Способность различать разные цвета дарована человеку природой. Благодаря этой особенности он может не просто видеть мир в ярком многоцветии красок, но еще и проявлять свои художественные таланты, то есть демонстрировать уровень развития собственного мозга.
Медики отлично знают, что отсутствие способности распознавать цвета, а также видеть цветное изображение является симптомами различных заболеваний, иногда весьма серьезных и опасных для жизни человека. Именно поэтому родителям крайне важно следить за возможностями ребенка в различении цветов. Также они должны знать, в каком конкретно возрасте ребенок должен знать цвета, какое их количество, какие именно. Такие знания служат не только маркерами успешного развития ребенка, но и свидетельствами наличия или отсутствия у него нарушений и заболеваний.
Поскольку это умение является одним из важных маркеров физического и сенсорного развития, обучению ребенка необходимо уделять много внимания. При этом родителям и воспитателям приходится учитывать возрастные и личностные особенности каждого ребенка, так как без этого хорошего результата не получить.
Когда ребенок начинает различать и узнавать цвета
Способность различать цвета появляется у младенца очень рано. Уже в 21 – 3 месяцам он может узнавать некоторые из наиболее ярких красок. Считается, что к этому возрасту у малыша уже есть способность отличать желтый, оранжевый, красный и зеленый цвет.
Яркие игрушки радуют малыша, потому что привлекают его внимание быстрее, чем те, что окрашены в более темные или сдержанные, нейтральные тона. Именно поэтому погремушки, подвески над колыбелькой, кольца для прорезывания зубов и другие забавы для самых маленьких окрашивают в насыщенные, сочные оттенки. Младенец с большим интересом потянется к красной погремушке, чем к изделию черного или темно-синего цвета.
С каждой неделей жизни ребенок получает все больше информации об окружающем мире. Ему нравятся яркие, разноцветные картинки в книжках, насыщенных тонов игрушки, все броское и пестрое. Но до года или даже полутора целенаправленно пытаться обучать его разбираться в красках, знать их названия и отличать одну от другой не стоит – это знание еще вне способностей маленького ребенка. Однако называть цвета в слух, комментируя показом соответствующих картинок и иллюстраций очень полезно. Так малыш в простой и доступной форме запомнит, что его любимая машинка красная, а мамино платье – зеленое.
Что ни в коем случае нельзя делать при обучении ребенка разным цветам
Некоторые родители с абсолютно благими намерениями делают в воспитании своего ребенка грубейшие ошибки:
- Пытаются форсировать события, не принимая в расчет возраста ребенка.
- Не учитывают различия в характерах, темпераментах и способностях каждого малыша. Даже если старший ребенок в семье развивался ускоренными темпами, это не значит, что его младший брат или сестра станут делать то же самое или покажут еще более высокие результаты.
- Проводят обучение как в школе. Превращение в урок любого действия приведет к тому, что маленький ребенок будет капризничать, станет всячески увиливать от подобных занятий и может надолго возненавидеть любые попытки родителей обучать его тем вещам, которые в принципе должны быть интересны всем детям.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что начинать обучать цветам целенаправленно стоит в возрасте от года – полутора до двух лет, при этом начинать подготовку к нему можно и ранее. Но все это должно проводиться в виде игры, тогда обучение пройдет легко и ненавязчиво, не станет восприниматься малышом как нечто скучное, навязанное ему извне.
К какому возрасту ребенок различает основные цвета
Один из самых доступных для любых родителей и понятных всем малышам методов обучения цветам является рисование красками. Все дети любят это занятие, в современные «пальчиковые техники» позволяют начинать процесс в самом раннем возрасте.
Как только ребенок начнет интересоваться рисованием, родителям стоит поддерживать такое стремление, рисовать вместе с ним, попутно объясняя свои действия и называя используемые цвета. Таким образом, в мозгу ребенка образуется четкая цепочка ассоциаций между названием и цветом, а практическое закрепление позволит сделать запоминание более быстрым. К тому же доказано, что рисование способствует развитию мелкой моторики, что положительно влияет на речь и работу мозга малыша в будущем.
К 3 – 4 годам ребенок должен знать названия, уметь различать между собой основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый, белый и черный. Для дошкольника знание цветовой гаммы расширяется до 8 цветов – шести основных и не менее двух оттенков. Но чаще всего к этому возрасту большинство детей имеет намного больше представлений о цветах, а некоторые даже знают поговорку, позволяющую запомнить порядок их расположения в гамме.