Игра как эффективное средство обучения грамоте.
Автор: Еремеева Ирина Николаевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №93 г. Челябинска имени Александра Фомича Гелича» (МАОУ «Гимназия №93 г. Челябинска»)
Воспитатель
Методологической основой ФГОС ДО являются положения теории развивающего обучения, конкретно — положение о закономерностях развития ребенка. (Основоположником этой теории является Л.С. Выготский). Поэтому, сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка. Установка на развитие — современная стратегия дошкольного образования.
Кроме традиционных речевых задач, формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи, особое внимание следует обратить на задачи:
— развития диалогической речи дошкольников;
— развития речевого творчества;
— формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.
Подобные приоритеты расставлены не случайно.
Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.
Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.
Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов. В процессе восприятия произведения ребенок по своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.
В теории развивающего обучения есть такое важное понятие как зона ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития – это та область действий и задач, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. И то, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра становится уже его внутренним достоянием, его новой способностью, умением и знанием. Таким образом, обучение ведет за собой развитие ребенка.
Традиционные методы обучения не стимулируют в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей. При таком обучении дети приобретают знания, но испытывают затруднения, когда им приходится применять эти знания на практике. Например, как только условия деятельности изменяются и обновляются, то прежняя схема поведения и действий становится неприемлемой. А при развивающем обучении ребенок не только усваивает конкретные ЗУНы (знания, умения, навыки), но и овладевает способами действий, у него формируется УУД (умение управлять своей деятельностью).
В соответствии с положениями ФГОС ДОО, образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка. В Стандарте представлены социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования (целевые ориентиры).
Что касается области речевого развития, ориентиры представлены на экране.
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
— ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
— ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
— ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
— у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
В этой связи нельзя не сказать о таких важных для развивающего обучения психологических характеристиках личности ребенка как познавательная активность, познавательная самостоятельность. С развитием познания осуществляется также развитие познавательных операций и познавательных умений, таких как анализ, синтез, обобщение, классификация.
Изучив вышеперечисленные положения, мы пришла к выводу о том что, профессиональные компетенции педагогов, которые реализуют развивающее обучение, достаточно разнообразны:
— умение создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду;
— умение планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга образовательной деятельности;
— умение активно использовать недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.
Окружающая действительность представляет нам огромное количество различной информации, готовых игр, пособий и плакатов, но не всегда они соответствуют нашим пожеланиям и ожиданиям.
ФГОС ДОО, личный опыт работы воспитателя, позволило нам прийти к такому выводу, что систематическое применение игровой технологии в образовательной деятельности по обучению грамоте значительно повышает качество обучения.
Игра – является самостоятельной и социально значимой формой детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее эффективных и продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную, поисковую деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.
Создание «Игротеки АБВДейка по стране звуков и букв» была актуальна.
Игротека, выполненная в содружестве с детьми, родителями, т.е. своими руками, что позволило выразить фантазии, задумки которые приобретают реальные формы, подбор картинок, игрушек на усмотрение детей. По желанию, можно задать игре нужные в данный момент цели, в любое время добавить новый материал в соответствующем виде и формате своей игры. Современная техника и материалы помогают оформить все красиво, красочно и эстетично. Мне кажется, что многие согласятся с моим мнением, приятно работать с пособиями и играми, которые придуманы и изготовлены самостоятельно.
Игры, представленные в игротеке разнообразны. И каждую можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разно уровневого характера. Помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте.
Строить интересный педагогический процесс, формируя у детей умения управлять своей деятельностью основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре.
Игротека АБВГДейка – это настольно-напольная игра. Учитывая вариативность игр ребенок, педагог, родитель, могут выбрать различные варианты задания.
Использование синквейн технологии позволило игротеки стать более интересной и увлекательной. Что же такое синквейн? В переводе означает
« стихотворение из пяти строк». Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать? Конечно можно. Дети, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чём? Какие, какая, какое? А как составлять синквейн? Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. Четвёртая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
В игротеки представлена картотека 27 игр. Образец проведения игры – занятия (Знакомство с буквой и звуком).
Данная игра была адаптирована в работе с родителями. Семьи воспитанников заинтересовались данной игрой, изготовили её в домашних условиях и играют в неё дома.
По запросу родителей был составлен буклет, «Азбука в скороговорках»
— который даёт возможность развивать память, произношение изучаемых звуков, в дальнейшем стимулирует в технике чтения.
Организация взаимодействия с детьми по подготовке к обучению грамоте направлено на формирование познавательной самостоятельности и познавательной активности, а именно:
— вовлекаю воспитанников в различные виды деятельности;
— использую разнообразные дидактические игры;
— применяю такие методы обучения, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи;
— предлагаю детям позицию исследователя, проблемные ситуации, использую проблемные и поисковые вопросы. (Почему? Зачем? Каким образом? Что было бы, если бы? Как ты считаешь?).
В своей педагогической деятельности ориентируюсь на потенциальные возможности ребенка и на их реализацию. Создаю условия для признания самоценности каждого ребенка, для разработки индивидуальной траектории развития дошкольника, в соответствии с его психофизиологическими особенностями и возможностям.
Осуществляю свою педагогическую деятельность с опорой на зону ближайшего развития ребенка. Помогаю каждому воспитаннику усваивать и присваивать накопленный социальный опыт путем партнерского деятельностного взаимодействия. Способствую тому, чтобы ребенок самостоятельно ставил перед собой цель, а также находил пути и средства ее достижения.
Организую, направляю и поддерживаю собственную деятельность детей по овладению знаниями. Моделирую такие образовательные ситуации, в процессе которых у детей появляется потребность в определенном, часто новом, способе действий. Формирую не только знания и навыки, но и умение добывать эти знания самому, оперировать ими, осваивать их в процессе деятельности.
Как вести образовательную деятельность? Этапы обучения.
1.Организационный момент.
Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл сегодня в гости? Или что я сегодня принесла? (перед ребёнком выставляется предмет, из названия данного предмета он выделяет изучаемый звук, который находится первым в данном предмете или персонаже). Если ребёнок при закреплении изученного звука (буквы) забыл, с какой он буквой познакомился к ребёнку на помощь приходит предмет из игры. Взрослый даёт скороговорку из которой выделяется изучаемый звук. Скороговорки стимулирую ребёнка к скоростному чтению, поэтому заучивание скороговорок можно считать обязательным.
2. Характеристика изучаемого звука и буквы.
Показать карточка с символом буквы (дать характеристику звука: гласный или согласный, тянется, не тянется, поётся, не поётся, в ротике есть преграда или её нет, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, парный или не парный) Говорим, что букву мы видим, а звук произносим.
3. Конструирование изучаемой буквы (моторика).
Из игры берём счётные палочки и конструируем изучаемый звук (можно повторить всё, что мы узнали о данном звуке). Конструируем и заглавную и строчную буквы.
4. Работа с предметами и персонажами, данными в игре.
Нахождение изучаемой буквы в игре. (Давай найдём домик этой буквы). Берём предметы, называем, делим слова на слоги, ставим ударение. Находим фишку изучаемого звука (если это гласный – то показываем фишку красного цвета, если согласный, то выставляем фишки синего и зелёного цветов). Но мы знаем, что согласные могут быть только твёрдые (Ж, Ш, Ц), только мягкие ( Й, Ч, Щ), все остальные согласные могут быть и твёрдыми и мягкими. Согласные звуки также могут быть звонкими и глухими (в игре даются символы глухой согласный - ёмкость с песком, звонкий согласный – колокольчик). А ещё мы даём ребёнку знания о гласных. Есть гласные, которые придают согласным мягкость (Я, Ё, Ю, И, Е). И гласные, которые придают согласным твёрдость (А, О, У, Ы, Э).
По мере изучения букв и звуков включается в работу звуковая схема (выставлять схемы начинаем со слогов, далее усложняем задачу, выставляем звуковые схемы из одного, 2-х, 3-х слогов).
Ребёнку предлагается чтение слов по первым звукам названия предметов. Далее ребёнок самостоятельно шифрует слова, другой ребёнок или взрослый читает его.
5. Работа над связной речью.
Начиная с изучения первой буквы (звука) составляем предложения о предметах и персонажах данных в игре.
Далее составляем мини рассказы, мини сказки. С каким звуком (буквой) мы познакомились? Что тебе больше всего понравилось?
6. Итог. С какой буквой, и каким звуком мы познакомились?
После каждого этапа работы идёт поощрение символом игротеки АБВГДейка.