«Реализация личностно-ориентированного обучения в преподавании математики»
“Личность - это звено между мотивацией и её реализацией”
З. ФРЕЙД
Воспитать человека математически образованного, причем гуманными методами, в гуманных формах, - тот идеал, к которому стремится каждый цивилизованный преподаватель. В качестве наиболее важных педагогических идей, использование которых может улучшить положение, выдвигаются идеи гуманизации, гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации обучения.
Цель школы ориентирует нас, учителей, на выпуск конкурентоспособных специалистов посредством реализации принципов компетентностного подхода с личностно-ориентированным обучением. При этом в центре образования ставиться развитие и воспитание человека, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося её с национальными общечеловеческими достижениями.
На одно из ведущих мест при компетентностном и личностно- ориентированном обучении выходит индивидуализация обучения как процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Её цель состоит в том, чтобы учебно- познавательная деятельность учащихся обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально- духовной сферы, формирование качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.
Перед учителем стоит задача – организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и компетентную личность в целом.
Решение данной задачи лежит в основе личностно-ориентированного обучения. Это видно из ряда позиций присущих этому обучению:
личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями и навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающего мира на основе личностно- значимых ценностей и внутренних установок;
в данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все условия для его саморазвития, самовыражения;
личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется учителем с учетом цели развития каждого ребенка.
Основные принципы личностно- ориентированного обучения очень актуальны. На мой взгляд, каждый учитель, так или иначе, приходит к необходимости использования этих принципов. Прежде всего, это обусловлено тем, что учащиеся, поступающие в лицей, имеют разный уровень базовой подготовки и мотивации, не говоря уже о том, что каждый учащийся изначально имеет свои индивидуальные интеллектуальные способности и свои представления и ожидания от своей учебы в учебном заведении. И здесь очень важную роль играет подготовка учащихся к восприятию и изучению дисциплин их непосредственной специальности, т.к. именно на этом этапе учителям общеобразовательных дисциплин приходится не только способствовать усвоению новых знаний, но и корректировать и восполнять пробелы в школьных знаниях учащихся. Именно поэтому необходимо найти верный подход, если не к каждому конкретному ученику, то хотя бы к каждой группе учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень знаний и мотивации.
Для себя и своего предмета в качестве основной задачи, решаемой в свете индивидуализации обучения, я определяю повышение эффективности процесса обучения, т.к. здесь как раз предполагается, прежде всего, учет уровня интеллектуального развития.
Основной подход к решению этой задачи- реализация принципов разноуровневого обучения. На практике это выглядит так. Изучение каждой темы или раздела я стараюсь организовать примерно по такой схеме:
На уроках изучения нового материала традиционно проводится необходимая актуализация опорных знаний учащихся;
На уроках формирования и совершенствования знаний, умений, навыков учащихся предлагаются следующие виды практической работы: система несложных тренировочных упражнений на тему, направленных на запоминание формул, правил, алгоритмов, например по теме: «Логарифм»
Вычислите:
Logaa=
log=
log327=
2log23=
log62-log6=
lg0.01=
lne=
или решение разноуровневых задач, которое организуется по принципу «от простого к сложному» для всех учащихся с поэтапной проверкой на тему «Объем тел вращения»:
Проверочная работа «Объем тел вращения»
Дан цилиндр. R=см., h=3 см. Вычислите объем цилиндра.
Дан цилиндр. R=h, V=8π см2. Вычислите высоту цилиндра.
Вычислите объем конуса, если его высота 6см., а площадь основания 42 см2.
Объем конуса с радиусом основания 4 м и высотой 6 м равен….
Найдите площадь основания конуса, если его объем равен 256 см3., е высота 4 см.
Вычислите объем усеченного конуса, высота которого 3см., а площади оснований 16 см2 и 4 см2.
Вычислите объем усеченного конуса , если радиусы его оснований равны 3 см. и 9 см., а высота 6 см.
На уроках контроля и коррекции знаний учащимися также предлагаются разноуровневые задания контрольных работ, т.е. для каждого есть возможность показать свой уровень усвоения темы, например контрольная работа по теме: «Простейшие тригонометрические уравнения и их решения»
Вариант -1 (А) 1. Вычислите: а) sin 15°+sin45°b) arcos (- <Object: word/embeddings/oleObject4.bin>)+ arcsin (-<Object: word/embeddings/oleObject5.bin>)
2. Решите уравнения: a) 2sin x=-1 b) tg2x+2tgx+3=0
Вариант -2 (А) 1. Вычислите: а) cos 75°+cos15°b) arcos (- <Object: word/embeddings/oleObject6.bin>)+ arctg (-1)
2. Решите уравнения: a) 2cos x=1b) 2sin2x+sinx-1=0
Вариант -1 (B) 1. Вычислите: а) cos (arcsin <Object: word/embeddings/oleObject7.bin>)b) 2arcsin (- <Object: word/embeddings/oleObject8.bin>)+arctg(-1)+ arccos <Object: word/embeddings/oleObject9.bin>
2. Решите уравнения: a) 2sin 2x=-1b) (1+sin x)(4-sin x)=0
Вариант -2 (B) 1. Вычислите: а) sin (arccos <Object: word/embeddings/oleObject10.bin>)b) arctg (- <Object: word/embeddings/oleObject11.bin>)-arccos(-<Object: word/embeddings/oleObject12.bin>)+ arcsin 1
2. Решите уравнения: a) 2cos 2x=<Object: word/embeddings/oleObject13.bin> b) (1-2cos x)(sin 4x+1)=0
Вариант -1 (С) 1. Вычислите: a) arctg (- <Object: word/embeddings/oleObject14.bin>)-arccos(-<Object: word/embeddings/oleObject15.bin>)+ arcsin 1
2. Решите уравнения: a) cos 3x – cos x=0 b)2 sin2x+5 cosx+1=0
Вариант -2 (С) 1. Вычислите: a) 2arcsin (- <Object: word/embeddings/oleObject16.bin>)+arctg(-1)+ arccos <Object: word/embeddings/oleObject17.bin>
2. Решите уравнения: a) sin 3x + sin x=0 b)2 sin2x-5 cosx+1=0
Опыт показывает, что разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в группе благоприятный психологический климат. У учащихся возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах. Они уже не чувствуют страха перед новыми задачами. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учебе. В своей работе на уроках я использую разноуровневые карточки при даче домашнего задания, при проведении самостоятельных и контрольных работ. При составлении заданий я использую разнообразные виды работы:
исправьте ошибки;
математические диктанты;
исправь ошибку в данном равенстве;
выберите правильный ответ или решение, тест-соответствие;
дополните определение (проверяется теория);
закончить решение.
Перед разными категориями учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь определенного уровня подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие математическими способностями, должны добиться более высоких результатов.
Пока возможно рано говорить о результатах, но положительные моменты использования личностно-ориентированного обучения при обучении математике позволяет мне:
Обучать каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, создавая ситуацию успеха;
Развивать творческий потенциал каждого ученика;
Формировать уверенность у учащихся в своих силах, способностях, ответственности, честности, товарищества, на воспитание трудолюбия, воли;
Обеспечивает определенную степень самостоятельности детей в учении;
Объединять учащихся определенного уровня обученности;
Предоставить учащимся необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и способностей;
Выбирать задания по принципу доступности для каждого ученика, не отбивающие у них желания работать, а увлекающие их к новым уровням сложности познания.
Однако, на ряду с множеством положительных моментов есть и трудности:
Большой объем подготавливаемого раздаточного материала;
Оценивание каждой работы каждого учащегося, а это при наполняемости группы в 25 и более человек.
Урок в традиционном понимании был и остается основным элементом общеобразовательного процесса, но в системе личностно- ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки необходимы), а выявлению опыта учащихся по отношению к излагаемому педагогом содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные смыслы, и, опираясь на них, отбирает те, которые наиболее отвечают научному содержанию знаний, подлежащих усвоению. Задача учителя – не принуждать, а убеждать учащихся принять то содержание, которое заложено наукой. Учащиеся не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, в какой мере соответствуют не только научному знанию, но и личностно значимым ценностям.
Построение технологии обучения математике на основе индивидуальных особенностей и учета целей развития каждого учащегося способствует не только повышению их качества знаний, но и их саморазвитию, самореализации, что является одной из важнейших целей современного образования.
Чтобы сделать процесс обучения компетентностным и личностно- ориентированным нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Положительный результат работы в том, что дети стали увереннее в себе, своих силах. Они привыкают сами добывать знания, а не пользуются готовыми выводами учебника.