Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Классный час "Выбор профессии"

цель помочь подросткам с выбором сферы будущей профессии

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г. ВЛАДИМИРА»

Классный час «Выбор профессии»

Подготовила педагог– психолог

Маврина Е.В.

2020г.

Пояснительная записка

Профориентация – сложное и психологически тонкое дело.  Тем более что в современном быстроменяющемся мире трудно предсказать востребованность той или иной профессии даже через несколько лет. 

Актуальность выбранной темы обусловлена анализом статистических данных и социологических исследований, согласно которым 65% респондентов не довольны своей работой и сожалеют о выбранной в молодости профессии. Опросы среди молодого поколения указывают на то, что главными критериями сегодня в выборе учебного заведения после окончания школы являются критерии престижа и советы родителей.

Реально же мало кто из учащихся с уверенностью готов сказать, кем он действительно хочет работать хотя бы в ближайшие годы, а большинство переживает проблему выбора, даже получая профессиональное образование. Молодые люди часто не имеют представления о реальной трудовой деятельности и разочаровываются в своих ожиданиях.

Многие исследования показывают, что в достижении профессионального успеха личностные качества играют даже большую роль, чем образование и знания. И одним из главных условий профессионального успеха является умение правильно выстраивать цели и способы их достижения. А это трудно сделать без ответа на вопрос: «За что человеку платят деньги» и осознанности своих «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО»

Цель занятия – помочь ученикам разобраться в мире профессий и понять, в какой сфере можно использовать свой потенциал, чтобы в будущем сделать осознанный самостоятельный выбор.

Задачи занятия:

- помочь ученикам осознать свои ресурсы (возможности);

- помочь ученикам увидеть расхождение между реальностью и его представлениями, сопоставить «Хочу», «Могу», «Надо»;

- помочь ученикам скорректировать свои цели («Хочу» и «Надо»);

-  помочь ученикам наметить план по достижению своих целей.

Методы – тестирование, беседа, дискуссия.

Формат работы – групповая (класс)

Форма проведения – классный час

Методическая база:

1. Единая диагностика «Хочу, могу и надо» автор Соломин Игорь Леонидович.

2. Проективная методика исследования личности «Психогеометрический тест» автор Сьюзен Деллингер.

Методика диагностики «Хочу, могу и надо» проводится путем анкетирования учащихся. Диагностический инструментарий - анкета «Ориентация». Цель методики – выявить соответствие «хочу» и «могу», найти баланс между ними и сформировать первичное определение подростков в профориентационной области.

Методика исследования личности «Психогеометрический тест» разработана с опорой на учения Карла Юнга о психических типах и представления о функциональной ассиметрии полушарий головного мозга. Цель - определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Ход занятия:

В начале занятия для достижения поставленной цели в формате «круглого стола» ученикам предлагается ответить на вопросы:

Как и какую выбрать профессию?

Как понять, какая профессия тебе подходит?

Как определиться с выбором профессии?

В ходе дискуссии психолог подводит учеников к вопросу «А за что человеку платят деньги?»

Ответы необходимо сопоставить с понятиями «Хочу – Могу – Надо»

На этом этапе необходимо предложить каждому ученику честно написать ответы на вопросы:

1. С чем или кем тебе хотелось бы работать? (ответы: человек, информация, финансы, техника, искусство, животные, растения, продукты, природные ресурсы)

2. Как тебе хочется работать? (управление, производство, добыча, обслуживание, исследование, конструирование, защита, контроль)

Интерпретация ответов по таблице "матрица выбора профессий" помогает выделить наиболее подходящие ученику профессию. Выяснив интересы и желания учащихся психолог, переходит к этапу «могу», объясняя, что при выборе профессии важно знать свои сильные и слабые стороны, а также физические и психологические возможности.

С учащимися обсуждаются значимость здоровья для тех или иных профессий.

Необходимо донести, что для одних профессий состояние здоровья не играет большой роли, для других такие особенности, как плохое зрение, дальтонизм, плоскостопие или общая физическая подготовка играют решающую роль, и дорога к профессии будет закрыта навсегда. Например, человек с дальтонизмом вряд ли станет всемирно известным дизайнером или даже просто получит водительские права.

Личностные качества и психологические особенности учеников можно выявить путем проведения психогеометрического теста, характеризующего стиль личности, личностные «профили» работы и профессии.

Целью теста является не только самопознание, тест также помогает снять эмоциональное напряжение.

Алгоритм выполнения упражнения: участникам предлагается выбрать из предложенных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, кривая линия, прямоугольник) ту, которая, по их мнению, больше всего им соответствует. Затем выбор интерпретируется, согласно методике. 

Когда каждый записал наиболее подходящую ему фигуру, психолог зачитывает характеристики фигур.

Например, «треугольники» хорошо сбалансированы, они ориентированы на «верх»: цели, карьеру, движение вперед. Они обладают сильными лидерскими качествами, быстро принимают решения и действуют. Они часто отличаются атлетическим телосложением и любят соревноваться. Их сильная сторона- политическое маневрирование, и они имеют возможность влиять на других. Их иногда называют «образцами для подражания». Этой характерной чертой «треугольников» является стремление управлять и считаться «правильными». Этот тип людей часто больше заинтересован в карьере, чем в самой работе, и хотя они способны быстро принимать решения, эти решения обычно связаны в первую очередь с их собственными интересами. Они скорее командные лидеры, чем командные игроки.

На этапе обсуждения «надо» психолог говорит о том, что важным критерием в выборе профессии выступает ее востребованность на рынке труда. Для этого необходимо изучить соответствующий экспертный анализ. Нужно проинформировать учеников о том, что рынок труда постоянно находится в движении, и с развитием технологий появляются новые профессии, а старые постепенно вымирают. Важно совершенствовать и совершенствовать свои навыки даже после получения образования и успешной работы, чтобы оставаться конкурентоспособным специалистом в своей профессиональной области.

Для самостоятельного размышления дома можно предложить учащимся воспользоваться следующим алгоритмом:

1. Составить список требований к идеальной профессии.

2. Определить степень значимости каждого требования.

3. Составить список интересных профессий

4. Соотнести свой список требований с каждой из заинтересовавших профессий

5. Определить шаги к получению профессии

Вопрос «как выбрать профессию?» был и остается сложнейшим вопросом в жизни каждого человека. Ведь выбирая профессию, мы выбираем будущее. Причем не только свое, но и своих близких. В идеале будущая профессия должна приносить и удовольствие, и финансовое благополучие, и пользу окружающим.

Педагогу на занятиях, посвященных тематике профессионального определения, важно помнить, что универсальных решений в данном вопросе не бывает.

Каждый человек находит дорогу к профессии самостоятельно. Но помочь раскрыть возможности  профессионального самоопределения – задача педагогического коллектива.

Список используемой литературы

1.Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога./ А. Г. Грецов – Спб: Питер, 2016. -216с.

2. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие./ Е. В. Гурова - Москва: Просвещение, 2017. – 95с.

3. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы./ Е. С. Романова - Спб: Питер, 2016. - 460 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 11.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области