Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Использование дистанционного курса на уроках химии на примере темы «Соли азотной кислоты», 9 класс.

Цель изучить физические и химические свойства нитратов и их биологическую роль на человека. Задачи 1. Предметные • формирование знаний о физических и химических свойствах нитратов, получение и применение их, нахождение нитратов в природе • актуализация понимания биологической роли нитратов • отработка основных понятий • разбор, закрепление и обобщение учебного материала по теме «Подгруппа азота» • подготовка обучающихся к использованию полученных знаний, формированию умения анализировать и систематизировать учебную информацию в соответствии с заданным алгоритмом и использованием понятийного аппарата. 2. Метапредметные Формировать познавательные универсальные учебные действия УУД • умение объяснять специфические свойства нитратов, а также биологическую роль нитратов, с которой сталкивается человек в повседневной жизни • умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа • умение строить причинно-следственные связи на основе анализа учебной информации. Формировать регулятивные УУД • умение ставить цель и прогнозировать результаты своей деятельности, вносить коррективы по мере необходимости, преобразовывать практическую задачу в познавательную • умение творчески подходить к решению учебных задач • умение осуществлять контроль своей деятельности, отслеживать продвижение в выполнении задания и качество его выполнения • умение анализировать качество и уровень усвоения учебного материала • умение определять свою роль и оценивать свой вклад в общий результат. Формировать коммуникативные УУД • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать по вопросу о роли нитратов в нашей жизни • умение логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием • умение представлять результаты познавательной деятельности в различных видах публичных выступлений высказывания, учебный диалог, представление выполненной работы, а также в виде письменных работ • умение следовать сетевому этикету, правилам поведения, общения в сети Интернет, выполняя задания на дистанционном портале • умение аргументированно критиковать альтернативные позиции, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога. 3. Личностные • воспитание российской гражданской идентичности патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира • формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов • формированию коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде • развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и вне-учебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать решения в различных продуктивных видах деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическая разработка урока по химии «Использование дистанционного курса на уроках химии на примере темы «Соли азотной кислоты», 9 класс.

Данный урок проводится в основном курсе средней школы для учащихся 9 класса. В ходе урока формируются УУД учащихся 9 класса. При изучении свойств нитратов на разных этапах современного урока в рамках ФГОС используется ЦОР - интерактивная модель. Локальная сеть ОУ - непременный атрибут урока, с помощью которой осуществляется информационная связь учителя и обучающихся, использование разработанного дистанционного курса на районном портале «Дистанционное обучение». Урок включен в рабочую программу по учебному предмету «Химия 9».

Класс: 9. Место урока: урок №7 в главе «Подгруппа азота».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые педагогические технологии:

Технология критического мышления.

Технология проблемного обучения.

Технология учебного диалога.

ИКТ-технология (интерактивное занятие и работа с дистанционным порталом).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Цель: изучить физические и химические свойства нитратов и их биологическую роль на человека.

Задачи:

1. Предметные:

формирование знаний о физических и химических свойствах нитратов, получение и применение их, нахождение нитратов в природе;

актуализация понимания биологической роли нитратов;

отработка основных понятий;

разбор, закрепление и обобщение учебного материала по теме «Подгруппа азота»;

подготовка обучающихся к использованию полученных знаний, формированию умения анализировать и систематизировать учебную информацию в соответствии с заданным алгоритмом и использованием понятийного аппарата.

2. Метапредметные:

Формировать познавательные универсальные учебные действия (УУД):

умение объяснять специфические свойства нитратов, а также биологическую роль нитратов, с которой сталкивается человек в повседневной жизни;

умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа;

умение строить причинно-следственные связи на основе анализа учебной информации.

Формировать регулятивные УУД:

умение ставить цель и прогнозировать результаты своей деятельности, вносить коррективы по мере необходимости, преобразовывать практическую задачу в познавательную;

умение творчески подходить к решению учебных задач;

умение осуществлять контроль своей деятельности, отслеживать продвижение в выполнении задания и качество его выполнения;

умение анализировать качество и уровень усвоения учебного материала;

умение определять свою роль и оценивать свой вклад в общий результат.

Формировать коммуникативные УУД:

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать по вопросу о роли нитратов в нашей жизни;

умение логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;

умение представлять результаты познавательной деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывания, учебный диалог, представление выполненной работы), а также в виде письменных работ;

умение следовать сетевому этикету, правилам поведения, общения в сети Интернет, выполняя задания на дистанционном портале;

умение аргументированно критиковать альтернативные позиции, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.

3. Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

формированию коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и вне-учебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать решения в различных продуктивных видах деятельности.

Оборудование: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, образцы минералов; растворы различных солей, кислот и щелочей; лекарственные препараты, наборы реактивов, лабораторный штатив, демонстрационные пробирки, понятийно-терминологическая карта.

Электронные образовательные ресурсы: курс «Неорганическая химия» на районном портале «Дистанционное обучение» в Центральном районе Санкт-Петербурга. http://do-imc.ru/ , презентация Power Point.

Раздаточные материалы: реактивы, задания и справочный материал.

Этапы урока:

Организационный этап.

Целеполагание.

Актуализация знаний.

Открытие нового знания.

Динамическая пауза.

Применение нового знания.

Подведение итогов. Рефлексия. Заполнение листа самодиагностики. Составление правильных выводов по теме «Нитраты: за и против»

Технологическая карта урока

№ этапа

этап

Действия учителя

Действия учащегося

Универсальные учебные действия

1.

(2 м)

Организационный этап.

Задача: психологически настроить учащихся на учебную деятельность.

Режим работы: управляемый диалог

Организация местоположения каждого ученика. Учитель приветствует учеников.

Здравствуйте, ребята, желаю вам сегодня успехов на занятии.

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

СЛАЙД 1

Занимают места, приветствуют учителя.

Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.

(7 м)

Целеполагание.

Задача:

определить цель и задачи, включить учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Режим работы: управляемый диалог, фронтальный

Учитель предлагает определить тему урока. Учитель с помощью презентации и наглядных материалов создает коммуникативную ситуацию. Учитель ведет диалог с детьми, учит их ставить цели, основываясь на собственном опыте.

Речь учителя в диалоге с классом:

Учитель: Урок я хочу начать с видео отрывка из программы «Правила жизни», которая идет регулярно на ТК Здоровье и Красота. (Нитраты. Среда обитания) - http://do-imc.ru/mod/videofile/view.php?id=6535

(1 МИН из ролика, с полным фильмом обучающиеся могут ознакомиться на дистанционном портале)

СЛАЙД 2

Учитель озвучивает ряд проблемных вопросов:

Проблема нитратов активно обсуждается в настоящее время. Вопрос очень актуален, о нем говорят со всех каналов телевидения, пишут в газетах, говорят все, даже те, кто вообще не знает химию.

Но почему же, если все знают об опасности нитратов, то зачем их применяют? Попробуем в этом разобраться и мы.

Итак, как можно сформулировать тему урока?

СЛАЙД 3

Посмотрите на слайд, я не сформулировала тему занятия. Давайте сделаем это вместе.

Спасибо за ваши варианты, предлагаю выбрать название «Нитраты –соли азотной кислоты».

СЛАЙД 4

Учитель:

Давайте определим этапы работы на занятии.

Посмотрите на доску (работа с презентацией): вот структура нашего урока, с пропущенными этапами. Помогите заполнить пропуски?

СЛАЙД 5

Ученики анализируют видео-опыты,

слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют термины «нитраты- соли азотной кислоты», формулируют тему занятия, планируют этапы занятия. Выявляют необходимость проанализировать следующие моменты:

- изучить состав

- назвать вещества

- определить физические и химические свойства

-понимать биологическую пользу и вред нитратов.

Определяют структуру урока, заполняют «пропущенные» этапы, достраивая логическое построение структуры урока

Регулятивные: выдвигать версии, определять цель, планировать деятельность

Познавательные:

Проявлять познавательную активность, спрашивать, обобщать.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге, излагать свое мнение.

Личностные:

Осознавать себя исследователями, любить себя и здоровый образ жизни.

3.

(2 м)

Актуализация знаний.

Задача 1: активизировать знания обучающихся, повторение изученного ранее материала

Режим работы: фронтальный, ученик-класс

Учитель организует повторение ранее изученного материала через устный опрос и работу с интерактивной доской в приложении learningapps.

Схема круговорота азота в природе СЛАЙД 6

Беседа-повторение по схеме «Круговорот азота в природе»

Мы вспомнили много азотсодержащих веществ. Они относятся к разным классам неорганических веществ. Каким?

Проверим свои знания решив задание Игра "Соли вокруг нас" (созданное на сервисе learningapps и размещенное на дистанционном портале в курсе «Неорганическая химия») СЛАЙД 7

Вызываем ученика к интерактивной доске и вместе с классом играем в игру. http://do-imc.ru/mod/lti/view.php?id=6536

Завершение беседы и игры: Азотная кислота (свирепая) является «прародителем» необычных солей - нитратов. Их свойства и особенности мы сегодня рассмотрим.

В ходе фронтальной работы отвечают на вопросы, вспоминают и называют азотсодержащих веществ, относящиеся к разным классам неорганических веществ: оксиды, кислоты, соли, нитраты.

Познавательные: Проявление познавательной̆ активности Проявление самостоятельности при анализе информации Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Аргументация своего мнения и позиции в процессе коммуникации.

Повторение изученного материала.

Коммуникативные: воспринимать и воспроизводить информацию.

11.

(15 м)

Открытие новых знаний.

Режим работы:

Ученик-группа, самостоятельная работа.

Учитель организует работу обучающихся. Объясняет логику распределения обязанностей всех участников группы, проговаривает и алгоритм работы. оказывает помощь в организации процесса. Демонстрирует образцы, работаем с текстом, по окончании выполнения задания учитель организует беседу, опрос обучающихся, помогает фиксировать учащимся информацию в своих таблицах.

Речь учителя в диалоге с классом:

Учитель: Изучение любого класса химических соединений мы начинаем с его состава (СЛАЙД 8)

Состав нитратов Презентация

фотографии минералов, работа с буквенным текстом, общая формула, введение понятия «селитра», «нитраты» Men+(NO3)-n, , физические свойства, нахождение в природе, ответы на вопросы) После просмотра и обсуждения, отвечаем на вопросы:

Дать определение кислоте с точки зрения ТЭД

Дать определение солям с точки зрения ТЭД

Каков состав азотной кислоты?

Как называются соли азотной кислоты?

Из чего они состоят?

Возможно ли образование кислых солей азотной кислоты?

Итак, состав нитратов можно выразить следующей общей формулой. Проводится учебная беседа, в ходе которой учащиеся готовятся к самостоятельному решению проблем.

Самостоятельная работа. Перед вами буквенный текст, в котором «спрятаны» формулы нитратов. Найдите формулы нитратов и назовите их. СЛАЙД 9-10

Физические свойства СЛАЙД 11-13

Лабораторный опыт по растворимости.

Учитель: Работа с реактивами и таблица растворимости.

Нитраты – вещества с преимущественно ионным типом кристаллических решёток. При обычных условиях это твёрдые кристаллические вещества, все нитраты хорошо растворимы в воде, сильные электролиты.

Учитель организует повторение основных правил ТБ при работе с реактивами, дает задание (инструкционные карточки). Предлагает описать внешний вид (белые кристаллические вещества) и сделать выводы о растворимости, используя свои наблюдения и работу с таблицей растворимости.

Лабораторный опыт «Физические свойства нитратов».

Вопросы учителя:

Что можно сказать о растворимости нитратов, глядя на таблицу растворимости?

Значит, какой можно сделать вывод исходя из этого свойства нитратов (хорошей растворимости)?

Как нитраты попадают из почвы в растения?

Химические свойства

Беседа по слайдам, обсуждение, анализ свойств и признаков реакций, повторение, отработка знаний и умений грамотно записывать уравнения в молекулярном и ионном видах. Слайды, реактивы и опыты в «уме».

Какие свойства, сходные со свойствами других солей, проявляют нитраты?

4.1. Химические свойства нитратов, общие для всех солей.

Химические свойства нитратов (I, II, III)

Беседа по теме «Химические свойства нитратов» СЛАЙД 14

Лабораторный опыт «Химические свойства нитратов, общие для всех солей»

Вывод: Итак, нитраты участвуют во всех реакциях, свойственных солям.

Задание: Записать по одному уравнению в молекулярном и ионном виде.

4.2. Особые свойства нитратов (введение новых знаний). от Д этого опыта переходим ОСОБЕННЫМ

Речь учителя: Все нитраты термически неустойчивы. 

Давайте посмотрим видео-опыт взаимодействия нитрата серебра и магния: https://vk.com/video4223065_170494933

Опыт - необычный, и связано это с тем, что при нагревании нитраты разлагаются с образованием кислорода. Характер других продуктов реакции зависит от положения металла (в исходном нитрате) электрохимическом ряду напряжений:

Схема разложения нитратов

СЛАЙД 15-16

Нитраты щелочных (исключение - нитрат лития) и щелочноземельных металлов разлагаются до нитритов. 

2) Нитраты менее активных металлов от магния до меди включительно и нитрат лития разлагаются до оксидов.

3) Нитраты наименее активных металлов (правее меди) разлагаются до металлов.

Учитель: Теперь вам необходимо самостоятельно записать уравнения реакций разложения нитратов, указанных в листке контроля (учащиеся заполняют пункт 5 листа с заданиями).

4.3.Качественная реакция

Учитель: Ознакомиться с данной реакцией более подробно, а также посмотреть опыт вы сможете в нашем дистанционном курсе.

http://do-imc.ru/mod/videofile/view.php?id=6537

1.Учащиеся в ходе беседы отвечают на вопросы, дают определение нитратам, говорят о составе и невозможности образования кислых солей; в процессе учебного диалога, определяют вещества по внешним описания, дают им названия, пытаются объяснить их возможное происхождение.

листа

2.Отрабатывают знания, работая с буквенным текстом. При выполнении с. р., находят формулы нитратов и называют их.

3. Аккуратно проводят опыты, работая с небольшими количествами вещества. После выполнения опыта учащиеся заполняют

таблицу: Делают выводы (белые кристаллические вещества, хорошая растворимость)

Примерные ответы учащихся: нитраты, как и все соли, взаимодействуют с кислотами, щелочами, солями и металлами (более активными). Но необходимо помнить условия протекания химических реакций до конца. Записывают по одному уравнению в молекулярном и ионном виде.

4.2.Смотрят видео-опыт и делают вывод о существовании особых специфических свойств нитратов.

В беседе по схеме разложения нитратов

внимательно анализируют материал и самостоятельно записывают предложенные уравнения (в приложении)

Познавательные:

Умение извлекать необходимые сведения из дополнительной информации. Представлять информацию в заданном виде. Регулятивные: Планировать свою деятельность Оценивать свою работу

Коммуникативные: Аргументация своего мнения. Умение работать в группе. Взаимодействовать с классом.

Личностные: Оказывать помощь, воспринимать информацию, осуществлять самоконтроль и оценку.

5.

(2 м)

Динамическая пауза.

Задача:

Соблюдение здоровье-сберегающего режима, снятие усталости и напряжения.

Учитель проводит динамическую паузу, включает спокойную музыку.

Речь учителя в диалоге с классом:

Сейчас мы продолжим работу. Перед началом работы проведем небольшую динамическую паузу:

сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, поднимите и отпустите одно, затем второе плечо.

В том же положении совершите круговые (вращательные) движения плечами одновременно вперёд, затем назад. То же поочерёдно.

Теперь повернем только голову влево и посмотрим на соседа, затем вправо. Спасибо, приступаем к работе.

Анализируют материал и выполняют упражнения

Личностные: Осознание бережного отношения к собственному зрению

6.

(14 м)

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Задача: применение полученных знаний

Этап 2.

Биологическая роль нитратов.

Биологическая роль нитратов

Работа с текстом (ПРИЛОЖЕНИЕ «Биологическая роль нитратов»), видео-опыт (Определение нитратов в продуктах: дифениламин в КОНЦ серной кислоте) http

анализ материала, обсуждение и заполнение таблицы (приложение), формирование выводов

СЛАЙД 17, приложение, видео-опыт

Применение нитритов

Слайды сопровождают речь учителя. Затем предлагается работа с текстом (ПРИЛОЖЕНИЕ), фронтальная беседа, в ходе которой дается ответ на проблемный вопрос: На чём основано применение нитратов?

Очень кратко: вспомнить, записать в таблицу (приложение)

ОТВЕТЫ учащихся: (выводы):

Чтобы уменьшить вероятность встречи с нитратами, покупать овощи и фрукты надо у проверенных производителей, сертифицированных продавцов, а перед едой тщательно промывать фрукты и овощи в тазу с водой, морской солью и соком лимона либо в содовом растворе, а затем споласкивать под проточной водой.

Учащиеся работают с текстом, делают вывод, что применение нитратов основано на их свойствах. Конкретные выводы (по областям применения) заносят в таблицу

Коммуникативные: Умение работать в группах.

Выполнение действий̆ по заданному алгоритму.

Регулятивные:

Уметь воплощать идеи в образ. Оценивать успешность работы.

7.

(3 м)

Подведение итогов:

Задачи:

рефлексия

инструктаж по выполнению задания

Режим работы:

фронтальный

Учитель предлагает обсудить итоги занятия, соотнести цели и результаты. Уточняет довольны ли дети собственной работой.

Подведение итогов урока.

Сдают для проверки листки контроля.

Рефлексия:

Возьмите листки для «Оцени урок». Пожалуйста, по пятибалльной шкале оцените каждый этап, поставьте оценку свой команде, оцените, насколько слаженно вы работали.

Организует рефлексию:

Давайте поищем варианты, чтобы закончим фразу:

Я знаю….- У меня получилось… - Мне понравилось….

Домашнее задание

Прочитать по учебнику «Химия-9» (Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. М.: Просвещение, 2019) § 22 , повторить конспект урока и схему взаимодействия кислоты с металлами.

Спасибо за урок!

Озвучивают, что успели сделать на занятии, чему научились, оценивают работу, заполняют таблицу. Осуществляют

Самооценку.

Регулятивные: Соотносить цели и результаты

Личностные: Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в познавательной деятельности.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области