Воспитание нравственности на уроках русского языка в современных условиях
Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование нравственное.
Виссарион Белинский
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он поймет, что нравственно, а что – нет. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства[2, 213]. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Русский язык - ведущий предмет гуманитарного цикла таит в себе неисчерпаемые возможности нравственного воспитания, надо только умело им пользоваться. Сейчас на уроках русского языка педагоги большое внимание уделяют овладению грамматическими нормами, усвоению орфограмм и пунктограмм, подготавливая к успешной сдаче ОГЭ, ЕГЭ.Однако не остается без внимания и значение слов, смысл пословиц, нравоучительная сторона того или иного текста.Мы формируем мотивированный подход к ОГЭ и ЕГЭ уже у обучающихся среднего звена, работая с текстами, в которых поднимаются проблемы общечеловеческих ценностей. «Нравственность… она состоит из конкретных вещей-из определенных чувств, свойств, понятий[1, 4].
На уроках русского языка нами используются тексты с нравственной тематикой. Для этого часто обращаемся к произведениям белгородских авторов, ведь любовь к родному языку немыслима без любви к родному краю. На основе текстов писателей-белгородцев можно говорить о нравственных проблемах, о милосердии и гуманности общества, о чести и достоинстве.Важно, чтобы ребята, осмыслив текст, прочувствовали каждое слово, пропустили его через своё сердце.Анализируя языковой материал, уделяем внимание понятиям: память, совесть, благородство, уважение и т.д., задумываемся над многими важными вопросами. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими.Главное, что понятие нравственности не утрачено, что об этом хочется говорить. Для нравственного воспитания ученику необходимо усвоить некоторые понятия этики, тот нравственный смысл, который содержится в слове. Чтобы ученик понял смысл и значение слов, учителю необходимо знать, как донести его значение до каждого из воспитанников. Ведь так важно сегодня в нашем обществе говорить о нравственных проблемах на всех уроках. Если внешнюю красоту можно осознать, взглянув на человека, то внутренняя раскрывается и делами, и поведением, и всей жизнью в целом. А нравственность – это наша, поистине, внутренняя красота, духовная красота русского человека. К сожалению, в учебниках русского языка не всегда достаточно материала для работы, в процессе которой учащиеся должны были бы толковать слова, содержащие этический смысл, задумываться над текстами идейно-нравственного характера, в процессе изучения которых велась бы глубокая внутренняя работа по осознанию своего места в жизни, своей позиции. Уроки русского языка в таком аспекте – это путь поиска своего места, места среди других людей, критерием жизни для которых являются нравственные поступки, попытки найти предназначение в этой сложной жизни. Ежедневно общаясь с детьми, мы видим их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему миру. Действительно, в течение последних лет многое изменилось: и ценностные ориентиры, и отношения между людьми, и отношения гражданина России с Государством и обществом. Учитель не может равнодушно смотреть на происходящее, поскольку отвечает за формирование личности учащегося на своих уроках, за воспитание будущего поколения.Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый труд, наполненный тревожными раздумьями и открытиями. Результатом нашего педагогического труда должна стать развитая, способная к самореализации в жизни личность, обладающая высоким нравственным потенциалом.
Безусловно, русский язык как один из важнейших гуманитарных предметов может и должен играть важную роль в формировании нравственных качеств личности.
Библиографический список
Литература:
1.Гранин, Д. А. Милосердие-М.: Терра-Книжный клуб, 2008.с.-573- Огонек. Литературное приложение
2.Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. с.- 448.
3.Пионковский, В. Нравственная культура как педагогическая проблема // Учитель. - 2004 - №4 - с. 67 - 70.
4.Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А. Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – С. 49.
5.Черкесов В. Синее стёклышко: повесть о детстве/Белгород Издательство Шаповалова, 2007.-С.100