Развитие навыков чтения у младших школьников с нарушениями слуха.
Проблемой развития навыков чтения занимались многие ученые. Они выделяли главное: чтение в младших классах – это основа для развития школьника, на которой строится все обучение. Для этого педагог должен обращать внимание на то, как читают дети и понимают ли то, что прочитали, ведь от этого многое зависит. Например, будут ли дети в дальнейшем интересоваться книгой, как хорошо они будут понимать и усваивать учебный материал.
На сегодняшний день актуальным является поиск наиболее эффективных коррекционно-педагогических путей, подбор упражнений, способствующих улучшению обучения осознанному чтению.
Чтение – это вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. В процессе чтения принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Б. Г. Ананьев говорил, что в основе данного процесса лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем.
Многие ученые писали, сущность чтения заключается в том, что чтение – это рецептивный вид речевой деятельности по восприятию и пониманию письменного текста, это расшифровка письменных знаков и перевод их в устную речь, а также понимание написанного. Однако с точки зрения психологов чтение представляет собой процесс, состоящий из техники чтения и понимания прочитанного.
Психологи выделяют следующие психические процессы: зрительное восприятие, соотнесение зрительных образов с речемоторными и слуховыми, узнавание, осмысление, выделение смысловых вех, обобщение, понимание на уровне значений и смысла, и реакцию прочитанного. В данном случае предметом чтения будет являться мысль другого человека, а продукт чтения – это понимание смыслового содержание прочитанного текста.
Для хорошего овладения навыком чтения необходимо: сформированная устная речь (произношение, слуховые дифференциации фонем, фонетический анализ и синтез); лексико-грамматический анализ и синтез; развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
М.П. Воюшина говорила, что у детей с нарушениями слуха более бедные представления об окружающем мире, чем у слышащих. Такие дети не могут назвать не только предмет, но и плохо выделяют их из группы разнородных предметов. Трудно различают предметы по функциональному назначению, не могут соотнести реальный предмет с его изображением. Из этого следует, что развитие детей с нарушениями слуха зависит от проблемы формирования речи.
Освоение навыками чтения детьми с нарушениями слуха более длительный и своеобразный процесс, чем у слышащих. Он связан с проблемой речевого и общего развития таких детей. Овладение языком необходимо для формирования логического мышления, получения и фиксации знаний, усвоения морально-этических понятий, для социальной адаптации.
Для формирования техники чтения и понимания читаемого важное значение имеет работа, специально проводимая над произношением, развитием устной и письменной речи, ее словарным запасом и грамматическим строем.
Таким образом, у детей с нарушениями слуха процесс освоения навыками чтения тесно связан с проблемой речевого и общего развития. У таких детей бедные представления об окружающем мире, что влияет на то, что они не могут правильно назвать предмет, им трудно соотнести реальные предмет с изображением. Это показывает, что развитие детей с нарушениями слуха зависит от проблемы формирования речи. Приобщение к языку у таких детей происходит в условиях специального педагогического процесса.