Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад комбинированного вида№57 «Алёнушка» города Рубцовска. |
«Как с гуся вода»
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе.
Составила: Татаркина Наталья Алексеевна воспитатель, высшая квалификационная
категория
Образовательная область: « Познавательное развитие»
Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о водоплавающих птицах.
Задачи:
Обучающие:
- Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Развивающие:
- Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности;
- творческое воображение.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное и ответственное отношение к миру природы; умение внимательно слушать ответы сверстников, дополнять, анализировать их.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Методы и приёмы:
Методы наглядного обучения (работа с предметными картинками, слайдами, схемами)
Словесный метод (беседа, рассказ, вопросы)
Игровой метод (дидактическая игра «Отбери водоплавающих птиц»)
Практический метод (наблюдение, эксперимент)
Материалы и оборудование:
- перья куриные и гусиные;
- ёмкости с водой;
-жир;
-пипетки;
-средство для мытья посуды;
-бумага;
- кисточка;
- слайды;
- звуковое сопровождение «Голоса природы»
Предварительная работа:
-чтение художественной литературы о птицах: Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок», Мамин – Сибиряк «Серая шейка», чтение познавательной литературы о птицах, рассматривание альбомов «птицы»
Словарная работа:
- водоплавающие, весло, ласты
Алгоритм занятия:
Вводная часть:
-организационный момент;
-дети находят телеграмму и пакет от жителей озера
Основная часть:
-опыт№1 «Очистка воды»
-беседа о водоплавающих птицах (Слайды №5,№6)
-дидактическая игра “Отбери водоплавающих птиц”.
(Работа по карточкам)
-физкультминутка «Гусь»
-опыт № 2.«Почему водоплавающие птицы не тонут?»
-опыт№3 «Как влияет загрязнение воды на птиц»
-пальчиковая гимнастика «Утята».
-упражнение «Помоги рассортировать перья»
Заключительная часть:
-презентация со слайдами (вопросы для закрепления)
-вручение медалей «Лучший знаток природы»
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель. Ребята, я хочу вас пригласить на экскурсию на озеро полюбоваться его обитателями. Но что же случилось, озеро совсем опустело? Дети случайно находят телеграмму и пакет от жителей озера. Они сообщают, что с водоёмом случилась беда, он погибает. Они просят о помощи, люди загрязнили озеро. Растения увяли, рыбки заболели, птицы улетели. (Слайд№3)
Воспитатель. Только мы, ребята, можем им помочь (достаёт из пакета банку с грязной водой). Эта банка волшебная. Вода в ней грязная, и в озере она грязная, но если в банке вода станет чистой, то и в озере очистится. Для того чтобы всё получилось, необходимо выполнить условие: грязную воду должны очистить мы все вместе — только тогда произойдёт волшебство, и озеро станет совсем чистым.
Основная часть
Опыт№1
«Очистка воды»
Мы сейчас пойдём в лабораторию, очистим воду из волшебной банки. Для этого будем использовать фильтры (специальная фильтрующая бумага). Вода стала чистой, прозрачной и в озеро вернулись его обитатели. (Слайд№4)
Беседа. (Слайды №5,№6)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о птицах, которые обитают в водоёмах.
-Каких птиц вы видите на озере?
-Чем они питаются? (сравнить клювы обычных и водоплавающих птиц)
-Что объединяет всех этих птиц?
-Почему их называют водоплавающими?
-На что похожа лапа водоплавающих птиц? (рассмотреть ласты и вёсла).
Дидактическая игра “Отбери водоплавающих птиц”.
(Работа по карточкам)
Физкультминутка «Гусь»
Утром встал гусак на лапки - потянулись
Приготовился к зарядке - ходьба на месте
Повернулся влево вправо - повороты
Приседанье сделал справно - приседания
Клювиком почистил пух – повороты головы
И скорей на стульчик плюх – присели.
Опыт № 2.
«Почему водоплавающие птицы не тонут?» ( Слайд №7)
Воспитатель : А почему водоплавающие птицы не тонут?
Воспитатель: Потому что у них есть еще один секрет, сейчас мы его раскроем. Опыт с водой и шариками.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, шарики плавают, почему? Потому что в них воздух, а воздух легче воды. Поэтому шарики не тонут.
Вот такие маленькие воздушные мешочки есть под кожей у водоплавающих птиц. Они то их и удерживают на воде.
Опыт№3
(Как влияет загрязнение воды на птиц) (Слайд № 8)
Воспитатель: Как вы думаете, легко летать птицам, которые плавают в загрязнённых водоемах? Для этого нам понадобится миска с водой. На поверхность воды кладём гусиное перо, оно плавает. Теперь добавим в воду две столовые ложки средства для мытья посуды. Осторожно размешаем, чтобы не было пузырьков (воспитатель показывает и проводит опыт) Что произошло с нашим пером? Как вы думаете, почему это случилось? Что это может означать?
Вывод: в мыльной воде перо намокает и может утонуть.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим перо (раздать детям увеличительные стекла, лупы.)
Чтобы понять это, надо внимательнее взглянуть на строение пера. (Слайд№9).У пера есть "ствол", который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность. Когда мы опустили перо в мыльную воду, она проникла между крючочками. (проделывают ещё раз) Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы
Пальчиковая гимнастика «Утята».
(Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)
Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!
Упражнение «Помоги рассортировать перья»
Воспитатель обращает внимание на перья на столе. (На столе лежат гусиные и куриные перья).Ребята, мне нужна помощь, я перепутала гусиные и куриные перья. Как мне их различить и разобрать на куриные и гусиные? Дети высказывают предположения. С прошлого занятия мы знаем, что гусиные перья не намокают. Надо проверить: какие намокают – куриные, а не намокают – гусиные.В.: Как мы проверим?Дети готовят тазики с водой, берут перья и опускают их в воду по очереди, раскладывают на две кучки: на намокшие и сухие.Вывод:- Куриные перья намокли, все слиплись, стали похожи на полоску, с них течет вода;
- Гусиные перья сухие или с капельками. Они не намокли, они смазаны жиром;Не зря говорят: "как с гуся вода”, "вышел сухим из воды.
Заключительная часть
Вопросы для закрепления. (Слайд№10)
1.Что объединяет всех водоплавающих этих птиц?
2.На что похожа лапа водоплавающих птиц?
3.Почему водоплавающие птицы не тонут?
4.Как влияет загрязнение воды на птиц?
5.Почему так говорят: «как с гуся вода», «вышел сухим из воды»?
Вручение медалей «Лучший знаток природы»
Список литературы.
1.Бобылева Л. Береги природу!: Беседы со старшими дошкольниками//Дошкольное воспитание.– 2002.– № 7.–С.9–17.–(Воспитание и обучение).
2.Буркина О.А. Спасаем пруд //Ребёнок в детском саду.–2011.– № 4.–С.66–67.
3.Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3.–С.23–27.
4.Рыжова Н. Жалобная книга сказочной природы: [экскурсии, исследовательская работа на экологической тропинке]//Дошкольное образование.– 2010.– № 16.– С. 7– 8,17–18.