Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа по биологии в рамках курса «Краеведение история, география, химия, биология, литература, культура Приморского края»

цели – воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село его традиции, памятники природы, истории и культуры и желающего принять активное участие в его развитии. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач Образовательные задачи - знакомство с историей, географией, экологией, биологией, культурой и литературой, современной жизнью своего населенного пункта и Приморского края как важного в ДФО и России - формирование представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры - изучение проблем развития края населенного пункта - создание проектной модели. Воспитательные задачи - развитие гражданских качеств обучающихся, их патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства - укрепление семейных связей заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников изучение жизни края населенного пункта в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры совместное решение задач, стоящих перед местными жителями все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье. Развивающие задачи - развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности - формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края активной жизненной позиции. - адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации - ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

(ГАУ ДПО ПК ИРО)

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ГАУ ДПО ПК ИРО

_________ А.А. Сергиевич

«___»__________ 2020 год

М.П.

Рабочая программа

курса «Краеведение

(история, география, химия, биология, литература, культура) Приморского края»

Владивосток

2020

Структура

рабочей программы курса

«Краеведение

(история, география, химия, биология, литература, культура) Приморского края»

Пояснительная записка

планируемые результаты освоения курса «Краеведение (история, география, химия, биология, литература, культура Приморского края»» по учебным предметам: история, география, биология, химия, литература, культура (русский язык);

содержание учебных предметов, составляющих курс «Краеведение (история, география, химия, биология, литература, культура Приморского края»»;

календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Перечень учебно-методического обеспечения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии

с требованиями

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);

Приказа Министерства образования и науки Российской федерации №1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 г.);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1577 « О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897;

Письма Министерства образования и науки Российской Федерации №08-1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;

Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 03.11.2015 г. №02-501;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Пункта 2.1.2 постановления Администрации Приморского края от 31.10.2019 г. № 708 –па «Об утверждении положения о министерстве образования Приморского края;

Приказа Министерства образования Приморского края от 04.06.2020 г № 583-а. «О формировании регионального компонента учебных планов государственных образовательных организаций Приморского края, реализующих основные образовательные программы на 2020/2021 учебный год».

Программа является реализацией авторской Концепции программы «Краеведение» для общеобразовательных учреждений Приморского края, разработанной рабочей группой специалистов кафедры исследований в основном и дополнительном образовании ГАУ ДПО ПК ИРО: к.п.н., доцентом Панченко Т.Ф., к.б.н. доцентом Белоусовой Н.М..Программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Изучение краеведения в 5-9 классах направлено на достижение следующих цели:

– воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

Образовательные задачи:

- знакомство с историей, географией, экологией, биологией, культурой и литературой, современной жизнью своего населенного пункта и Приморского края как важного в ДФО и России;

-  формирование представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

- изучение проблем развития края (населенного пункта);

- создание проектной модели.

Воспитательные задачи:

-  развитие гражданских качеств обучающихся, их патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

-  укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).

Развивающие задачи:

-  развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края активной жизненной позиции.

-  адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

-  ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Согласно учебному плану школы на изучение

«Краеведение (история, география, химия, биология, литература, культура) Приморского края» в 5 - 9 классах отводится 170 часов в год (34 недели) из расчета: по 5-7 часов в неделю на каждый предмет.

Курс «Краеведение (история, география, экология, литература, культура Приморского края» может реализовываться образовательными организациями как отдельный предмет, так и модульно, в рамках отдельных учебных предметов.

Рабочая программа по биологии в рамках курса «Краеведение

(история, география, химия, биология, литература, культура) Приморского края»

Для интегрированного курса (3-4ч)

Контроль знаний 5 класс

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Контрольные работы (контрольные тесты, диагностические работы, контрольное списывание и т.д.)

Лабораторные работы Факторы среды. «Погода в районе исследования. Шкала Бофорта для определения силы ветра».

«Определение влажности и освещенности». Фенологические наблюдения. Фенологический дневник.

Экскурсии

«Почвы района исследования».

«Горные породы и минералы района исследования».

Исследовательский (групповой или индивидуальный) проект

«Описание физико- географической характеристики пробной площадки».

Контроль знаний 6 класс

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Контрольные работы (контрольные тесты, диагностические работы, контрольное списывание и т.д.)

Отчет по экскурсии «Биоразнообразие растений района исследования».

Отчеты:

Описание растительности района исследования.

Отчет о выполнении проектного задания.

«Использование растений и грибов человеком (на объектах Приморского края)».

Исследовательский (групповой или индивидуальный) проект

Фитоценоз как основа биоценоза(на примере конкретного биоценоза района исследования).

«Использование растений и грибов человеком (на объектах Приморского края)».

Контроль знаний 7 класс

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Контрольные работы (контрольные тесты, диагностические работы, контрольное списывание и т.д.)

Отчет по экскурсиям «Биоразнообразие животных района исследования».

«Зооценоз изучаемого сообщества».

Презентация «Борьба с контрабандой объектов фауны и флоры в Приморье и на Дальнем Востоке России».

Отчет по лабораторным работам.

Биоиндикация для оценки качества среды.

Тест-обьекты и их использование в Приморском крае

Исследовательский (групповой или индивидуальный) проект

«Зоокомплексы разных биотопов в конкретных биоценозах (на примерах Приморского края)».

Контроль знаний 8 класс

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Контрольные работы (контрольные тесты, диагностические работы, контрольное списывание и т.д.)

Отчет об экскурсии

«Охрана здоровья на предприятиях Приморского края».

Отчет по лабораторным работам «Изучение изменения силы ветра в различных типах групп растений». «Влияние фитонцидов (растений местной флоры) на микроорганизмы».

Исследовательский (групповой или индивидуальный) проект

«Качество окружающей среды в Приморском крае и статистика заболеваний человека».

«Изучение влияния леса на микроклимат.» «Зеленая архитектура (на примере конкретного обьекта».

«Оценка состояния зеленых насаждений в …. (населенный пункт)».

«Красивые ландшафты Приморского края как объекты для туризма».

«Охрана здоровья на предприятии (название).

Контроль знаний 9 класс

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Контрольные работы (контрольные тесты, диагностические работы, контрольное списывание и т.д.)

Отчет по опытнической работе «Сорта культурных растений, возделываемых в Приморском крае».

Основы экологии.

Отчеты по лабораторным работам:

«Типы растительности в Приморском крае». «Взаимоотношения в биоценозах (на региональных примерах)».

«Определение состояния древостоя с использованием простейшей шкалы в парке….(населенный пункт)». «Определение степени воздействия человека на состояние природной экосистемы (района исследования)».

Исследовательский (групповой или индивидуальный) проект

«Комплексное описание природной экосистемы района исследования». «Изучение влияния человека на природные сообщества». «Определение степени загрязнения воздуха в районе исследования». «Составление карты загрязнения воздуха по видовому составу лишайников». «Эпифитные мхи как индикаторы чистоты воздуха…(населённый пункт». «Оценка состояния древесно-кустарниковой растительности в парке (населенного пункта)».

Примеры тематики учебных проектов по курсу «Краеведение (биология)» 7-9 классах

Название темы/раздела

Название проекта

Природоведение

«Описание физико- географической характеристики пробной площадки».

Ботаника.

«Фитоценоз как основа биоценоза (на примере конкретного биоценоза района исследования).

«Использование растений и грибов человеком (на объектах Приморского края)».

Зоология.

«Биоразнообразие животных района исследования».

«Борьба с контрабандой объектов фауны и флоры в Приморье и на Дальнем Востоке России».

«Зоокомплексы разных биотопов в конкретных биоценозах (на примерах Приморского края)».

Анатомия и физиология

«Качество окружающей среды в Приморском крае и статистика заболеваний человека».

«Изучение влияния леса на микроклимат.» «Зеленая архитектура (на примере конкретного обьекта».

«Оценка состояния зеленых насаждений в …. (населенный пункт)».

«Красивые ландшафты Приморского края как объекты для туризма».

«Охрана здоровья на предприятии (название).

Общая биология

«Взаимоотношения в биоценозах (на региональных примерах)».

«Определение состояния древостоя с использованием простейшей шкалы в парке….(населенный пункт)». «Определение степени воздействия человека на состояние природной экосистемы (района исследования)».

«Изучение влияния человека на природные сообщества». «Определение степени загрязнения воздуха в районе исследования». «Составление карты загрязнения воздуха по видовому составу лишайников». «Эпифитные мхи как индикаторы чистоты воздуха…(населённый пункт». «Оценка состояния древесно-кустарниковой растительности в парке (населенного пункта)».

Изучение предмета «Краеведение (биология)» способствует развитию научного мышления учащихся. Перечень внеурочных мероприятий по предмету:

Экскурсия «Почвы района исследования».

Экскурсия «Минералы и горные породы района исследования».

Экскурсия «Фитоценоз района исследования».

Экскурсия «Зооценоз района исследования».

Экскурсия «Микоценоз района исследования».

Комплексная оценка состояния природной экосистемы (в районе проживания».

Экскурсия «Агросистемы района исследования».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА КРАЕВЕДЕНИЕ(биология) в 5-9 классах

Биология

(5 класс).

Неживая природа.

Факторы среды. Погода в районе исследования. Шкала Бофорта для определения силы ветра. Определение влажности и освещенности. Фенологические наблюдения. Фенологический дневник. Почвы Приморского края. Классификация почв по Старожилову В. Т. Почвы района исследования. Горные породы и минералы района исследования. Описание физико- географической характеристики пробной площадки.

Биология

(6 класс).

Экология и многообразие растений Приморского края.

Биоразнообразие растений района исследования. Фитоценоз как основа биоценоза. Методы описания растительности. Шкала учета обилия видов в сообществе (по Друде). Жизненные формы растений как форма адаптации (на примере растений Приморского края). Микоценоз района исследования. Работы Булах Е. М. по изучению грибов на Дальнем Востоке России. Ядовитые и съедобные грибы Приморского края. Грибы- редуценты в экосистемах Приморских лесов. Использование растений и грибов человеком(на объектах Приморского края).

Биология (7 класс).

Экология и многообразие животных.

Биоразнообразие животных района исследования. Зооценоз изучаемого сообщества. Методы описания зооценоза. Экологические группы животных. Борьба с контрабандой объектов фауны и флоры в Приморье и на Дальнем Востоке России. Зоокомплексы разных биотопов в конкретных биоценозах (на примерах Приморского края). Биоиндикация для оценки качества среды. Тест-обьекты и их использование в Приморском крае.

Биология.Человек и его здоровье (8 класс).

Окружающая среда и здоровье человека. Качество окружающей среды в Приморском крае и статистика заболеваний человека. Изучение влияния леса на микроклимат. Зеленые насаждения в населенных пунктах. Изучение изменения силы ветра в различных типах групп растений. Зеленая архитектура. Влияние фитонцидов на микроорганизмы. Эстетическое значение растений и животных. Красивые ландшафты Приморского края как объекты для туризма. Охрана здоровья на предприятиях Приморского края.

Основы общей биологии (9 класс).

Основы генетики.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль

условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль

условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль

условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Фенотипическая изменчивость. Примеры фенотипической изменчивости у дикорастущих растений района исследования.

Эволюционное учение.

Популяция. Исследование популяционных характеристик аборигенных видов флоры и фауны Приморского края.

Основы селекции и биотехнологии.

Достижения мировой и отечественной селекции. Сорта культурных растений, возделываемых в Приморском крае. Опытническая работа.

Основы экологии.

Типы растительности в Приморском крае. Взаимоотношения в биоценозах (на региональных примерах). Комплексное описание природной экосистемы района исследования. Изучение влияния человека на природные сообщества. Определение степени загрязнения воздуха в районе исследования. Лишайник как симбиотическая система. Лишайники Приморского края. Составление карты загрязнения воздуха по видовому составу лишайников. Эпифитные мхи как индикаторы чистоты воздуха. Оценка состояния древесно-кустарниковой растительности в парке (населенного пункта). Определение состояния древостоя с использованием простейшей шкалы. Определение степени воздействия человека на состояние природной экосистемы (района исследования).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Биология (5 класс)

№№ уроков

Наименование разделов и тем

плановые сроки прохождения

скорректированные сроки прохождения

Введение. Факторы среды.

(1 ч)

1/1

Неживая природа.

Фенологические наблюдения. Фенологический дневник. Почвы Приморского края. Классификация почв по Старожилову В. Т.

сентябрь

Среды обитания организмов.

(2 ч)

2/1

Погода в районе исследования. Шкала Бофорта для определения силы ветра. Определение влажности и освещенности.

октябрь

3/2

Почвы района исследования. Горные породы и минералы района исследования.

Итого в I четверти

3 часа

… часов

Обобщение по курсу.

(1 ч)

4/1

Экскурсия. Описание физико- географической характеристики пробной площадки.

май

Итого в IV четверти

1 часа

… часов

Всего

4 часа

… часов

Биология (6 класс)

№№ уроков

Наименование разделов и тем

плановые сроки прохождения

скорректированные сроки прохождения

Экология и многообразие растений Приморского края.

(3 ч)

1/1

Биоразнообразие растений района исследования.Фитоценоз как основа биоценоза.

сентябрь

2/2

Методы описания растительности. Шкала учета обилия видов в сообществе (по Друде). Использование растений и грибов человеком(на объектах Приморского края).

октябрь

3/3

Микоценоз района исследования. Работы Булах Е. М. по изучению грибов на Дальнем Востоке России. Ядовитые и съедобные грибы Приморского края. Грибы- редуценты в экосистемах Приморских лесов.

ноябрь

Итого в I четверти

3 часа

… часов

Всего

3 часа

… часов

Биология (7 класс) Экология и многообразие животных.

№№ уроков

Наименование разделов и тем

плановые сроки прохождения

скорректированные сроки прохождения

1/1

Введение.Биоразнообразие животных района исследования. Зооценоз изучаемого сообщества.

сентябрь

Итого во I четверти

1 час

… часов

Охрана животных.

(1 ч)

2/1

Борьба с контрабандой объектов фауны и флоры в Приморье и на Дальнем Востоке России.

февраль

Итого в III четверти

1 час

… часов

Биоразнообразие животного мира.

(1ч)

3/1

Экскурсия. Зоокомплексы разных биотопов в конкретных биоценозах (на примерах Приморского края).

май

Итого в IV четверти

1 час

… часов

Всего

4 часа

… часов

Биология. Человек и его здоровье (8 класс).

№№ уроков

Наименование разделов и тем

плановые сроки прохождения

скорректированные сроки прохождения

Окружающая среда и здоровье человека. (1 ч)

1/1

Качество окружающей среды в Приморском крае и статистика заболеваний человека. Изучение влияния леса на микроклимат.

апрель

2/2

Зеленые насаждения в населенных пунктах. Изучение изменения силы ветра в различных типах групп растений. Зеленая архитектура. Влияние фитонцидов на микроорганизмы.

апрель

3/3

Эстетическое значение растений и животных. Красивые ландшафты Приморского края как объекты для туризма.

май

Итого во IV четверти

3 часа

… часов

Всего

3 часа

… часов

Основы общей биологии

(9 класс).

№№ уроков

Наименование разделов и тем

плановые сроки прохождения

скорректированные сроки прохождения

.

Эволюционное учение. Основы селекции и биотехнологии. Возникновение и развитие жизни на Земле.

(13ч)

1/1

Основы селекции и биотехнологии.

Достижения мировой и отечественной селекции. Сорта культурных растений, возделываемых в Приморском крае. Опытническая работа.

апрель -май

2/2

Основы экологии.

Типы растительности в Приморском крае.

май

3/3

Взаимоотношения в биоценозах (на региональных примерах).

май

Итого во IV четверти

3 часа

… часов

Всего

3 часа

… часов

Календарно-тематическое планирование модуля «Основы региональной биологии и экологии. Приморский край)» в рамках курса «Краеведение (история, география, экология, химия, литература, культура Приморского края» в 5-9 классах.

5 класс Природоведение.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Формы/технологии обучения

1

Неживая природа.

Факторы среды. Погода в районе исследования. Шкала Бофорта для определения силы ветра.

1

1 четверть

Лабораторная работа

2

Определение влажности и освещенности. Фенологические наблюдения. Фенологический дневник.

1

1 четверть

Лабораторная работа

3-4

Почвы Приморского края. Классификация почв по Старожилову В. Т. Почвы района исследования.

2

4 четверть

Экскурсия.

Лабораторная работа.

Видео отчет об экскурсии

5-7

Горные породы и минералы района исследования.

2

4 четверть

Экскурсия.Видеоотчет об экскурсии

7-8

Описание физико- географической характеристики пробной площадки.

2

4 четверть

Проектная деятельность.

Итого

6 класс

Экология и многообразие растений Приморского края.

1-2

Биоразнообразие растений района исследования.

2

1 четверть

Проектная деятельность.

Презентации по теме исследования.

3

Фитоценоз как основа биоценоза. Методы описания растительности. Шкала учета обилия видов в сообществе (по Друде).

1

1 четверть

Экскурсия. Видеоотчет об экскурсии.

4

Жизненные формы растений как форма адаптации (на примере растений Приморского края).

1 четверть

Экскурсия.

Лабораторная работа

5-6

Микоценоз района исследования. Работы Булах Е. М. по изучению грибов на Дальнем Востоке России. Ядовитые и съедобные грибы Приморского края. Грибы- редуценты в экосистемах Приморских лесов.

2

1 четверть

Проектная деятельность. Подготовка презентации о работах Булах Е.М.

7-8

Использование растений и грибов человеком (на объектах Приморского края).

2

4 четверть

Проектная деятельность. Подготовка презентации

Итого

8 ч

7 класс Экология и многообразие животных.

1-2

Биоразнообразие животных района исследования.

2

1 четверть

Экскурсия.

Лабораторная работа.

3-4

Методы описания зооценоза. Зооценоз изучаемого сообщества. Экологические группы животных.

2

1 четверть

Экскурсия.

5

Борьба с контрабандой объектов фауны и флоры в Приморье и на Дальнем Востоке России.

1

2 или 3 четверть

Проектная работа.

6

Зоокомплексы разных биотопов в конкретных биоценозах (на примерах Приморского края)..

1

3-4 четверть

Экскурсия.

Проектная деятельность. Подготовка презентации.

7-8

Биоиндикация для оценки качества среды. Тест-обьекты и их использование в Приморском крае

3

3-4 четверть

Проектная деятельность. Подготовка презентации.

Итого

8 ч

Человек и его здоровье (8 класс).

1-2

Окружающая среда и здоровье человека. Качество окружающей среды в Приморском крае и статистика заболеваний человека.

2

4 четверть

Проектная деятельность. Подготовка презентации.

3-5

Изучение влияния леса на микроклимат. Зеленые насаждения в населенных пунктах. Изучение изменения силы ветра в различных типах групп растений. Зеленая архитектура. Влияние фитонцидов на микроорганизмы.

3

4 четверть

Исследовательская работа Подготовка презентации

5-7

Эстетическое значение растений и животных. Красивые ландшафты Приморского края как объекты для туризма.

2

4 четверть

Проектная деятельность. Подготовка презентации

8

Охрана здоровья на предприятиях Приморского края.

1

4 четверть

Экскурсия. Видеоотчет.

Итого

8

Основы общей биологии (9 класс).

1-2

Основы селекции и биотехнологии.

Достижения мировой и отечественной селекции. Сорта культурных растений, возделываемых в Приморском крае. Опытническая работа.

2

3-4 четверть

Проектная деятельность. Подготовка презентации.

Экскурсия.

Отчет.

3- 4

Основы экологии.

Типы растительности в Приморском крае. Взаимоотношения в биоценозах (на региональных примерах).

2

4 четверть

Проектная деятельность. Подготовка презентации.

5-8

Комплексное описание природной экосистемы района исследования. Изучение влияния человека на природные сообщества. Определение степени загрязнения воздуха в районе исследования. Лишайник как симбиотическая система. Лишайники Приморского края. Составление карты загрязнения воздуха по видовому составу лишайников. Эпифитные мхи как индикаторы чистоты воздуха. Оценка состояния древесно-кустарниковой растительности в парке (населенного пункта). Определение состояния древостоя с использованием простейшей шкалы. Определение степени воздействия человека на состояние природной экосистемы (района исследования).

3

4 четверть

Экскурсия.

Отчет.

Исследовательская работа.

Итого

8

5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Мы изучаем лес. – составитель Самкова в.а./Под ред.Суравегиной И.Т..- М.:Центр «экология и образование2-1993.-112с.

Какорина Г.А. ,Меделян Е.В. Экология: региональный компонент: учебно-методическое пособие для учителей основной и средней школы.-Владивостк: Из.-во ПИПППКРО, 2007.-164с.Первоцветы Приморского края: материалы к учебно-исследовательской работе для создания итогового индивидуального проекта: Учебно-методическое пособие /Авторы-составители Н.М Белоусова, М.Г. Иржевская. – Владивосток: ГАУ ДПО ПК ИРО, 2020. – 68 с.

Птицы рядом с нами: учебные исследования орнитофауны Приморского края при выполнении итогового индивидуального проекта. Региональный компонент: Учебно-методическое пособие / Авторы-составители Н.М. Белоусова, М.Г. Иржевская. – ГАУ ДПО ПК ИРО, 2020. – 84 стр.

Меделян Е.В . ,Какорина Г.А. Экологические исследования и проекты школьников на особо охраняемых природных территориях Приморского края: Учебно-методическое пособие. – Владивосток: Изд.ПК ИРО, 2015.-138с.

Лососи юга Дальнего Востока России: Учебно-методическое пособие с электронным приложением/ Сост. А.Э. Врищ.- Владивосток:Издательство ПК ИРО, Фонд «Феникс», 2014.-48с.

Национально-региональный компонент гуманитарного и естественнонаучного образования: проблемы и перспективы: Коллективная монография/Под.общ.ред.Н.А.Ознобихиной. Владивосток: Издательство ПиППКРО, 2008.-288с.

Тигр амурский и биоразнообразие уссурийской тайги/ Учебно- методическое пособие с электронным приложением/ Сост. А.Э. Врищ.- Владивосток: Издательство ПИППКРО, 2010.-158с.

Берсенев Ю.И. Особо охраняемые природные территории Приморского края: существующие и проектируемые: монография. – Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2017. – 202 с.: ил.

Краеведение в Приморском крае: проблемы и перспективы развития. Материалы III краеведческой научно-практической конференции «Краеведение в Приморском крае: проблемы и перспективы развития», посвящённой 150-летию основания г. Уссурийска и 100-летию Южно-Уссурийского отделения Русского географического общества. – Уссурийск, 2016. – 184 с., ил.

Манько Ю.И. История лесного хозяйства на российском Дальнем Востоке. 1859–1922. – Владивосток: ТИГ ДВО РАН, 2018. – 660 с.

Записки краеведческого клуба «Тетюхе»: сборник материалов / МБУ «Централизованная библиотечная система», Краеведческий клуб «Тетюхе»; автор и ред.: Колпаков В.В. – Дальнегорск, 2017. – 112 с. – (Вып. 7/3).

Записки краеведческого клуба «Тетюхе»: сборник материалов / МБУ «Централизованная библиотечная система», Краеведческий клуб «Тетюхе»; сост. и ред.: В.А. Татарников. – Дальнегорск, 2018. – 80 с. – (Вып. 8).

Записки краеведческого клуба «Тетюхе»: сборник материалов / МБУ «Централизованная библиотечная система», Краеведческий клуб «Тетюхе»; сост. и ред.: Колпаков В.В. – Дальнегорск, 2018. – 115 с. – (Вып. 7/2).

Берсенев Ю.И. Памятники природы карстового происхождения Приморского края: Препринт / Тихоокеанский ин-т географии ДВНЦ АН СССР. – Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1985. – 48 с.

Коровашко А.В. По следам Дерсу Узала. Тропами Уссурийского края. – М.: Вече, 2016. – 256 с.

Коляда А.С., Храпко О.В., Коляда Н.А. О чем говорят названия растений? Происхождение русских названий растений Дальнего Востока России. – Владивосток: БСИ ДВО РАН, 2009. – 215 с.

Ляпустин С.Н. борьба с контрабандой объектов фауны и флоры на Дальнем Востоке Россиии: монография/С.Н. Ляпустин; Российчкая таможенная академия, Владивостокский филиал; Всемирный фонд дикой природы. –Владивосток: ВФ РТА, 2008. -252с.

Колосов А.М. Зоогеография Дальнего Востока. – М.: Мысль, 1980. – 256 с.

Нечаева Т.И. Школьный определитель растений Приморского края. – Владивосток, 2000. – 222 с.

Птицы Южного Приморья. – Новосибирск: Наука, 1973. – 376 с., 36 ил.

Христофорова Н.К. Экологические проблемы региона: Дальний Восток – Приморье: Учебное пособие. Владивосток; Хабаровск: Хабаровск, кн. изд-во, 2005. – 304 с

Фадеева Н.П., Фадеев В.И. Полевой определитель беспозвоночных животных залива Петра Великого Японского моря. – Владивосток, 2002. – 16 с.

Шретер А.И. Лекарственная флора советского Дальнего Востока. – М.: Медицина, 1975. – 327 с.

Электронные ресурсы:

Список птиц Приморского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.fegi.ru/primorye/animals/bird2.htm (дата обращения: 11.05.2020).

Сайт Birdland ().

Интерактивный идентификатор видовой принадлежности птицы, наблюдаемой в природе – «Тицы агроландшафтов Европейской части России», созданный О.Д. Вепринцевой ().

Сайт центра биоразнообразия ДВО РАН по ссылке http://www.fegi.ru/primorye/animals/bird2.htm.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области