Средняя группа детского сада – важное время для взросления ребенка. Он уже не кроха, делающая первые шаги и произносящая первые слова, но еще и не самостоятельный и независимый ребенок. В этот период он активно поглощает информацию, отличается высокой подвижностью, энергичностью, любопытством, поэтому его жизнь в детском саду насыщенна, богата событиями, поставляет большой объем знаний.
После младшей группы ребенок уже неплохо адаптировался к условиям пребывания в детском саду, познакомился с воспитателями и сверстниками, ознакомился с распорядком дня, усвоил основные положения. Дети, которые пришли сразу в среднюю группу, попадают в более сложное положение, так как у них нет такого опыта, как у их сверстников, уже посещавших детский сад. Родителям и воспитателям придется приложить немало усилий для успешной адаптации таких детей. Эта задача должна решаться исключительно мягко и деликатно, чтобы не нервировать ребенка и не сформировать у него негативного образа детского сада и не вызвать острого нежелания его посещать.
В средней группе детского сада малыш переходит от простой игры и пассивного освоения окружающего мира к более активным действиям. Его интересует буквально все, поэтому родителям придется приложить немало усилий и проявить терпение, чтобы удовлетворить неуемное любопытство ребенка. В детском саду он получит немало практических и теоретических знаний, но дома его должно ждать намного больше – родительская любовь, поддержка и внимание.
Для того, чтобы понимать, насколько правильно развивается их ребенок, родители обязаны интересоваться тем, что должен знать и уметь малыш в средней группе детского дошкольного учреждения.
Самообслуживание и личная гигиена
- Ребенок самостоятельно умывается и моет руки, знает, что это нужно делать перед едой и после посещения туалета.
- Использует носовой платок и расческу.
- Сам одевается и раздевается. Развешивает и складывает одежду.
- Пользуется столовыми приборами, аккуратно ест и пьет.
- Знает основные правила поведения, вежлив со взрослыми, доброжелательно относится к сверстникам.
Знакомство с окружающим миром
- Знает формы, размеры и материалы предметов.
- Знает основные предметы, окружающие его в повседневной жизни: мебель, посуду, одежду, обувь, игрушки, еду, растения, транспортные средства.
- Знает части тела людей и животных.
- Знает населенный пункт, где живет.
- Владеет основными навыками правил дорожного движения: пешеходный переход, зеленый и красный цвет светофора.
Развитие связной и четкой речи
- Правильно и четко артикулирует звуки родного языка. Возможны некоторые трудности в произношении некоторых сложных звуков, например, шипящих. Также некоторые дети нечетко произносят «л» и «р».
- Знание единственного и множественного числа. Умение обобщать предметы по группам и озвучивать их общее название: куклы и кубики – игрушки, ложки и кружки – посуда, стол и стул – мебель и так далее.
- Составлять грамотные предложения и небольшие связные тексты.
- Делать пересказы, а также описания картинки, предмета.
- Отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению.
- Знать наизусть короткие детские стихотворения.
Математические основы
- Считать от 0 до 10.
- Опознавать и называть цифры от 0 до 10, уметь называть их по картинке.
- Сравнивать по численности две группы предметов.
- Сравнивать 5 предметов по форме, размерам и цвету.
- Знать и уметь называть основные геометрические фигуры и тела, уметь отличать их друг от друга.
- Знать разные времена суток.
- Узнавать и характеризовать направления движения: вперед, назад, вверх, вниз, слева, справа и так далее.
Декоративное и изобразительное искусство, труд
- Правильно передавать размеры и пропорции предметов и живых существ.
- Создавать композиции из нескольких предметов или фигур.
- Изображать различные узоры.
- Знать новые цвета и оттенки, например, голубой, оранжевый, коричневый, серый.
- Лепить сложные предметы, состоящие из нескольких частей.
- Пользоваться специальными инструментами для лепки – стеками.
- Владеть различными техниками лепки.
- Уметь резать и вырезать ножницами.
- Создавать аппликации из разных фигур.
- Уметь вырезать разными способами.
- Составлять узоры с ритмичным повторением раппорта из вырезанных геометрических фигур.
- Уметь конструировать из бумаги, пользоваться кубиками и простыми конструкторами.
Физическое развитие
В этом возрасте ребенок активен физически. Он способен бегать, при этом координируя и согласовывая работу ног и рук, прыгать на двух ногах, играть с мячом и метать его на небольшое расстояние правой и левой рукой, лазать по шведской лестнице, перелезать через различные предметы, строиться парами, выстраиваться в круг или шеренгу. В этот период некоторые дети уже успешно осваивают двухколесный велосипед.
Ряд детей показывают более высокие данные, они развиваются несколько быстрее своих сверстников, лучше и быстрее осваивают навыки и усваивают информацию. Это не означает, что дети, которые укладываются в требования программы средней группы, отстают в развитии и обучении. Напротив, это более развитые дети выбиваются из среднего уровня. Это нормально и естественно, все дети разные, и это не повод для родителей паниковать и сравнивать своего сына или дочь с более развитыми сверстниками. Если малыш отвечает уровню знаний своего возраста, то все в норме. Небольшие отклонения со знаком минус также могут иметь место. Тревогу должно вызывать только сильное несоответствие между возрастом ребенка и уровнем его физического и умственного развития.