Речь – это самый важный жар человеку, сделанный эволюцией. Именно эта способность сделала возможным активное развитие головного мозга, прогрессирование всех его функций и в конечном итоге превращение наших предков в современных людей. Именно из-за столь высокой важности речи родителям и воспитателям следует много внимания уделять развитию речи ребенка, ее правильности, четкости произношения и словарному запасу.
То, сколько различных слов должен знать каждый ребенок, является индивидуальным показателем, так как все дети отличаются специфическими способностями и возможностями. Некоторые из них особенно легко и быстро осваивают родную речь и даже начинают говорить на двух языках, если родители или близкие люди, воспитатели относятся к разным языковым группам. Другие, наоборот, с большим трудом осваивают не только правильное и четкое произношение, но и медленно накапливают словарный запас, забывают некоторые слова или не понимают их смысла и предназначения.
Невзирая на то, что четких количественных критериев для объема словарного запаса не существует, каждая возрастная группа имеет вполне конкретные рамки для усвоения базового количества слов. Именно этих требований к тому, какое количество слов должен знать ребенок, следует придерживаться каждый родитель, а также воспитатели и педагоги детских дошкольных учреждений и начальных классов школы.
Начало освоения речи и первый год жизни
Первыми признаками развития речи является появление агуканья примерно на втором – третьем месяце жизни малыша. Он не в состоянии издавать связные членораздельные звуки в этот период, но постепенно его речь становится более разнообразной.
Затем младенец учится подражать тем звукам, которые он слышит каждый день. Это обычно отдельные гласные или согласные звуки, которые постепенно оформляются в более связные слоги, состоящие из наиболее простых для воспроизведения пар «согласная + гласная», например, «па», «ма», «ля» и так далее. В этот период жизни ребенок может издавать своеобразное пение, растягивая и пропевая звуки и отдельные слоги. Препятствовать этому не стоит, поскольку такие манипуляции помогают активному формированию и развитию речевого аппарата.
Первые слова он произносит к первому году жизни. Чаще всего это простые двусложные слова «мама», «папа», «баба», «деда» и так далее. Первые несколько раз они могут произноситься произвольно, без целевой направленности, затем каждое из них используется в отношении конкретного объекта. Также в это время активно развиваются и запоминаются простые междометия, выражающие эмоциональное состояние ребенка. В целом за первый год жизни ребенок осваивает до пары десятков наиболее употребляемых в его окружении слов.
Правила развития речи
В последующие годы количество слов в словарном запасе малыша растет в геометрической прогрессии. Например, ко второму году жизни их количество в среднем достигает 50 слов и коротких фраз, через год вырастает до пары сотен, а затем быстро превращается в тысячи. Но для успешного освоения речи детям необходима деятельная и грамотная помощь взрослых.
Для этого родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Как можно более раннее использование упрощенного языка при общении с детьми. Это не имеет ничего общего с «сюсюканьем», просто речь взрослых должна быть предельно простой и четкой для лучшего усвоения малышами. К трем годам жизни такие дети говорят намного лучше и имеют больший словарный запас, чем малыши, чьи родители придерживались академических норм формирования речи.
- Ребенку нужно как можно больше читать вслух, а также петь. Это позволяет быстрее и лучше различать звуки на слух, что способствует улучшению произношения, а также обогащению словарного запаса. По отзывам, дети, чьи родители много им читали и пели, знают больше слов, чем сверстники.
- Необходимо поощрять попытки имитации чужой речи и других звуков.
- Описывая предметы, события, явления вслух, взрослые провоцируют интерес детей и стимулируют расширение запаса слов и фраз.
- В двуязычных семьях каждый из родителей может разговаривать с ребенком на своем родном языке. Это даст возможность малышу успешно освоить сразу два языка.
Эти простые советы помогут более эффективно и качественно увеличивать количество используемых ребенком слов.
Задержка развития речи и формирования словарного запаса
Причинами задержки развития речи и расширения запаса слов кроме очевидных физических нарушений и состояния здоровья ребенка могут быть следующие:
- Чрезмерная строгость родителей, пресекающих попытки ребенка говорить на «своем» языке.
- Наличие постоянного фонового шума. Это может быть музыка, работающий телевизор, болтающие родственники и даже повторяющиеся звуки извне.
- Слишком частое и продолжительное контактирование малыша с современными гаджетами.
Исключив эти негативные факторы, можно добиться существенного расширения словарного запаса у детей и качественного, четкого произношения.