В дошкольный период ребенок бурно развивается физически и формируется как личность. Он активно осваивает окружающий мир, засыпая взрослых сотнями вопросов, некоторые из которых могут поставить в тупик самого опытного педагога с большим практическим стажем работы. От родителей и семьи детей 5 – 6 лет требуется огромное терпение и любовь к детям, потому что с ними сейчас может быть достаточно сложно. У малышей формируется характер, появляется тяга к самостоятельности, они чрезвычайно активны и подвижны, любят бегать, прыгать и лазать.
Мозг дошкольника уже хорошо развит, у него улучшается память, способность фокусировать и концентрировать внимание на одном предмете, занятии или задаче. Он легко усваивает и запоминает услышанное или прочитанное, если в этом возрасте уже умеет читать. Он копирует действия окружающих, не делая различия между плохим и хорошим, просто по принципу привлекательности, поэтому для родителей и воспитателей важно объяснять ребенку разницу между хорошими и плохими поступками. Социализация обязательно должна включать объяснение правил и норм поведения в обществе.
В это время у малыша хорошо развито воображение, развивается фантазия, оригинальность мышления и индивидуальность поступков. Он может придумывать различные истории, события, иногда выдавая их за реальность, придумывая себе виртуальных друзей. Родителям нужно обращать на это особое внимание, потому что это может свидетельствовать о наличии у малыша некоторых психологических проблем или означать, что он страдает от одиночества, не может найти друзей.
В игре формируются предпочтения, а также способность отделять свою личность от той роли, которую ребенок исполняет в игре. Развивается конкуренция, в детях проявляются лидерские способности, что может приводить к конфликтам в коллективе.
В этом возрасте все недостатки обучения и воспитания фиксируются и могут превратиться в негативные черты характера ребенка, а также стать причиной отставания в обучении в первых классах школы. Поэтому родителям нужно обязательно уделить внимание тому, что должен знать ребенок в 5 – 6 лет.
Развитие речи, словарный запас, логика и мышление
- Фиксация внимания на 5 или 10 минут.
- Определение различных предметов, их основных характеристик: цвет, размер, форма, материал, назначение.
- Способность классифицировать предметы по группам, объединяя их по сходным принципам.
- Собирать конструктор и различные пазлы по образцу и произвольно.
- Запоминать до 7 слов из 10 названных, составлять пары слов по принципу сходства или противоположности.
- Ребенок в 4 – 5 лет прекрасно понимает речь взрослых и детей.
- Владеет словарным запасом до 1000 слов.
- Составляет правильные предложения из 5 – 8 слов.
- Задает вопросы, отвечает на них, поддерживает диалог.
- Может составить и воспроизвести рассказ из 3 – 4 предложений, связанных единым смыслом.
- Знать антонимы и составлять с ними пары.
- Разбираться с существительными единственного и множественного числа.
- Составлять фразы и предложения с предлогами.
- Отвечать на вопросы по ранее прочитанному тексту, например, по сказке.
- Знать наизусть стихотворения небольшого размера.
- Пересказывать небольшие тексты.
Знание окружающего мира, гигиенических навыков и самообслуживания, развитие моторики
- Использовать столовые приборы.
- Одеваться и раздеваться самостоятельно или с небольшой помощью взрослого, справляться с пуговицами, молниями и шнурками.
- Держать в руке ручку или карандаш, аккуратно рисовать и заштриховывать объекты ровными линиями.
- Ребенок должен знать свою фамилию, имя, возраст, адрес, страну проживания.
- Знать данные своих родителей, их место работы, специальность.
- Отличать строение тела человека от животных.
- Разбираться в диких и домашних животных и их детенышах.
- Знать названия насекомых и то, что они делают (летают, прыгают, ползают).
- Знать растения, называть их названия, различать по изображению или в окружающей среде.
- Знать названия и внешний вид фруктов, ягод и овощей.
- Называть различные профессии и объяснять, что они обозначают, чем заняты их представители.
- Ребенок в таком возрасте может нанизывать на нитку различные предметы, например, пуговицы или бусины.
Арифметика
- Ребенок четырехлетнего или пятилетнего возраста знает времена года и суток.
- Отличать правую или левую сторону, понятия: верх, низ, сзади, спереди, сбоку, посередине.
- Разбираться в основных геометрических предметах и телах.
- Знать счет от 0 до 10 в прямом и обратном направлениях.
- Сравнивать отдельные предметы, их пары и группы по разным признакам.
- Знание не менее 8 базовых цветов и 2 оттенков.
В этот период ребенок учится писать цифры.
Способности в области изобразительного искусства
В 4 – 5 лет малыш много времени уделяет рисованию и лепке. Это важно, так как такое занятие развивает мелкую моторику и способствует прогрессу речи, стимулирует мозг и фантазию. В это время ребенок может:
- Правильно держать карандаш, ручку или кисточку.
- Рисовать различные предметы и персонажи, соблюдая пропорции и формы, составлять грамотные композиции.
- Создавать узоры из геометрических, абстрактных или растительных элементов.
- Вписывать узоры в геометрические фигуры – окружность и квадрат.
- Подбирать цвета по совету взрослого и по своему вкусу.
- Создавать аппликации из различных материалов.
- Лепить различные предметы и фигуры с правильными пропорциями, в разных естественных позах, составлять из них группы и композиции.
Развитие ребенка в пять лет крайне важно для его последующей учебы в школе, поэтому родители и воспитатели детских садов отводят подготовке к первому классу особенно много времени.