«Обучение чтению детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта»
Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии, Татьяна Викторовна Волошина
Цель исследования: изучение эффективности системы приемов и средств по обучению чтению детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Изучить состояние проблемы обучения чтению младших школьников с нарушением интеллекта в общей и специальной методической литературе;
2. Проанализировать особенности процесса овладения чтением детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
3. Провести коррекционно-педагогическую работу по обучению чтению
4. Провести количественный и качественный анализ результатов эффективности коррекционно-педагогической работы
Объектом исследования является умение чтения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: это система приемов и средств по обучению чтению детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Перейдем к основной части нашей работы.
Первая глава посвящена теоретическому изучению проблемы обучения чтению детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Вторая глава посвящена практическому изучению проблемы обучения чтению.
Работа проводилась на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Специальной (коррекционной) школы № 209.
В исследовании принимали участие учащиеся 3 классов в количестве 11 человек.
Целью исследования было изучение уровня сформированности чтения на примере понимания и осознанности.
Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач были использованы следующие методы сбора данных: наблюдение за учащимися, беседа с учителем, проведение диагностического эксперимента.
В исследовании мы использовали задания из метод разработок Аксеновой, Комаровой, Шишковой для проверки уровня сформированности понимания и осознанности чтения у умственно отсталых школьников младших классов. Задания предлагались по нарастающей сложности: первое задание – работа со словами, второе – с предложениями, третье – с текстом.
Проведя экспериментальное исследование, а также проанализировав теоретические источники, мы убедились, насколько у умственно отсталых школьников нарушено чтение как навык. В связи с этим мы разработали и провели свою коррекционно-развивающую работу. В данную работу был включен тот же класс учащихся, с которым проходило экспериментальное исследование. Работа включала в себя проведение уроков чтения.
На уроках были использованы различные приемы и упражнения, дидактические игры, качественная и яркая наглядность. Для наиболее эффективного развития осознанного чтения использовались различные виды работ, такие как:
подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);
установка на целенаправленное восприятие текста;
первичное восприятие текста, общение с учениками, подкрепляемая использованием наглядных учебных пособий;
разговор, направленный на анализ частей текста и всей истории в целом (установление последовательности событий, причинно-следственных связей при разработке сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логикой событий, уточнение мотивов поведения привлеченных героев, определение основных черт их характера, сопоставление героев, оценка их поступков);
словарная работа (проводилась на всех этапах работы над текстом);
работа над планом (использовалось соотнесение текса и иллюстрацией, деление рассказа на части, озаглавливание каждой части рассказа самими учащимися);
пересказ (использовалось несколько вариаций пересказа – это ответы на вопросы, пересказ целого текса, пересказ текса по частям);
разбор и анализ жизненных ситуаций;
заключительная, обобщающая беседа
В своей практике мы разработали систему упражнений для развития чтения. Упражнения были условно разбиты на группы по системе «от простого к сложному» и использовались на каждом уроке. В качестве примера приведем некоторые из них:
1 группа: логические упражнения
2 группа: игры со словами
3 группа: работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами
4 группа: работа с текстами учебника.
Стоит отметить, что все проводимые упражнения при возможности подкреплялись яркой наглядностью, тем самым создавая интерес у умственно отсталых школьников, а также помогая им более эффективно осознать изучаемый материал.
После проведения коррекционно- практической работы, была проведена контрольная диагностика. Она состояла из трех заданий, как и на констатирующем этапе.
Из результатов видно, что уровень чтения у младших школьников с нарушением интеллекта значительно улучшились. Это видно по итогам первого задания, большинство детей с нарушением интеллекта стали меньше делать ошибки в словах, различающиеся только одной буквой. Следовательно, они лучше стали осознавать их и правильно соотносить с картинкой.
Результаты второго показали, что все дети показали уровень выше среднего. Это еще раз подтвердило тот факт, что наглядность является действенным средством в коррекционно-развивающем процессе. Кроме того, необходимо отметить, что при чтении предложений учащиеся с нарушением интеллекта стали меньше допускать ошибки, читали менее монотонно, соблюдали ударения, выразительность.
Испытуемые показали хорошие результаты и в период прохождения третьего задания. Значительно увеличилось число учащихся, показавших уровень выше среднего и средний уровень.
Учащиеся стали лучше осмысливать текст, устанавливать причинно-следственные связи и, соответственно, лучше отвечать на поставленные вопросы. Стоит отметить, что их ответы стали четче и лучше связаны.
Следовательно, можно сделать вывод, что эффективность обучения чтению умственно отсталых школьников третьего класса можно повысить, если правильно сочетать текстовый материал с наглядностью и дидактическими играми.
В заключении следует отметить, что проблему формирования понимания и осознания прочитанного у учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта нельзя считать вполне завершенной. Данная проблема требует дальнейшего подробного изучения особенностей становления осмысленного чтения у детей младшего школьного возраста с нарушение интеллекта.