая неделя |
2 | Познавательное развитие | Развлечение «Светлый праздник День Победы» | Цель: Познакомить детей с героическим прошлым нашего народа. Воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиги советских людей. Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки. | Вторая неделя Тема: «День Победы» |
3 | Физическое развитие | Подвижные игры: «Горелки.», «Гори, гори ясно.» | Цель: Воспитывать желание играть в народные игры. Развивать мужественность, выносливость, ловкость. | Третья неделя |
4 | Художественно-эстетическое развитие | Рассматривание репродукций картин Ставропольских художников на тему ВОВ. | Цель: Формировать уважительное отношение к художникам, прославившим наш Ставропольский край. | Четвертая неделя |
5 | Социально-коммуникативное развитие | Экскурсия к памятнику погибшим воинам нашего села. Посильный труд по уходу за памятником. | Цель: Дать детям представление о подвиге жителей нашего села, Ставрополья и всего народа России, сумевшего выстоять в этой войне. О героях земляках. На примере дедушек и бабушек открывать детям такие понятия, как: «Любовь к Родине», «Долг», «Совесть. Рассказать о празднике «День Победы» | Вторая неделя |
Список литературы по региональному компоненту.
1.Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста/ авторская коллегия кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО СКИПКРО: Литвинова Р.М., Чусовитина Т.В., Ильина Т.А., Попова Л.А., Корнюшина О.Н
2.Литвинова Р.М., Пащенко А.Т. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С. 2010. -250с. (с видео приложением).
3.Литвинова Р.М., Пащенко А.Т. Полоролевое воспитание детей в дошкольном учреждении. С. 2006. 220с.сб-к2.
4.Литвинова Р.М. Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края. С. СКИПКРО. с.-66-80.
5 Литвинова Р.М. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С. 2010. -390с.сб-к1
6.Литвинова Р.М. Казаки на Ставрополье. С. 2009. -220с.