Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад №74»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Найди ключи
конспект образовательной деятельности
по развитию речи и обучению грамоте
в старшей группе
Подготовила: Морозова Р.Т.
воспитатель
2017
Программное содержание:
Выявить умение называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
Выявить интонационную выразительность. Выявить у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление.
Закрепить знание гласных и согласных звуков.
Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.
Воспитывать чувства удовлетворенности, радости от проделанных открытий.6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.
Активизация словаря: гласные, согласные, бытовая техника.
Демонстрационный материал:
Картинки с изображением бытовой техники, ключи от замков, карточки со словами и звуками, рассказ « Подруги».
Раздаточный материал:
Рабочие тетради по обучению грамоте.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Форма организации: подгрупповая.
Методические приемы:
- Организационный момент: дети заходят в группу.
- Мотивация: пришло письмо от Деда Граммотея.
- Разгадывание загадок.
- Проблемный диалог.
- Игра «Доскажи словечко».
- Разделение слова на слоги.
- Динамическая пауза «Буратино».
- Работа с прописью.
- Рефлексия.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята! Мне пришло письмо! От Деда Граммотея из страны АБВГДейки и он мне написал, что с ним произошло несчастье. Он построил новый дом, а кто – то украл у него ключи. Ведь дверь у него не простая, она состоит из шести замков! И он пишет, что до него дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите помогать. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже.
Воспитатель: Вот это да! Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и первая загадка. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это…(электричество)
Дети: Это электричество! Надо искать там, где розетка!
(Воспитатель вынимает ключ рядом с розеткой)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Граммотея! Справимся с этим заданием?
Задание №1.
Воспитатель: что проходит по проводам к розетке?
Дети: Электрический ток.
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове ток. Какой первый
звук?
Дети: Т – т – т …
Воспитатель: Звук Т. Давайте попробуем пропеть этот звук. Т – т – т … Получается? А что нам мешает?
Дети: Зубы.
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове ток?
Дети: Т – о – о – о - к! Звук О.
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: О – о – о …
Воспитатель: Звук О можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Может зверь, а может робот
Хвост имеет он и хобот.
Он визжит – жужжит мотором
А питается он сором…(пылесос)
Дети: Ключ будем искать там, где у нас в группе стоит пылесос!
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Дед Граммотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол)
4) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
Где обедал воробей?
В зоопарке у…(зверей)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
Жук упал, и встать не может,
Ждёт он, кто ему…(поможет)
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Граммотея:
В этом ящике волшебном
Кнопка есть, и есть экран
В нем мелькают очень часто
Президенты наших стран!
(телевизор)
(Дети достают ключ, он находится возле телевизора)
Задание №3.
Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.
«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та - ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».
Вопросы к детям:
Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в словах которые мы с вами отгадали.
(Дети делят слово пылесос и телевизор на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Динамическая пауза:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Булькает отчаянно
Он якобы нечаянно
Вдоволь напыхтится
И остепенится! Вскипел!
Дети: Это чайник! Надо искать ключ там, где у нас стоит чайник!
Воспитатель: Молодцы! А давайте подберем похожие слова к слову чайник.
Дети: Чайник – чай – чайный сервиз – чаевничать – чаепитие – чашка.
Задание №4.
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать)
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Он скользит легко и гладко
Делает одежду гладкой…(утюг)
Задание №5.
Воспитатель: Вот он, ключик, а теперь я вам расскажу историю о происхождении такого помощника в быту.
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Угадай, кто ветром дует
И над головой колдует.
Смыв с волос густую пену
Сушат их все люди…(феном)
Дети: Это фен!
Задание №6.
Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в магазин электрической техники. Вам нужно купить подарки для деда Граммотея на новоселье, и рассказать, для чего они ему нужны и какие именно.
Воспитатель: Ребята, вы просто молодцы, вы очень помогли дедушке Граммотею! И теперь ему будет жить очень комфортно в его новом доме!
Что для вас показалось самым интересным? Что вызвало затруднения?
Ответы детей.