Использование нестандартного оборудования как средства развития познавательной активности детей раннего возраста.
Согласно «Закона об образовании РФ» (ст.14) на современном этапе происходит переориентировка содержания образовательного процесса на « обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации». Так как саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.
Одним из принципов дошкольного образования ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности (текст ФГОС пункт 1.4.7.)
А Познавательная деятельность нам известно как – активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка :
- формирование потребности и способности активно мыслить;
- преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Говоря о познавательной деятельности ФГОС ДО используют три термина:
Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые
знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Познавательное развитие – это совокупность количественных качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.
Какие же Особенности развития познавательного интереса детей раннего возраста?
Преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его взором.
Объектом познания являются окружающие предметы, их действия.
Дети активно познают мир по принципу «Что вижу, с чем действую, то и познаю».
Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях.
У детей раннего возраста большое значение имеет развитие их познавательной активности. Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.
Окружающая действительность представляет нам огромное количество различной информации, средств для познавательного развития детей. Готовые игры, пособий и плакаты не всегда соответствующих нашим пожеланиям и ожиданиям.
Научно обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата, как средства,т. е. оборудование и пособия, их применение приводит к познавательной активности, что может рассматриваться как одно из действенных средств познавательного потенциала, увеличения творчества детей раннего возраста. Что и послужило для нас толчком создания нестандартного оборудования.
Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам. Так различные лоскутки, баночки из под гуаши, втулки из под туалетной бумаги, бабины от самоклеющейся пленки - эти, бесполезные на первый взгляд, предметы превратились в яркие, забавные игрушки, пособия, призванные пробудить познавательнуюактивность в деятельности детей направленную на саморазвитие.
Игры, выполненные своими руками в содружестве с родителями, позволяют выразить фантазии, задумки которые приобретают реальные формы. По желанию, можно задать игре нужные в данный момент цели, в любое время добавить новый материал и формате своей игры. Современная техника и материалы помогают оформить все красиво, красочно и эстетично.
Нестандартное оборудование, как и и стандартное должно отвечать основным требованиям:
- безопасность в использовании;
- простота в изготовлении;
- соблюдение гигиенических требований;
- эстетическая привлекательность;
- компактность и лёгкость в транспортировке;
- максимальная эффективность;
- универсальность и многофункциональность;
- доступность в использовании.
Нестандартное оборудование, представленное в игротеке разнообразно, что помогает эффективно повышать познавательную активность, реализовывать задачи по познавательному развитию.
- Сенсорное (обогащать чувственный опыт;
закреплять знания о величине, формах, цвете предметов;
развивать мелкую моторику рук.
-ФЭМП (различать кол-во однородных предметов, привлекать внимание к контрастным размеров, различать предметы по форме)
- Ознакомление с окружающим миром (предметы ближайшего окружения, группировать их)
- Природное окружение (интерес к природе и явлениям)
- Социальное окружение (города, труд взрослых)
1. Коробочка (с образцами различными структурными поверхностями, что позволит ребенку развит чувственный опыт)
2. Трубочка (с мазайкой для развития мелкой моторики и закрепления знания о цвете, которая издает звук что позволяет производить осациации со звуками природного окружения)
3. Планшеты
на закрепление цвета, формы, величины, на развитие внимания и памяти.
4. Группа игр направлена на развитие ФЭМП и все вышеперечисленные задачи познавательного развития.
5. Игра «Волшебный круг» позволяет знакомить детей с природным окружением, социальным окружением помогает понять, что значит сгруппировать.
Все игры многофункциональны, они совместимы друг с другом
Так персонажи «волшебного круга соединяясь с втулками из второй игр, становятся персонажами третьей игры по замыслу детей.
Применяя нестандартное оборудование в повседневной деятельности детей, мы повышаем познавательный интерес, любознательность, познавательный мотив, познавательную активность, формируем познавательные действия, тем самым, поднимем эмоциональный настрой, который в свою очередь благотворно влияет на пространство детской реализации на развитии наших воспитанников.