Викторина для детей старшего дошкольного возраста
Викторина о растениях и цветах
«Мир, в котором мы живем!»
Подготовила: Епифанцева Ирина Викторовна\
МБДОУ №40 «Калинка»
Кемеровская область
Г. Междуреченск
Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.
Задачи:
•Закрепить представления детей о живой природе;
•Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ;
•Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
•Развивать мышление, объяснительную речь.
Ребёнок: Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты, будешь в нём.
Природою родной земли
Зовется этот дом. .
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, все кто сегодня присутствует на нашей викторине. Привлекая детей к общению с природой родного края, познанию мира растений и животных, которые нас окружают, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие, формируем патриотические качества юного гражданина.
Вед: Сегодня мы с вами проведем викторину «Знатоки растений» и увидим, хорошо ли вы их знаете .Для этого разделимся на две команды. Одна команда будет называться «Незабудки» и вторая команда «Ромашка».
Команда «Незабудки» наш девиз : Мы команда Незабудки,
Улыбнемся, подмигнем
И победу заберем!
Команда «Ромашка» наш девиз: Серединка желтая, лепесточки белые,
Мы детишки умные, добрые и смелые!
(делимся на команды, команды прикрепляют на грудь эмблемы с изображением своего цветка и садятся за столы).
Вед: а так как у нас викторина, то надо выбрать жюри, которое в конце игры подведет итог, и мы узнаем, какая из команд больше знает о растениях.
(жюри занимают свои места)
Вед: Ребята а вызнаете легенду о том почему назвали цветок Ромашка.
Послушайте легенду
Наша легенда о ромашке В лесу жила фея когда-то давно. Она всё цветами усыпать умела, Людей исцелять ей судьбою дано, Она никому отказать не посмела. Однажды влюбилась она в пастуха, Слушая дудочки звонкой напевы, И, взмахнув крыльями, как песня, звеня, На встречу к нему фея птицей летела. Его обучила людей исцелять, В секреты растений она посвящала, Пастух начал деньги с людей собирать, Забыв ту, что тайну ему открывала. Всё реже ходил он встречать с ней рассвет На тихой безлюдной зелёной поляне, А фея, тоскуя, не видела свет И молча ждала, глядя в тёмные дали. Чем больше слезинки катились из глаз, Тем меньше она сама становилась, И там, где сверкали росой капли слёз, Ромашки прекрасные появились. Тянулись они стебельками за солнцем, Роняя на землю свои лепестки, Пастух же терял свою чудную силу, Когда облетали ромашки с тоски. И не было больше удачи и счастья, Пастух оказался совсем одинок, Пришёл на поляну – кругом всё в ромашках, А вместо феи – лишь белый цветок.
Вот такая красивая легенда о Незабудке.
Вед: и так первое задание, называется оно разминка. Я каждой команде по очереди буду задавать вопросы, и вы должны быстро на них ответить
Какие растения могут жить без воды? (таких растений нет).
Дерево чемпион Сибири по скорости роста? ( тополь).
Как размножаются цветы? ( семенами, черенками, клубнями, отводками, луковицами).
Растения от которых люди плачут? ( лук. Хрен).
Растения, у которого лист с одной стороны гладкий, а с другой шершавый? ( мать-и – мачеха).
Из каких растений получают сахар? ( Сахарная свекла, сахарный тростник).
Какое растение жжется? ( крапива).
Цветок какого растения использовали придворные дамы французской королевы как украшения для своей прически?( картофель).
Какие растения называются подснежниками? ( которые появляются ранней весной из- под снега).
У каких растений золотой цветок дает белый пушок? (одуванчик).
Как называется сушеный виноград? ( изюм).
Как называется сок медоносных растений? ( нектар).
Какие растения зимуют с листьями? ( хвойные).
Самый страшный враг леса? (пожар).
15.Какое растение останавливают кровь? (подорожник...)
Вед: молодцы, на этом наш первый тур закончился. Сейчас нам надо немного передохнуть.
(Проводится физминутка «Домашние цветы»)
На окне в горшочках Дети сидят на корточках
Поднялись цветочки. Встают, тянутся на носочках, подняв руки вверх.
К солнцу потянулись, Разводят руки в сторону ладонями вверх.
Солнцу улыбнулись. Поворачиваются вправо-влево руки на поясе.
К солнышку листочки. Соединяют ладошки над головой.
Повернут цветочки, Раскрывают ладошки-бутоны.
Развернут бутоны
В солнышке утонут. Показывают руками солнышко.
Вед: переходим к следующему туру, он называется «Загадочный»
Я сейчас буду загадывать каждой команде по очереди загадки о лекарственных растениях, а вы должны ее отгадать
«Узнай лекарственные растения»
Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях.
Загадки:
1. В поле сестрички стоят,Желтые глазки на солнце глядят,У каждой сестрички –Белые реснички.(ромашка)
Ведущий:Ромашка поможет больному при болях в горле и заболеваниях желудка.
Загадка 2
2. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,На земле лежат листки –Маленькие лопушки.Нам он – как хороший другЛечит раны ног и рук.(подорожник)
Ведущий:Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.
Загадка 3.
4. Растет зеленый кустик,Дотронешься-укусит. (крапива)
Ведущий:Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос.
4.Лист горбочком, с желобочком,Шипы имеет, а ранить не умеет,Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ)
Вед: прекрасно, и с этим заданием вы справились. Следующий наш тур называется «Что не так?» Сейчас мы снова будем работать с экраном. На экране будут появляться задания, каждая команда по очереди будет их выполнять.
(презентация с заданиями)
6 слайд. Изображены комнатные растения, среди них одно садовое.(Что лишнее?)
7 слайд8 слайд. На экране изображены условия роста растения, среди них ночь с луной, что лишнее? (ночь с луной – темнота не нужна для роста растений)
9 слайд. На экране инструменты для ухода за растениями, среди них – ложка и вилка, (они лишние).
Вед: переходим к следующему туру, он называется «Собери растение»
Этот конкурс на скорость и правильность выполнения. Перед магнитными досками лежат части растения, вам надо по очереди выходить к доске и выкладывать на нее одну часть растения. Когда каждый выложит свою часть, то у вас получится изображение цветка. Но надо учесть то, что собирать растение надо правильно, снизу вверх.
(дети выкладывают растение на магнитную доску)
Ведг: закончился и этот тур. Следующий тур «Конкурс капитанов». Капитаны должны показать, как надо ухаживать за растениями. Капитан «Незабудок» нам покажет, как надо протирать листья крупных цветов. А капитан команды «Ромашка» покажет, как надо правильно поливать цветок.
Вед: капитаны правильно выполнили свои задания? Я думаю, что да. Молодцы. Вы немного устали, давайте поиграем.
Вед: капитаны правильно выполнили свои задания? Я думаю, что да. Молодцы. Вы немного устали, давайте поиграем.
(проводится игра «Найди пару» детям и раздаются разрезанные на 2 части изображения комнатных цветов, каждый ищет свою половинку)
Пословицы и поговорки.
Первый цветок ломает ледок.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Где цветок, там медок.
Цветы, что дети, уход любят.
Хорош цветок, да скоро вянет.
Аленький цветок бросается в глазок.
На хороший цветок летит мотылек.
На цвет и пчелки летят.
И красивые цветики ядовитыми бывают.
Зеленый наряд радует взгляд.
Зелень и вода — брат и сестра.
Задание: Каждой команде зачитывается по две пословице. Нужно объяснить значение каждой из пословиц.
Вед: вот и закончилась наша викторина, мы с вами показали, как много знаем о растениях и цветах. Наше жюри не сидело без дела, оно подвело итоги и сейчас озвучит, кто же все – таки лучше знает комнатные растения, «Незабудки» или «Ромашка»?
(жюри озвучивает результаты и вручает детям медали «Знатоки растений».