Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Светлячок» г. Куса»
Познавательно-творческий проект
«Строим город Экоград»
для детей 5-7 лет
Захарова Н.А.
воспитатель
г. Куса
2020 год
Паспорт проекта.
Условия реализации проекта:
Использование педагогом разнообразных методов и приёмов, форм организации образовательного процесса.
Педагогическое просвещение родителей по формированию у детей экологических знаний.
Создание предметно – развивающей среды для формирования познавательной активности детей.
Взаимодействие с социумом.
Тип проекта:
По содержанию: экологический.
По применению: практико – ориентированный.
По времени проведения: долгосрочный (1год).
Вид проекта: групповой.
По номинации: проект по экологическому воспитанию.
Возраст детей: 5 -7 лет.
Участники проекта:
Воспитатель.
Дети и их родители (законные представители).
Музыкальный руководитель.
Социум:
МБУК «ЦБК» - детская и центральная библиотеки.
МБУК «Музейно – краеведческий центр».
МБУДОЦВР «Ровесник».
Аннотация проекта
Разработка и осуществление проекта происходила в течение года. Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. В проекте сделана попытка организации образовательной деятельности по воспитанию и формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Он содержит описание путей и методов достижения:
воспитания у ребёнка любви к родной природе;
формирования понимания неразрывной связи человека и природы;
расширения знаний детей в области экологии;
ведения детей к пониманию необходимости создания экологически чистого города;
развития у детей познавательной активности, любознательности, коммуникационных навыков, творческих способностей.
Механизм реализации проекта разработан с чётким описанием решения поставленных задач в процессе осуществления всех видов детской деятельности: непосредственно образовательной, игровой, трудовой, бытовой, совместной творческой. В проекте рассматривается особенность организации проектной деятельности в дошкольном учреждении путём интеграции образовательных областей, построения педагогического процесса с учётом принципа комплексно-тематического планирования и распространения информации о проекте.
Введение
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. Первые основы экологической культуры и образованности закладываются в дошкольном детстве. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе, природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно только тогда, когда взрослые, воспитывающие ребёнка, сами понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения и семьи.
Обоснование необходимости проекта
Особое место в формировании любви и бережного отношения к природе, занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Родная природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными. Веками человек был потребителем по отношению к природе. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Для этого оптимальным вариантом является проектная деятельность, и поэтому необходимо заинтересовать детей в предстоящей работе. Систематизируются представления детей о здоровом образе жизни и необходимых для этого условиях в Экограде. Дети выясняют, какие растения и животные могут обитать в таком городе, какой экологически чистый транспорт ему необходим, какими должны быть улицы и дома. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Одна из первостепенных задач, которую я ставила, привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Семья, как среда формирования личности, оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Данный проект является актуальным для педагогов дошкольных образовательных учреждений, так как соответствует современным целям, задачам, логике развития дошкольного образования.
Тематическое поле
Цель проекта:
Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Расширить знания детей о взаимосвязи человека и окружающей среды.
Развивать чувство сопричастности ко всему живому, экологическую культуру, стремление сохранять и беречь природу.
Конкретизировать знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни в природе и в городской среде.
Систематизировать представления детей о здоровом образе жизни и необходимых для этого условиях в Экограде.
Развивать воображение и фантазию, умения прогнозировать последствия своих действий.
Воспитывать желание и потребность беречь и любить город, в котором живёшь, сохранить его для себя и для других людей.
Приобщить родителей к созданию детско - взрослого сообщества с целью решения поставленных задач.
Предмет проекта:
Процесс формирования и становления у детей осознанно-правильного отношения к природе.
Объект проекта:
Дети 5-7 лет.
Противоречия.
В проекте рассматриваются противоречия:
между естественной потребностью ребёнка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы;
между необходимостью развития учебно-воспитательной работы и однообразием форм преподнесения экологических знаний;
между «потребительским» отношением родителей к окружающему миру и необходимостью экологического образования дошкольников.
Таким образом, перечисленные противоречия позволили определить проблему: отсутствие системы экологического знаний детей дошкольного возраста. Решение этой проблемы составляет цель проекта «Строим город Экоград».
Проблемы, решаемые в ходе реализации проекта.
В соответствии с выделенными противоречиями, можно определить проблемы, решаемые в ходе реализации проекта:
Недостаточная активность родителей в экологическом воспитании детей.
У детей не сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
Методы работы, направленные на реализацию проекта.
№ | Методы | Приёмы |
1 | Словесные | Чтение художественной и познавательной литературы; беседы; дискуссии; проблемные вопросы; моделирование ситуаций; обобщающие рассказы; аудио – прослушивание. |
2 | Наглядные | Показ иллюстраций; просмотр познавательных мультфильмов; слайд – презентации; дидактические игры; наблюдения. |
3 | Практические | Организация продуктивной деятельности; игровая деятельность; элементы поисковой деятельности (опыты); изготовление с детьми наглядных пособий; организация выставок. |
Формы работы, направленные на реализацию проекта.
№ | Участники проекта | Формы образовательной деятельности |
1 | Дети. | НОД; Беседы; Чтение; Решение проблемных ситуаций; Наблюдения; Целевые прогулки; Экскурсии; Познавательно – исследовательская деятельность; Оформление выставок; Организация акций. |
2 | Родители. | Анкетирование; Индивидуальные беседы; Рекомендации; Консультации; Папки – передвижки; Изготовление дидактического материала, поделок из бросового материала. |
3 | Педагоги ДОУ: Музыкальный руководитель. | Рекомендации для родителей; Дидактические игры с детьми; НОД. |
Ресурсное обеспечение проекта.
Нормативно – правовой ресурс:
Закон об образовании 2013 – федеральный закон от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г. №1155.
Указ президента РФ №7 от 05 Января 2016 г. « О проведении в Российской Федерации года экологии».
Материально – технический ресурс:
групповое помещение;
музыкальный зал;
пособия для экспериментирования;
картотеки подвижных и дидактических игр по экологии;
мультимедиа техника;
музыкальный центр;
компьютер;
цифровой фотоаппарат;
фонотека, видеотека;
энциклопедическая литература.
Информационный ресурс:
подбор методической и познавательной литературы по теме;
сбор информации по теме проекта из специальной литературы, интернета и периодических изданий.
Интеллектуальный ресурс:
Творческая группа МБДОУ д/с №12 г. Куса.
Партнёры:
МБУК «Музейно – краеведческий центр».
МБУК «ЦБК» - детская и центральная библиотеки.
Редакция газеты «Жизнь района».
ЦДТ.
МБУДОЦВР «Ровесник».
Целевая аудитория:
Педагоги и специалисты ДОУ.
Воспитанники от 5 до 7 лет.
Родители воспитанников.
Этапы реализации проекта:
I. Организационно-подготовительный
обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
определение цели и задач проекта;
подбор литературы, пособий, видео- и аудио – материала;
обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Основной
непосредственно-образовательная деятельность с детьми;
совместная деятельность;
самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
обобщение результатов работы;
анализ деятельности;
презентация итогов работы.
План-график реализации проекта:
Этапы | Мероприятия | Срок реализации | Участники |
Подготовительный | Информирование родителей о начале работы по проекту. Анкетирование родителей (законных представителей). Создание условий для формирования познавательной активности детей через обогащение предметно – пространственной среды группы. Сбор информационного и наглядно - демонстрационного материала. Разработка проекта, изучение литературы по теме проекта, подбор материала для развития познавательной активности детей. | Сентябрь | Воспитатель, родители. |
Основной | Рассматривание материалов «Родная природа». Проведение опытов и экспериментов «Оптимальные условия для жизни человека». Создаём описательные рассказы о чудесном городе, придумываем загадки и заучиваем стихи с помощью пиктограмм. Оформляем коллаж: «Растения и звери нашего Экограда». Придумываем правила: «Жителям Экограда». Создаём макет «Дома и улицы Экограда». Чтение рассказов К.Ушинского «Птицы», Г. Циферова «Дождь на колёсах». Выставка поделок из бросового материала «В Экограде нет ненужных вещей». Создаём «Наш Эко - транспорт». Слайд-шоу: «Богатство и красота природы родных мест». Создание дидактического пособия: «Прогулки по городу», «Защищай город». Конкурс рисунков: «Береги природу, всё начинается с тебя». Беседа: «Природа и человек». Слушание произведений: «Как прекрасен этот мир» Д. Тухманова «Прогулка друзей» А. Гусевой. Презентация проекта в форме викторины с использованием музыкально-литературной композиции. | Октябрь Ноябрь-апрель Декабрь Январь Апрель Май | Воспитатель, музыкальный работник, родители, дети, работники музея и центральной библиотечной системы. |
Заключительный. | Анкетирование родителей. Анализ результативности. Обработка и оформление материалов. | Май | Воспитатель |
Ожидаемый результат
Результаты-эффекты:
Проектные мероприятия способствовали:
конкретизированию знаний детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни в природе и в городской среде;
формированию осознанного правильного отношения к объектам и явлениям природы, экологического мышления;
дети научились практическим действиям по охране природы;
появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Социальный эффект:
укрепление взаимоотношений между взрослыми и детьми;
повышение уровня взаимодействия педагога и родителей;
накопление детьми эмоционального опыта общения с природой, воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру.
Предполагаемые результаты - продукты проекта:
коллаж «Растения и звери нашего Экограда»;
макет «Дома и улицы Экограда»;
«Наш Эко - транспорт» из бросового материала;
конкурс поделок из бросового «В Экограде нет ненужных вещей» материала;
конкурс рисунков на тему «Береги природу всё начинается с тебя»;
методические разработки дидактических игр «Прогулки по городу», «Защищай город».
Проектные мероприятия способствовали:
увеличению количества воспитанников, имеющих положительную динамику достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
эффективному использованию педагогами ДОУ образовательных технологий в экологическом воспитании дошкольников;
участию воспитанников в конкурсах;
гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
Межпредметные связи.
№ | Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
1. | Познавательное развитие | Игровые обучающие ситуации | Рассматривание фотографий и иллюстраций: «Хорошо - плохо жить в городе», «Родная природа». Создание описательных рассказов о чудесном городе. Придумывание загадок и заучивание стихов с помощью пиктограмм. |
2. | Социально-коммуникативное развитие | Музыкальная | Слушание произведений: «Как прекрасен этот мир» Д. Тухманова. «Прогулка друзей» А.Гусевой. Разучивание песен: «Земля - наш общий дом » Н. Караваевой. |
Познавательно-исследовательская деятельность | Оформление коллажа: «Растения и звери нашего Экограда». Придумывание правил: «Жителям Экограда». Создание макета «Дома и улицы Экограда». «Наш Эко- транспорт». | ||
Игровая | Дидактические игры «Прогулки по городу», «Защищай город». | ||
3. | Художественно-эстетическое развитие | Продуктивная | Выставка поделок из бросового материала «В Экограде нет ненужных вещей». Конкурс рисунков на тему «Береги природу, всё начинается с тебя». |
Музыкальная | Слушание произведений: «Прекрасный мир» Ю. Парфёнова, «Летние цветы» Л. Некрасовой. | ||
Коммуникативная | Литературная композиция «Рассказы и стихи о природе». | ||
Продуктивная | Украшение зала к презентации проекта «Мой Экоград». Изготовление атрибутов к играм. | ||
4. | Физическое развитие | Коммуникативная | Экспериментирование на тему «Где воздух чище в саду или у дороги?» |
Игровая | Разучивание народных подвижных игр. Проведение подвижных игр «Затейники», «Уголки». |
Риски и пути их преодоления:
При апробации проекта «Строим город Экоград» учитывалось, что могут возникнуть определённые трудности и риски:
№ | Риски при реализации проекта | Пути преодоления рисков при реализации проекта. |
1 | Для детей. Слабая заинтересованность детей проектом. | Использование игровых приёмов, сюрпризных моментов на занятиях и в мероприятиях; ИКТ; Организация совместной деятельности детей и родителей; Организация выставки совместных творческих работ детей и взрослых; Поощрительные призы. |
2 | Для родителей. Нежелание родителей участвовать в реализации проекта | С целью активизации деятельности родителей запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций по теме проекта; вручение благодарственных писем. |
3 | Для педагога. Слабая заинтересованность воспитателей | Просветительская работа, наглядная агитация. Расширение кругозора. Применение полученных знаний в разных видах деятельности и режимных моментах. |
Мониторинг результативности реализации проекта
Отслеживание качества образовательной деятельности по проекту проводилась путём диагностирования знаний детей на начало и завершение проекта.
Метод 1: Беседа с детьми (с. 348)
Цель: выявление знаний об обобщённых представлениях «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые»?
Метод 2: Экспериментальная ситуация 1(с. 350)
Цель: выявить применение знаний о человеке для решения практических ситуаций.
Метод 3: Экспериментальная ситуация 2 (с.353)
Цель: выявить характер представлений детей о живом.
Метод 4: Игровая ситуация (с.359)
Цель: определить каково вербальное отношение ребёнка к живому объекту в ситуации выбора.
Метод 5: Наблюдение за самостоятельной деятельностью (с.360)
Цель: особенности коллективных умений при созданной обстановке рядом с растениями расположены привлекательные игры и игрушки.
Результаты обследования.
И.Ф ребёнка | Диагностические ситуации | Баллы | ||||||||||||
Видеть состояние живого существа. | Видеть значимые для деятельности свойства и качества объекта. | Видеть зависимость между состоянием живого объекта и потребностью. | Планирование деятельности. | Самостоятельно выполняет уход за растениями. | Проявляет стремление совершать гуманные поступки. | итог | ||||||||
н. | к. | н. | к. | н. | к. | н. | к. | н. | к. | н. | к. | н. | к. | |
Артём С. | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
Софья Б. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Лера. В. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 |
Арина. З. | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
Артём. Сер. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
Антон К. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
Вика П. | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
Ваня Т. | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
Никита Т. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
Арсений | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
Лера К. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
Аделина | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Софья Ч. | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
Вадим К. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
Лиза С. | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
Настя М. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
Арсений З. | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
Настя У. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
Дарина | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Ваня К. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
Кира К. | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
Вова П. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
София | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
Лера У. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
Ваня В. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Арина Щ. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
Егор Т. | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
Выводы: полученные результаты диагностического обследования свидетельствуют:
у детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам;
сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью, здоровье - главное богатство человека;
дети научились самостоятельно анализировать и делать соответствующие выводы;
проект расширил кругозор детей, и их родителей, помог выстроить взаимодействие семья - ДОУ.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
использование проекта «Строим город Экоград» для разработки нового «Красная Книга Урала»;
создание проекта «Заповедники Челябинской области».
Материал будет подбираться в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями детей, их потребностями и потребностями родителей. Особую роль в создании проекта играют родители. Без родительского внимания и участия проект не будет столь эффективен, т.к. родители являются примером для своих детей. Считаю, что применение таких проектов позволяет не только сформировать осознанно правильное отношение к природе и экологическую культуру, но и даёт уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности.
Возможности распространения проекта в других образовательных организациях.
выступление на педагогических семинарах – практикумах по данной теме;
участие в экологических конкурсах, проведение мастер – класса;
методические разработки, рекомендации для педагогов ДОУ;
публикации проекта в СМИ;
участие в заседании базовой площадки по познавательному развитию детей дошкольного возраста;
дистанционные сетевые семинары.
Литература:
Бабаева Т.И, Гогоберидзе А.Г, Солнцева О.В. «Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», Детство – Пресс, С-Пб. 2014г.
Михайлова З.А, Полякова М.Н, Березина Т.А. и другие «Образовательная область «Познавательное развитие» Детство – Пресс, С - Пб., 2016г.
Бабаева Т.И. и другие «Мониторинг в детском саду» Детство – Пресс, 2011г.
Михайлова З.А, Полякова М.Н. «Образовательная область «Познание», Детство – Пресс, 2013г.
Кондратьева Н.Н. «Мы»- программа экологического воспитания, Детство – Пресс, С-Пб. 2011г.
Михайлова З.А, и другие «Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников», Детство – Пресс, 2012г.
Воронкевич А.Н. «Детские экологические проекты» Детство – Пресс, С-Пб. 2016г.
8 Нищева Н.В. «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ» Детство – Пресс, С-Пб. 2014г.
9.Рыжова Л.В. «Методика детского экспериментирования» Детство – Пресс, С-Пб. 2014г.
10.Рабочая тетрадь «Добро пожаловать в экологию» «Детство» С. Петербург 2004г.
11. Мартынова Е.А, Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Учитель, Волгоград, 2013г.
12. Шустова И.Б. Комплект «Азбука растений, насекомые, звери и птицы России» изд. «Дрофа» 2008 г.