МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 180 СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
Мастер-класс
по теме «Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков в работе с одаренными детьми, с воспитанниками ОВЗ»
Выступление подготовила
старший воспитатель высшей
квалификационной категории
Червякова Наталья Ивановна
Цель: расширить представления педагогов ДОУ о создании условий для развития социально-коммуникативных навыков дошкольников, об использовании игр для развития социально - коммуникативных навыков у одарённых детей, у воспитанников с ОВЗ.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с созданием условий на примере Предметно-пространственной развивающей среды по театрализованной деятельности для одарённых детей.
2. Обучение педагогов ДОУ играм для развития социально - коммуникативных навыков у одарённых детей, у воспитанников с ОВЗ.
3. Расширять представления педагогов о работе с детьми с разными возможностями.
Повестка мастер - класса
1.Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков в работе с одаренными детьми (мультимедийная презентация).
2.Использование игр для развития социально - коммуникативных навыков с воспитанниками ОВЗ (практическая работа)
а)Коммуникативно - тренинговое упражнение «Назови ласково соседа»
б) Игры для детей с ОВЗ
в) Открытый микрофон. Рефлексия «Выбери шарик».
Ход мастер – класса
Актуальность
Недостаточная сформированность социально- коммуникативных навыков у воспитанников является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.
1.Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков в работе с одаренными детьми (мультимедийная презентация).
СЛАЙД №1
Очень важный момент в работе с одаренными детьми -создание условий для развития одаренного ребенка в ДОО.
В нашем детском саду мы проводим работу над развитием артистической одарённости, поэтому мы создали условия для развития творческих способностей всех детей и по специальному плану – для работы с одарёнными детьми.
СЛАЙД №2
Мы оборудовали в каждой группе музыкально-театральные центры. В них есть необходимый материал для развития творческих способностей детей. Разнообразие театров обеспечивает свободный выбор детей для постановки сказок и инсценировок, что оказывает благотворное влияние на эмоциональное благосостояние детей, а главное, развивает их творческую активность и одарённость.
СЛАЙД №3
Многообразие театров дает детям возможность для разнообразных постановок. Это и пальчиковые театры, и театры на фланелеграфе.
СЛАЙД №4
Театры би-ба-бо, театры на палочках, созданные совместно руками педагогов и родителей.
СЛАЙД №5
Многообразие настольных видов театров привлекает детей и способствует развитию творческого потенциала одарённых детей.
СЛАЙД№6
Ширмы для кукольного театра, мягкие модули, домики, занавеси – всё это помогает смоделировать различные игровые ситуации.
СЛАЙД№7
Мы создаём условия для развития коммуникативных и артистических способностей детей. У наших воспитанников появляется интерес к книге, к речи, к постановке сказок, как особому объекту познания. В центрах имеется разнообразная детская художественная литература, которую дети используют для постановок. Атрибуты и костюмы для персонажей изготовлены совместно с родителями.
СЛАЙД№8
И как итог нашей работы - театрализованные представления, где воспитанники разыгрывают русские народные и казачьи сказки, распределяя роли, а затем исполняют их в группе, в зале, а также профессионально выступают на сцене, участвуя в конкурсах различного уровня, являясь призёрами и победителями конкурсов.
2.Использование игр для развития социально - коммуникативных навыков с воспитанниками ОВЗ (практическая работа).
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные временные или постоянные отклонения, психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, препятствующие освоению образовательных программ и не позволяющие им вести полноценную жизнь. Такие дети нуждаются в создании специальных (коррекционных) условиях обучения и воспитания, особенно эффективны игры для социально-коммуникативных навыков.
а) Коммуникативно-тренинговое упражнение «Назови ласково соседа»
Предлагаю вашему вниманию коммуникативно - тренинговое упражнение «Назови ласково соседа». У меня мячик с улыбкой и хочется, чтобы вы сказали ласковые слова друг другу. Передавайте мячик и называйте ласково, того, кому вы его даёте.
б) Игры для детей с ОВЗ
Хочу предложить вашему вниманию несколько игр, которые использую в работе с детьми ОВЗ. У детей ОВЗ недостаточный активный словарь, им сложно подбирать слова к обобщающему слову, подобрать слово в рифму, построить предложение, взаимодействовать с окружающими. Игры, которые я хочу предложить вам, помогают детям стать более внимательными к словам, коммуникабельными, умению слышать других, сдерживать себя. Эти игры можете использовать и вы в своих группах.
Предлагаю поиграть в игры.
Игра «Эхо»
Послушайте, что слово «поёт», какое у него эхо. И вспомнить другое слово, которое будет на него «отзываться».
Например, слово «канарейка», – «эхо» ответит: «арейка», «рейка», «эйка». Таким образом, надо найти слова в рифму. Канарейка – батарейка, а также на –эйка: змейка, лейка, пей-ка.
Лягушка (ушка) – подушка, пушка, мушка, кукушка, хлопушка, ватрушка.
Фонарик (арик) – комарик, шарик.
Мальчик (чик) – зайчик, мячик.
Корзина (ина) – Зина, Галина, Марина, Полина, малина, калина, картина.
Ложка (ошка) – кошка, мошка, крошка, брошка.
Ребята (ята) – козлята, утята, тигрята.
Игра «Повтори»
Надо послушать и повторить слова в той же последовательности.
Аист – ласточка – грач, скворец – кукушка – журавль, лебедь – аист – кукушка, лебедь – аист – журавль.
Игра «Кузовок»
Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий стоит в центре и «держит в руках кузовок».
Ты игрок, и я игрок,
Поиграем в кузовок.
Ты запомни, мой дружок,
Что мы сложим в кузовок.
Ведущий идёт по кругу, подходит к каждому игроку «с кузовком».
Каждый ребёнок «кладёт в кузовок» воображаемый овощ, фрукт, ягоду, цветок. Тема обговаривается заранее.
Одуванчик в кузовок, колокольчик в кузовок, тюльпан в кузовок.
Ведущий в любой момент может остановить игру и сказать:
Повтори дружок, что сложили в кузовок. Надо повторить слова по порядку.
Можно играть с картинками, предметами.
Можно усложнить: второй игрок повторяет первое слово и называет своё и т.д.
Игра «Хочукалка»
Задача: тренировать умение владеть своими чувствами.
Ведущий рисует букву или цифру или фигуру. Игроки должны угадать, но не выкрикивать правильный ответ. А преодолеть своё «хочу выкрикнуть»
дождаться команды, своего имени и сказать ответ.
Игра «Поварята»
Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю.
Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот.
Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.
Игра « Ветер дует на…»
Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» итак далее.
Игра « Кинолента»
Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.
Количество играющих: группа (6-7 человек).
Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый — повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.
Комментарий: вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов. Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, развития способности передавать свои чувства и переживания без слов (мимикой и пантомимой), тогда лучше использовать первый вариант окончания игры.
Найди друга
Цель: воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Ход: 1) Детям дается задание: «найдите себе друга по одному признаку» (разбиться на пары, у разных пар признаки не должны повторяться).
2) найти друга по двум признакам.
3) найти друзей (3 человека) по трем, четырем признакам.
У кого синяя футболка.
У кого синяя футболка и чёрные шорты.
У кого длинная, жёлтая юбка.
«Подбери слова».Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников.Ведущий называет сказку, а игроки ее персонажей и т.д.
Ведущий называет весна, а игроки её признаки.
Птицы или другое обобщающее слово, а игроки перечисляют, что подходит.
в )Открытый микрофон. Рефлексия «Выбери шарик»
Хочу подвести итог нашего общения при помощи этих шариков.
- Если вы будете применять в своей работе игры – поднимите шарик с улыбкой.
- Если вы сомневаетесь, применять ли в своей работе игры – поднимите шарик задумчивый.
- Если вы не будете применять в своей работе игры – поднимите сердитый шарик, вы потратили своё время зря.
Покажите всем свои шарики. Я очень рада, что вы проявили интерес к играм для развития социально - коммуникативных навыков в образовательном процессе дошкольного учреждения. Обучение будет увлекательным для педагога и детей.