Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


рабочая программа по биологии к учебнику Трайтака

рабочая программа к учебнику 6 класса биологии Трайтака

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

городского округа Лобня Московской области

Утверждено

протоколом педагогического совета

от ____________2020 г. № ______

Директор школы

___________________ М.Ю. Клименко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

БИОЛОГИЯ

для 6 А, Б, В класса(ов)

Учитель: Логунова Полина Владимировна

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР ____________ Н.А. Щербакова

Зам. директора по УВР ____________ Л.А. Пронина

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол от _____________2020 г. № ___

руководитель ШМО ___________ В.Р. Таишева

подпись фамилия и инициалы

городской округ Лобня

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, и Примерной программы по биологии для основной школы М. Мнемозина, 2014.

Нормативные и правовые документы:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273;

Программы формирования универсальных учебных действий. ФГОС. - М.: Просвещение, 2011.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. ФГОС. Основная школа, - М.: Просвещение, 2011.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год, утвержденный приказом Минобрнауки России №1284-99-2018 от 22 июля 2018 года

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08. 2013 № 1015.

Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования им технического творчества обучающихся (рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011№ МД-1552/03).

Общая характеристика учебного предмета

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

Биологическое образований призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умением;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

- Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношения между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

- Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

- Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

- Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений. Понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

- Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность:

- Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

- Осознанное беглое чтение текстов различных статей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

- Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

- Умение перефразировать мысль. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

- Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность:

- Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства и др.) владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности. Своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

- Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения.

- Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

В основе осуществления целей образовательной программы используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

понимания сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:

уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

понимание необходимости здорового образа жизни;

осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляет процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценности ориентации курса способствуют:

правильному использованию биологической терминологии и символики;

развитию потребности вести диалог, выслушивать мнения оппонента, участвовать в дискуссии;

развитию способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии направлен на формирование нравственных ценностей – ценностей жизни во всех её проявлениях, включая понимание самооценки, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). В связи с тем, что МБОУ СОШ №5 является базой для ППЭ, количество учебных недель сокращается на 1 неделю (приказ УО от 22.05.2014г. № 294 «О проведении итоговой государственной аттестации…»).

Критерии и нормы оценки знаний по предмету

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае: 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Отметка "4": 1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "2": 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) правильно определил цель опыта; 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 2. или было допущено два-три недочета; 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 4. или эксперимент проведен не полностью; 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.Отметка "3" ставится, если ученик: 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2) допустил не более одного недочета. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов. Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

•25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

Результаты освоения учебного предмета

Деятельность школы в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения учениками программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения учениками школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространенных растений; опасных для человека растений;

равнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения

Живые организмы. Растения. Бактерии. Грибы. (6 класс)

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений) и процессов, характерных для живых организмов;

аргументировать, производить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

осуществлять классификацию растений на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

раскрыть роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

описывать и использовать примы выращивания и размножения культурных растений, уход за ними;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Обучающийся получит возможность научиться:

находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

основам исследовательской и проектной деятельности по изучению представителей царства растений, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни в всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

осознанно использовать знание основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы;

использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению влияния человека на растительный мир;

объективно оценивать биологическую информацию; критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

осознавать значение теоретических знаний по биологии для практической деятельности человека.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Обучающийся научится:

-предполагать, какая информация нужна;

-отбирать необходимые словари, справочники, энциклопедии:

-сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений;

-представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее достижения;

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

Обучающийся получит возможность научиться:

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

-использовать наряду с основными дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

-в ходе представления проекта давать оценку его результатов;

-понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

-организовывать взаимодействие в группе;

-прогнозировать последствия коммуникативных решений;

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций.

Обучающийся получит возможность научиться:

-отстаивать, при необходимости, свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;

-слушать других, принимать чужую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

-осознание себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

-чувство гордости за красоту родной природы;

-простые правила поведения на природе;

-осознание себя гражданином России.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций эстетических и культурных предпочтений;

-уважительного отношения к иному мнению.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

Обучающийся получит возможность научиться:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой информации.

Раздел 2. Содержание курса

Глава 1. Жизнь растений (9ч)

Минеральное питание растений. Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений. Прорастание семян. Рост и развитие растений. Биологическое значение размножения. Особенности размножения растений. Половое размножение покрытосеменных растений. Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Лабораторные и практические работы

«Размножение растений листьями».

«Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами».

Глава 2. Систематика растений (9 ч)

Понятие о систематике как разделе биологической науки. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Мхи. Папоротники, хвощи, плауны. Высшие семенные растения. Голосеменные и Покрытосеменные, или Цветковые растения. Класс Двудольные. Семейство Капустные или Крестоцветные. Семейство Розоцветные. Класс Двудольные. Семейство Бобовые или Мотыльковые. Семейство Зонтичные, или Сельдереевые. Класс Двудольные. Семейство Паслёновые. Семейство Астровые, или Сложноцветные. Класс Однодольные. Семейство Злаки, или Мятликовые. Семейство Лилейные.

Глава 3. Вирусы. Бактерии (5 ч)

Вирусы - неклеточная форма жизни. Общая характеристика бактерий.

Взаимоотношение бактерий с другими организмами. Питание и размножение бактерий. Азотфиксирующие и фотосинтезирующие бактерии. Бактериальные болезни растений. Значение бактерий.

Лабораторная работа

«Изучение клубеньков бобовых растений».

Глава 4. Грибы (5ч)

Общая характеристика грибов. Экологические группы грибов. Питание и размножение грибов. Дрожжи и плесени. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы – паразиты. Значение грибов в природе и в жизни человека. Общая характеристика и экология лишайников.

Лабораторная работа

«Строение шляпочного гриба».

Глава 5. Развитие растительного мира на Земле. Жизнь организмов в сообществах (4 ч)

Эволюция растений. Растительные сообщества. Типы растительности. Ботанические сады. Дикорастущие, культурные и сорные растения.

Практическая работа

«Подсчет сорняков – конкурентов культурных растений»

Раздел 3. Тематическое планирование

п/п

Название темы

Количество часов, отводимое на освоение темы.

Планируемые образовательные результаты учащихся

1.

Жизнь растений

9

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Обучающийся научится:

-предполагать, какая информация нужна;

-отбирать необходимые словари, справочники, энциклопедии:

-сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений;

-представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее достижения;

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

Обучающийся получит возможность научиться:

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

-использовать наряду с основными дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

-в ходе представления проекта давать оценку его результатов;

-понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

-организовывать взаимодействие в группе;

-прогнозировать последствия коммуникативных решений;

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций.

Обучающийся получит возможность научиться:

-отстаивать, при необходимости, свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;

-слушать других, принимать чужую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

-осознание себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

-чувство гордости за красоту родной природы;

-простые правила поведения на природе;

-осознание себя гражданином России.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций эстетических и культурных предпочтений;

-уважительного отношения к иному мнению.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

Обучающийся получит возможность научиться:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой информации.

2.

Систематика растений

9

3.

Вирусы. Бактерии

5

4.

Грибы

5

5.

Развитие растительного мира на Земле. Жизнь организмов в сообществах

4

Календарно-тематическое планирование

6 класс

(базовый уровень, 1 час в неделю, всего 33 часа)

Номера уроков

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректи-рованные сроки прохождения

Глава 1. Жизнь растений (9 ч)

1.

Минеральное питание растений.

2.

Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях

3.

Дыхание растений.

4.

Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

5.

Прорастание семян.

6.

Рост и развитие растений.

7.

Биологическое значение размножения. Особенности размножения растений.

8.

Половое размножение покрытосеменных растений.

9.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Лабораторная работа

«Размножение растений листьями».

«Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами».

Глава 2. Систематика растений (9 ч)

10.

Понятие о систематике как разделе биологической науки.

11.

Водоросли: зеленые, бурые, красные.

12.

Мхи.

13.

Папоротники, хвощи, плауны.

14.

Высшие семенные растения. Голосеменные и Покрытосеменные, или Цветковые растения.

15.

Класс Двудольные. Семейство Капустные или Крестоцветные. Семейство Розоцветные.

16.

Класс Двудольные. Семейство Бобовые или Мотыльковые. Семейство Зонтичные, или Сельдереевые.

17.

Класс Двудольные. Семейство Паслёновые. Семейство Астровые, или Сложноцветные.

18.

Класс Однодольные. Семейство Злаки, или Мятликовые. Семейство Лилейные.

Глава 3. Вирусы. Бактерии (5 ч)

19.

Вирусы - неклеточная форма жизни. Среды обитания бактерий.

20.

Общая характеристика бактерий.

21.

Взаимоотношение бактерий с другими организмами. Питание и размножение бактерий.

22.

Азотфиксирующие и фотосинтезирующие бактерии.

Лабораторная работа

«Изучение клубеньков бобовых растений».

23.

Бактериальные болезни растений. Значение бактерий.

Грибы (5 ч)

24.

Общая характеристика грибов. Экологические группы грибов

Лабораторная работа

«Строение шляпочного гриба».

25.

Питание и размножение грибов. Дрожжи и плесени.

26.

Съедобные и ядовитые грибы.

27.

Грибы – паразиты. Значение грибов в природе и в жизни человека.

28.

Общая характеристика и экология лишайников.

Развитие растительного мира на Земле. Жизнь организмов в сообществах (4 ч)

29.

Эволюция растений.

30.

Растительные сообщества.

31.

Типы растительности. Ботанические сады.

32.

Дикорастущие, культурные и сорные растения.

Практическая работа

«Подсчет сорняков – конкурентов культурных растений»

33.

Резервное время

Итого

33 часа

Лист корректировки рабочей программы по _________________________________ за ______четверть (полугодие, год) 20____-20____ учебный год

Учителя МБОУ СОШ №5 _____________________________________________

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Дата: _____.______.20_____

Подпись учителя ______________/________________________

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области