Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Понятие инновационной деятельности и её мониторинг

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Радикальные изменения в обществе стали основой для демократизации и гуманизации школы в изменении системы управления образованием. Школа стала на путь саморазвития, оказалось, что творчество учителей, в их инновационной деятельности является фундаментально значимым в создании школ нового типа, в разработке и введении новых образовательных технологий, обращении к мировому педагогическому опыту.

В системе образования учитель всегда является главным действующим лицом любых преобразований. Существенные изменения в основе школы и общества призывают учителя к переориентации его сознания на гуманистические ценности, соответствующие характеру инновационной (творческой) педагогической деятельности.

Таким образом, возникает противоречие между учителем-новатором, который отвечает на запросы школы и социального заказа от общества к современному образованию, и традиционной деятельностью учителя.

Процессы инноваций в образовании возникали в различные исторические периоды и определяли их развитие. Термины «инновационного процесса», «инноватика», относящиеся к вопросу инновационной деятельности учителя появились в педагогической науке сравнительно недавно. Их появление связанно с расширением международного сотрудничества. Так возникли терминологические проблемы, связанные с неэквивалентностью перевода на русский язык. Поэтому в словаре русской педагогики появилось много определений с корнем «инноватика».

Раскрывают вопросы нововведений в систему образования многие исследователи Н. В. Горбунова, М. В. Кларин, С. Д. Поляков, М. М. Поташник, Н. Р. Юсуфбеков. В своих работах они рассматривают проблемы теоретико-методологического характера, создавая критерии оценки инноваций, изучая специфику отношения учителя к инновациям, сам инновационный цикл и т.д.

М. В. Кларин в своих трудах раскрывает понятие «инновация», как существенные изменения в образе деятельности и стиле мышления, не только относительно времени, но к качеству изменений.

Инновацией в образовании называют целенаправленное изменение, вносящее в систему новые элементы, вызывающие её переход из одного состояния в другое:

Мотив включения в инновационную деятельность.

Комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного обучения (различные модели и технологии образования).

Мы рассматриваем инновации, как результат решения устоявшейся проблемы новым способом, с помощью осмысления накопившегося опыта. На сегодняшний день многие инновации имеют аналоги в прошлом из исторического опыта.

Таким образом, мы считаем, что «инновационный процесс» является процессом актуальных и адаптированных идей для определенных условий и соответствующим данным требованиям их реализации. Инновационный процесс направлен на изменение принципов участников с позиции нововведения.

Использование теоретических и практических инноваций является результатом инновационных процессов в образовательной системе.

Мы считаем, что инновация в образовательной системе представляет собой кардинально новые принципы в образовании, внедрение нового на этапе разработки целей, содержания, форм и методов обучения, создание и распространение новых и уже существующих педагогических систем, создание новых моделей управления образованием и др.

В наше время до сих пор существуют нововведения, которым нет более эффективной замены и не предвидеться. Это означает, что у инноваций нет ограничений по времени.

Новшество, достигнув максимального распространения, может сохраняться на одном уровне или вновь возродиться после того как прекратилось через неопределенное количество времени.

Мы предполагаем, что для успешного внедрения инновационной деятельности важны следующие характеристики учителя: уровень образования; полученная информация об инновации; мотивация к нововведению, установка на нововведение и креативность.

Для анализа состояния инновационной деятельности в образовательной организации существуют различные мониторинги.

В основу диагностической карты В. А. Сластенина положена структура готовности к инновациям, включающая три основные компонента:

Психологический – надлежащие личностные качества и стремление внедрять новое.

Теоретический – система знаний, технологии внедрения инноваций, новые способы и формы реализации профессиональной деятельности.

Практический – совокупность умений реализовывать инновации.

Исходя, из своих исследований, В. А. Сластенин осуществляет оценку компонентов готовности педагогов к реализации инновационной деятельности на основе эталонного признака, т.е. критерия. Критерии, в свою очередь, формируются через ряд показателей, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия; то есть, критерии отражают динамику измеряемого качества во времени и пространстве.

Обработка результатов:по результатам диагностической карты В. А. Сластенин предлагает трехуровневую шкалу анализа готовности педагога к участию в инновационной деятельности, включающую низкий, достаточный и высокий уровни.

Складываем значение выставленных баллов, соответствующих степени самоанализа выраженности своих профессионально-личностных качеств.

Анализ состояния инновационной деятельности в образовательной организации на констатирующем этапе эксперимента по диагностической карте «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» В. А. Сластенина показал, что большинство педагогических работников – 45% находятся на низком уровне готовности к инновационной деятельности, на допустимом – 40 %, на высоком – 15 %.

Таким образом, мы можем сделать вывод, для того чтобы повысить уровень состояния готовности педагогов к инновационной деятельности необходимо разработать модель помощи педагогам со стороны административно-управленческих кадров и стимулировать мотивацию профессионально-педагогической деятельности.

Список использованных источников

Маркина, Н. В. Мотивационные ресурсы инновационной образовательной деятельности педагогов [Текст] / Н. В. Маркина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2015. – № 2 (23). – С. 58–64.

Сластенин, В. А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. выш. пед. учеб. Заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – С. 516

Сластёнин, В. А., Подымова, Л. С. «Педагогика: инновационная деятельность» [Текст] / В. А. Сластенин. – Москва : Педагогика. 1997, – № 4, – С. 66–72.

Управление развитием инновационных процессов в школе / под науч. ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. – Москва : Прометей, 1995. – 218 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области