Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Количество слов, которые должен знать ребенок к своему возрасту

сколько слов должен знать ребенок

Речь – это самый важный жар человеку, сделанный эволюцией. Именно эта способность сделала возможным активное развитие головного мозга, прогрессирование всех его функций и в конечном итоге превращение наших предков в современных людей. Именно из-за столь высокой важности речи родителям и воспитателям следует много внимания уделять развитию речи ребенка, ее правильности, четкости произношения и словарному запасу.

То, сколько различных слов должен знать каждый ребенок, является индивидуальным показателем, так как все дети отличаются специфическими способностями и возможностями. Некоторые из них особенно легко и быстро осваивают родную речь и даже начинают говорить на двух языках, если родители или близкие люди, воспитатели относятся к разным языковым группам. Другие, наоборот, с большим трудом осваивают не только правильное и четкое произношение, но и медленно накапливают словарный запас, забывают некоторые слова или не понимают их смысла и предназначения.

Невзирая на то, что четких количественных критериев для объема словарного запаса не существует, каждая возрастная группа имеет вполне конкретные рамки для усвоения базового количества слов. Именно этих требований к тому, какое количество слов должен знать ребенок, следует придерживаться каждый родитель, а также воспитатели и педагоги детских дошкольных учреждений и начальных классов школы.

Начало освоения речи и первый год жизни

начало освоения речи и первый год жизни

Первыми признаками развития речи является появление агуканья примерно на втором – третьем месяце жизни малыша. Он не в состоянии издавать связные членораздельные звуки в этот период, но постепенно его речь становится более разнообразной.

Затем младенец учится подражать тем звукам, которые он слышит каждый день. Это обычно отдельные гласные или согласные звуки, которые постепенно оформляются в более связные слоги, состоящие из наиболее простых для воспроизведения пар «согласная + гласная», например, «па», «ма», «ля» и так далее. В этот период жизни ребенок может издавать своеобразное пение, растягивая и пропевая звуки и отдельные слоги. Препятствовать этому не стоит, поскольку такие манипуляции помогают активному формированию и развитию речевого аппарата.

Первые слова он произносит к первому году жизни. Чаще всего это простые двусложные слова «мама», «папа», «баба», «деда» и так далее. Первые несколько раз они могут произноситься произвольно, без целевой направленности, затем каждое из них используется в отношении конкретного объекта. Также в это время активно развиваются и запоминаются простые междометия, выражающие эмоциональное состояние ребенка. В целом за первый год жизни ребенок осваивает до пары десятков наиболее употребляемых в его окружении слов.

Правила развития речи

правила развития речи

В последующие годы количество слов в словарном запасе малыша растет в геометрической прогрессии. Например, ко второму году жизни их количество в среднем достигает 50 слов и коротких фраз, через год вырастает до пары сотен, а затем быстро превращается в тысячи. Но для успешного освоения речи детям необходима деятельная и грамотная помощь взрослых.

Для этого родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Как можно более раннее использование упрощенного языка при общении с детьми. Это не имеет ничего общего с «сюсюканьем», просто речь взрослых должна быть предельно простой и четкой для лучшего усвоения малышами. К трем годам жизни такие дети говорят намного лучше и имеют больший словарный запас, чем малыши, чьи родители придерживались академических норм формирования речи.
  • Ребенку нужно как можно больше читать вслух, а также петь. Это позволяет быстрее и лучше различать звуки на слух, что способствует улучшению произношения, а также обогащению словарного запаса. По отзывам, дети, чьи родители много им читали и пели, знают больше слов, чем сверстники.
  • Необходимо поощрять попытки имитации чужой речи и других звуков.
  • Описывая предметы, события, явления вслух, взрослые провоцируют интерес детей и стимулируют расширение запаса слов и фраз.
  • В двуязычных семьях каждый из родителей может разговаривать с ребенком на своем родном языке. Это даст возможность малышу успешно освоить сразу два языка.

Эти простые советы помогут более эффективно и качественно увеличивать количество используемых ребенком слов.

Задержка развития речи и формирования словарного запаса

Причинами задержки развития речи и расширения запаса слов кроме очевидных физических нарушений и состояния здоровья ребенка могут быть следующие:

  • Чрезмерная строгость родителей, пресекающих попытки ребенка говорить на «своем» языке.
  • Наличие постоянного фонового шума. Это может быть музыка, работающий телевизор, болтающие родственники и даже повторяющиеся звуки извне.
  • Слишком частое и продолжительное контактирование малыша с современными гаджетами.

Исключив эти негативные факторы, можно добиться существенного расширения словарного запаса у детей и качественного, четкого произношения.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области