Трехлетний рубеж – важная черта в жизни малыша и его родителей. Период младенчества позади, ребенок становится очень подвижным, обретает самостоятельность, начинает хорошо связно говорить и активно исследовать окружающий мир, изучать его. В этот период родителям крайне важно отслеживать возможные отклонения как в физическом, так и в психическом развитии малыша, потому что потом наверстывать упущено будет крайне сложно.
От того, насколько хорошо формируется и развивается малыш в это время, чего он успел достигнуть к трехлетнему возрасту, зависит многое, вплоть до успеваемости в первых классах школы. И речь идет не только о том, что малыш должен достаточно хорошо разговаривать, составлять связные предложения и формировать из них последовательные тексты, а также об их физическом развитии. Важное значение имеют также многочисленные навыки и знания, которые нужны детям для дальнейшего прогрессирования. Именно этим мелким факторам нужно уделять особое внимание как родителям детей, так и воспитателям детских дошкольных учреждений. Они должны четко знать и понимать, что ребенок должен знать в свои 3 года.
Физическое развитие трехлетнего малыша
К 3 годам ребенок уже хорошо владеет всеми функциями своего тела, может не просто уверенно ходить и бегать, но и отлично лазает, прыгает, приседает, поворачивается и быстро реагирует на изменившуюся ситуацию. Для ряда детей этого возраста простой задачей является катание на трехколесном велосипеде или на игрушечной педальной машинке, пользование скакалкой и игра в «классы».
К трехлетнему возрасту малыш должен обладать следующими знаниями:
- Проситься на горшок и самостоятельно пользоваться им.
- Обращать внимание на свой внешний вид, заниматься простейшими гигиеническими процедурами. Малыш должен уметь вымыть руки, умыться, почистить зубы.
- Самостоятельно одеваться, используя одежду с минимальным количеством застежек.
- Умение пользоваться посудой и столовыми приборами.
- Собирать свои игрушки и разбросанные вещи.
- Стремиться помогать родителям в выполнении простых операций, например, уметь поставить чашку на стол, достать хлеб из хлебницы, смести крошки и так далее.
Дети отличаются индивидуальностью, поэтому нельзя утверждать, что все как один в три года должны обладать единым набором навыков и умений. Возможны отклонения как в сторону опережения, так и в сторону отставания, но это может касаться только отдельных пунктов списка. Если же ребенок к своему трехлетию не достигает и половины указанных знаний, это повод бить тревогу и разбираться в причинах такого отставания.
Психологическое развитие ребенка в 3 года
Три года – возраст активного поглощения информации, бурного развития и накопления знаний. К этому возрасту у малыша есть достаточный запас сил – физических и эмоциональных, поэтому 3 года можно считать самым хорошим временем для начала активного обучения ребенка разным навыкам, от танцев, изобразительного искусства, музыки до иностранных языков, разумеется, по адаптированной для него программе.
В три года у ребенка должны иметься следующие навыки, знания и умения:
- Связная речь с использованием предложений.
- Умение сосредотачиваться над решением задачи в течение 5 минут.
- Умение самостоятельно разбираться в несложных ситуациях и задачах.
- Умение запомнить стихотворение в 2 – 4 строки.
- Знание по именам ближайших родственников.
- Рассказ о себе от первого лица.
- Знание названий самых распространенных предметов и умение кратко описать их и их назначение.
- Уверенное использование карандашей, фломастеров.
- Умение рисовать красками простейших изображений.
- Умение проводить прямые и кривые линии, овалы и окружности.
- Пользование ножницами для бумаги, вырезание.
- Выполнение аппликации с помощью взрослого.
- Лепка из пластилина или скульптурной глины.
Трехлетний возраст – период активной социализации. Ребенок учится играть в группе, делиться игрушками и общаться со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.
Влияние детского сада на формирование знаний и умений у трехлетки
Дети, которые посещают детское дошкольное учебное заведение, получают больше разнообразной информации, поэтому могут развиваться быстрее, чем «домашние» дети, обучению которых не уделяется достаточно внимания. В то же время в детском саду каждому ребенку с индивидуальными потребностями не могут уделить много внимания, так как все дети должны быть охвачены работой воспитателя. В домашних условиях сделать это намного проще и эффективнее.
Но дети, отстающие по своему физическому и психологическому развитию от своих сверстников, требуют особого внимания воспитателей и профильных специалистов. В том случае, если ребенок имеет серьезные проблемы, рациональнее определить его в специализированную группу, где ему окажут всю необходимую помощь. К моменту завершения нахождения в детском саду такие малыши обычно выравниваются по знаниям и умениям со всеми остальными детьми, и идут в школу с хорошей стартовой базой.
Воспитатели и педагоги детских дошкольных учреждений хорошо знакомы со списком требований к знаниям малышей трехлетнего возраста, поэтому работают по специально составленной программе, помогающей успешно обучать и воспитывать детей.
Роль родителей в развитии детей трех лет, советы мам с опытом воспитания
Роль детского сада в формировании навыков, умений и знаний велика, но и влияние семьи нельзя преуменьшать. Во-первых, ребенок по своей сути подражатель, поэтому он старательно копирует поведение и действия, поступки и речь своих родственников, семьи, родителей. Во-вторых, нельзя «свалить» воспитание и обучение на чужих людей в детском саду. Только любящая семья может привить малышу чувство любви и сострадания к ближнему, доброту, отзывчивость, научить трудиться, привить навыки общения и многое другое.
Здесь могут пригодиться советы мам о том, как формировать знания ребенка в трехлетнем возрасте:
- Не навязывать своего мнения, но давать пример.
- Не давить на малыша.
- Не сравнивать его с другими детьми.
- Хвалить за достижения.
- Уделять как можно больше внимания.
- Вместо просмотра телевизора ходить вместе на прогулки, играть, беседовать, заниматься творчеством.
Только любовь родных людей способна научить ребенка всему хорошему, что есть в этом мире.