Немного подросший малыш проявляет самостоятельность и активно исследует окружающий мир. Он уже неплохо умеет ходить, бегает, лазает и прыгает, поэтому его знания постоянно пополняются и расширяются. Он необычайно подвижен и активен, исследует мир вокруг себя, познает его, часто пробуя на вкус, пытаясь схватить и потрогать абсолютно все, что оказывается в поле его зрения и в шаговой доступности. Родителям маленьких детей придется сочетать опасения за безопасность ребенка с желанием не ограничивать его возможности в познании мира.
Для трех- или четырехлетнего малыша мир открывается в самых ярких красках. Его интересует жужжащий шмель, яркий цветок, свежая лужа после дождя, новая кукла или кубики, а прогулка кажется настоящим приключением. Для того, чтобы информация хорошо усваивалась, ее необходимо подавать ребенку маленькими «порциями» и не забывать повторять – с первого раза сложные сведения и понятия могут и не усвоиться.
Возраст в три – четыре года важен для дальнейшего развития малыша. В это время его вполне можно сравнить с губкой – мозг буквально впитывает информацию, всю подряд, не только хорошую, но и плохую. Именно поэтому в этот момент родителям стоит внимательно следить за своим поведением, потому что его дети копируют именно с членов своей семьи.
Поскольку возраст в 3 – 4 года является очень важным для дальнейшего будущего ребенка, родители постоянно должны контролировать правильность развития малыша, не только физического, но и психологического, а также уровень поглощения и усвоения знаний. Поэтому они обязательно должны понимать, что должен знать ребенок 3 – 4 лет.
Знания, навыки и умения, которые должен освоить ребенок к 3 – 4 годам
В этот период малыш должен успешно усвоить следующие разнообразные знания в нескольких направлениях:
- Самостоятельность, самообслуживание, гигиена и навыки мелкой моторики:
- Ребенок может сам одеться, но не застегнуть одежду.
- Знает базовые гигиенические правила.
- Способен рисовать карандашами, фломастерами и красками.
- Может обводить картинки и раскрашивать их.
- Память и логическое мышление:
- Ребенок знает названия самых распространенных домашних и диких животных, узнает их на картинках, фотографиях.
- Малыш знает по несколько названий (3 – 4) рыб, птиц, насекомых, основных групп растений: деревьев и цветов.
- Трехлетний ребенок понимает, что такое фрукты, овощи, ягоды, грибы, умеет отличать их друг от друга, знает их названия.
- В этом возрасте он умеет различать части суток – утро, день, вечер, ночь.
- Малыш способен различать природные явления – дождь, ветер, снег и так далее.
- У него есть первичное понимание материалов, из которых сделаны различные предметы.
- Навыки речи, словарный запас:
- В этот период ребенок активно осваивает новые слова, и его возможности растут с каждым днем. Он уже хорошо разговаривает и произносит практически все звуки, за исключением некоторых сложных, например, шипящих, «р» и «л». Чтобы привычка говорить неправильно не зафиксировалась и не появились дефекты речи, четкости артикуляции и правильности произношения нужно уделять много внимания.
- Ребенок способен связно описать увиденное.
- От простых предложений малыш переходит к сложным, состоящим из нескольких слов (до 6).
- Ребенок способен давать одну их характеристик предметов: большой, горячий, яркий, круглый и так далее.
- Он может характеризовать действия людей, животных, транспорта и так далее. Например, стоит, сидит, лежит, бежит, едет и так далее.
- У малыша сформировалась способность группировать вещи по признакам, например, стол и стул – это мебель, носки и куртки – это одежда, тапки и сапоги – обувь и тому подобное.
- Трех или четырехлетний ребенок может управлять интенсивностью своей речи.
- У малыша есть способность повторять за родителями или другими взрослыми прозу или стихотворные произведения небольшого размера.
- Ребенок хорошо знает свою фамилию и имя.
- Математические способности:
- Счет до трех.
- Умение продемонстрировать знакомые цифры на пальцах или на окружающих предметах.
- Способность сравнивать количество предметов по принципу «мало – много», «больше – меньше».
- Умение сравнивать различные предметы по форме, цвету, размерам.
- Способность выбирать пару к предмету, подходящую по определенной характеристике: по цвету, габаритам или форме, принадлежности к какой-то группе.
- Знание базовых геометрических фигур: окружность, квадрат, треугольник.
- Знания основных цветов: желтого, красного, синего, зеленого, а также белого и черного.
Для развития ребенка крайне важно получать все эти знания в комплексе, так как однобокое развитие не поможет в его прогрессе. Комплексные знания – важное условие быстрого гармоничного развития малыша, залог его успешного обучения в следующие годы и отсутствия проблем в начальных классах школы.
Родителям малыша придется приложить все усилия для того, чтобы их сын или дочь усваивали информацию в игре, легко и непринужденно, потому что любые попытки учить детей такого возраста так, как это принято в школе, приведут к серьезным проблемам. Единственно приемлемый способ подачи информации – это игра с наглядной демонстрацией происходящего и с подробными объяснениями. Именно поэтому роль родителей в успешном развитии и совершенствовании ребенка 3 – 4 лет стиль велика и важна.