Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа по биологии рамках интегрированного курса«Краеведение история, география, химия, биология, литература, культура Приморского края» при преподавании предмета на основе УМК Пасечник В.В. БИОЛОГИЯ. Издательство «Просвещение»..

Программа является реализацией авторской Концепции программы «Краеведение» для общеобразовательных учреждений Приморского края, разработанной рабочей группой специалистов кафедры исследований в основном и дополнительном образовании ГАУ ДПО ПК ИРО к.п.н., доцентом Панченко Т.Ф., к.б.н. доцентом Белоусовой Н.М., Программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта в области регионального компонента и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. Изучение краеведения в 5-9 классах направлено на достижение следующих цели – воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село его традиции, памятники природы, истории и культуры и желающего принять активное участие в его развитии. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач Образовательные задачи - знакомство с историей, географией, экологией, биологией, культурой и литературой, современной жизнью своего населенного пункта и Приморского края как важного в ДФО и России - формирование представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры - изучение проблем развития края населенного пункта - создание проектной модели. Воспитательные задачи - развитие гражданских качеств обучающихся, их патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства - укрепление семейных связей заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников изучение жизни края населенного пункта в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры совместное решение задач, стоящих перед местными жителями все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье. Развивающие задачи - развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности - формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края активной жизненной позиции. - адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации - ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы. Согласно учебному плану школы на изучение «Краеведение история, география, химия, биология, литература, культура Приморского края» в 5 - 9 классах отводится 170 часов в год 34 недели из расчета по 5-7 часов в неделю на каждый предмет. Курс «Краеведение история, география, экология, литература, культура Приморского края» может реализовываться образовательными организациями как отдельный предмет, так и модульно, в рамках отдельных учебных предметов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

(ГАУ ДПО ПК ИРО)

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ГАУ ДПО ПК ИРО

_________ А.А. Сергиевич

«___»__________ 2020 год

М.П.

Рабочая программа

курса «Краеведение

(история, география, химия, биология, литература, культура) Приморского края»

Владивосток

2020

Структура

рабочей программы курса

«Краеведение

(история, география, химия, биология, литература, культура) Приморского края»

Пояснительная записка

планируемые результаты освоения курса «Краеведение (история, география, химия, биология, литература, культура Приморского края»» по учебным предметам: история, география, биология, химия, литература, культура (русский язык);

содержание учебных предметов, составляющих курс «Краеведение (история, география, химия, биология, литература, культура Приморского края»»;

календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Перечень учебно-методического обеспечения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии

с требованиями

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);

Приказа Министерства образования и науки Российской федерации №1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 г.);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1577 « О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897;

Письма Министерства образования и науки Российской Федерации №08-1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;

Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 03.11.2015 г. №02-501;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Пункта 2.1.2 постановления Администрации Приморского края от 31.10.2019 г. № 708 –па «Об утверждении положения о министерстве образования Приморского края;

Приказа Министерства образования Приморского края от 04.06.2020 г № 583-а. «О формировании регионального компонента учебных планов государственных образовательных организаций Приморского края, реализующих основные образовательные программы на 2020/2021 учебный год».

Программа является реализацией авторской Концепции программы «Краеведение» для общеобразовательных учреждений Приморского края, разработанной рабочей группой специалистов кафедры исследований в основном и дополнительном образовании ГАУ ДПО ПК ИРО: к.п.н., доцентом Панченко Т.Ф., к.к. доцентом Меделян Е.В., к.б.н. доцентом Белоусовой Н.М., ст.преподавателем Иржевской М.Г.

Программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Изучение краеведения в 5-9 классах направлено на достижение следующих цели:

– воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

Образовательные задачи:

- знакомство с историей, географией, экологией, биологией, культурой и литературой, современной жизнью своего населенного пункта и Приморского края как важного в ДФО и России;

-  формирование представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

- изучение проблем развития края (населенного пункта);

- создание проектной модели.

Воспитательные задачи:

-  развитие гражданских качеств обучающихся, их патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

-  укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).

Развивающие задачи:

-  развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края активной жизненной позиции.

-  адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

-  ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Согласно учебному плану школы на изучение

«Краеведение (история, география, химия, биология, литература, культура) Приморского края» в 5 - 9 классах отводится 170 часов в год (34 недели) из расчета: по 5-7 часов в неделю на каждый предмет.

Курс «Краеведение (история, география, экология, литература, культура Приморского края» может реализовываться образовательными организациями как отдельный предмет, так и модульно, в рамках отдельных учебных предметов.

Рабочая программа по биологии при преподавании предмета на основе УМК Пасечник В.В. БИОЛОГИЯ. (Издательство «Просвещение»).

Для интегрированного курса (3-4ч)

Контроль знаний 5 класс

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Контрольные работы (контрольные тесты, диагностические работы, контрольное списывание и т.д.)

Лабораторная работа «Выделение ДНК из ядер клеток кожицы лука (центр коллективного пользования электронным микроскопом, ИБМ ДВО РАН).

Отчет.

Растительный и животный мир водоемов(на примере биоценозов оз.Ханка. и экосистем японского моря. Адаптации водных обитателей.

Презентация.

Почвенные бактерии в клубеньках бобовых культур, возделываемых в Приморском крае.

Методы изучения бактерицидной активности пестицидов хвойных, произрастающих в Приморском крае.

Презентация.

Использование бактерий в производстве пищевых продуктов на предприятиях Приморского края.

Отчет

Исследовательский (групповой или индивидуальный) проект

Контроль знаний 6 класс

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Контрольные работы (контрольные тесты, диагностические работы, контрольное списывание и т.д.)

Растительноядные животные Приморья. Плотоядные животные Приморского края.

Презентация.

Экскурсия на тепличный комбинат (Суражевка или Лозовый). Гидропоника в Приморском крае.

Отчет.

Экскурсия.

«Органы дыхания животных, обитающих в Японском море». Отчет.

Экскурсия. Агротехнические приемы, ускоряющие рост и развитие культурных растений. Экскурсия на сельскохозяйственное производство.

Отчет.

Исследовательский (групповой или индивидуальный) проект

Контроль знаний 7 класс

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Контрольные работы (контрольные тесты, диагностические работы, контрольное списывание и т.д.)

Экскурсия в Приморский океанариум «Микромир Японского моря».

Отчет.

Плоские и круглые черви – возбудители гельминтозов в Приморском крае. Экскурсия в музей ДВФУ (зал Природы, беспозвоночные).

Отчет.

Многообразие позвоночных Приморья.

Презентации.

Экскурсия в Приморский океанариум. Этапы эволюции органического мира. Палеонтологические доказательства эволюции. Первые животные, заселившие воды древнего океана. Усложнение животных в процессе эволюции.

Отчет.

Исследовательский (групповой или индивидуальный) проект

Контроль знаний 8 класс

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Контрольные работы (контрольные тесты, диагностические работы, контрольное списывание и т.д.)

Исследовательский (групповой или индивидуальный) проект

.

Исследовательский (групповой или индивидуальный) проект

Качество окружающей среды и здоровье человека.

Контроль знаний 9 класс

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Контрольные работы (контрольные тесты, диагностические работы, контрольное списывание и т.д.)

Фенотипическая изменчивость у домашних животных.

Исследование популяционных характеристик аборигенных видов флоры и фауны Приморского края.

Исследовательская работа.

Сорта культурных растений, возделываемых в Приморском крае. Экскурсия на сельхозпредприятия.

Селекционная работа на Приморской овощной станции. Экскурсия.

Лаборатории биотехнологии в Приморском крае (п.Тимирязевский УГО, ПримНИИСХ, Ботсад ДВО РАН, Центр биоразнообразия ДВО РАН).

.

Отчет.

Исследовательский (групповой или индивидуальный) проект

Примеры тематики учебных проектов по курсу «Краеведение (химия)» 7-9 классах

Название темы/раздела

Название проекта

Ботаника.

Видовое разнообразие раннецветущих растений Приморского края.

Экологические группы и жизненные формы раннецветущих растений.

Адаптации эфемероидов к раннему цветению на примере раннецветущих растений Приморского края.

Глубина залегания подземных органов раннецветущих растений Приморского края и скорость возобновления после пожаров.

Когда наступает фенологическая весна в Приморском крае? Сроки наступления фенологической весны для каждого района края.

Изучение корреляции ритма развития раннецветущих растений и климатических факторов, таких как достижение положительных значений максимальной температуры воздуха.

Взаимосвязь сезонного развития первоцветов с температурой приземного слоя воздуха.

Параметры освещённости как фактор, регуляции сезонного развития раннецветущих растений.

Выявление закономерностей роста и развития первоцветов от температуры субстрата.

Изучение влажности почвы на местах обитания раннецветущих растений.

Изучение состава воздуха в нарушенных местообитаниях первоцветов.

Технология выгонки раннецветущих растений.

Зоология. Птицы.

Предпочтения формы, высоты размещения, размера летка, размеров скворечника птицами (указать виды) … (район исследования).

Анализ данных о количестве пар птиц … (вид) на гектар.

Высота и характере размещения деревьев, на которых располагают гнёзда … (вид птицы).

Конкурентные взаимоотношения синантропных птиц … (район) при выборе гнездований.

Изучение функционирования биоценозов обитателей гнёзд … (вид птицы).

Установление типов взаимоотношений между животными, образующих гнездовое сообщество (на примере какого-то вида птиц).

Роль … (вид птицы) в распространении микрокаверниколов – вредителей сырья животного происхождения, зерна и других продовольственных запасов.

Роль … (вид птицы) в распространении эктопаразитов-переносчиков возбудителей зоонозов и антропонозов.

Видовой состав населения птиц … (район исследования).

Фоновые виды … (биоценоз) … район исследовния).

Анатомия и физиология

Качество окружающей среды в Приморском крае и статистика заболеваний человека.

Общая биология

Селекционная работа на Приморской овощной станции. Экскурсия.

Лаборатории биотехнологии в Приморском крае (п.Тимирязевский УГО, ПримНИИСХ, Ботсад ДВО РАН, Центр биоразнообразия ДВО РАН).

Биотехнология в Приморском крае.

Изучение предмета «Краеведение (биология)» способствует развитию научного мышления учащихся. Перечень внеурочных мероприятий по предмету:

Экскурсия «Методы исследования в биологии. Центрифугирование для выделения органоидов клетки. Электронный микроскоп в центре коллективного пользования в Институте биологии моря.

Экскурсии в Приморский океанариум: «Обитатели озера Ханка». «Пресноводные рыбы Приморских рек», «Медузы прибрежных вод Японского моря», «Моллюски Японского моря», «Иглокожие Японского моря». «Водорослевый лес». «Ракообразные – обитатели Японского моря».

Лабораторные занятия в рамках кружка «Юный исследователь» в Приморском океанариуме.

Экскурсии в музей Природы ДВФУ: «Биоразнообразие амфибий Приморского края», «Биоразнообразие пресмыкающихся Приморья», «Морские губки. Японское море». «Пресноводные двустворчатые моллюски, обитающие в реках Приморского края», «Ракообразные – обитатели Японского моря», «Боконервные моллюски Японского моря», «Мечехвосты- живые ископаемые, обитающие в Японском море», «Самые, самые, самые…Обзорная экскурсия по экспозиции насекомых», «Экологические группы птиц на примере экспозиции музея ДВФУ», «Звери Приморья и их охрана».

Экскурсия в музей Природы школы педагогики ДВФУ(г.Уссурийск): «Экологические группы птиц Приморского края», «Биоразнообразие морских обитателей», «Биоразнообразие чешуекрылых Приморского края».

Экскурсии в ботсад ДВО РАН: «Адаптации первоцветов на примере экспозиции первоцветов», «Рододендроны флоры Приморского края», «Декоративные аборигенные древесно-кустарниковые растения флоры Приморского края», «Розоцветные флоры Приморского края», «Хвойные Приморья». «Многообразие папоротников в приморском крае». «Мхи», «Лихеноиндикация.Лишайники на деревьях в Ботсаду ДВО РАН», «Биоразнообразие древесно-кустарниковых растений хвойно-широколиственных лесов Приморья на примере экспозиции ботанического сада», «Зимующие птицы Приморского края (в ботсаду ДВО РАН). Зимняя экскурсия, «Определение древесно- кустарниковых пород весной».

Экскурсия на Горно-таежную станцию «Биоразнообразие широколиственных лесов Приморья».

Экскурсия в питомник лесных растений (с.Каймановка, Лесопитомник ПГСХА).

Комплексная оценка состояния природной экосистемы(в районе проживания».

Оценка состояния древесно-кустарниковых пород парка (в районе проживания).

Культурные растения, возделываемы в Приморском крае. Экскурсии : «Опыты над овощными культурами(Приморская опытная станция), «Сорта плодово-ягодных культур, выращиваемых в Приморском крае. Экскурсия в питомник Михаревича (г.Уссурийск)., «Полевые культуры, возделываемые в Приморье». Экскурсия в ПримНИИСХ (п.Тимирязевский, УГО). «Выращивание пасленовых в Приморском крае». Экскурсия в хозяйство Пуциловское. «Выращивание сои в Приморском крае». Экскурсия в с. Элитное(УГО).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «КРАЕВЕДЕНИЕ («биология» в 5-9 классах при преподавании биологии по программе «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника)

Биология

Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов. Многообразие организмов (5 класс).

Введение. Биология как наука.

Как работают в лаборатории. Современные методы исследования в биологии. Световые и электронный микроскопы. Лабораторная работа «Выделение ДНК из ядер клеток кожицы лука(центр коллективного пользования электронным микроскопом, ИБМ ДВО РАН).

Среды обитания организмов.

Вода и её значение для живых организмов. Растительный и животный мир водоемов(на примере биоценозов оз.Ханка. и экосистем японского моря. Адаптации водных обитателей.

Многообразие организмов.

Роль бактерий в природе и жизни человека. Почвенные бактерии в клубеньках бобовых культур, возделываемых в Приморском крае. Методы изучения бактерицидной активности пестицидов хвойных, произрастающих в Приморском крае.

Использование бактерий в производстве пищевых продуктов на предприятиях Приморского края.

Строение и многообразие растений.

Водоросли. Многообразие водорослей Японского моря. Роль водорослей в природе и жизни человека: ламинария, анфельция – добыча и переработка в Приморском крае.

Высшие споровые растения.

Моховидные. Биоразнообразие мхов Уссурийской тайги. Экскурсия на экологическую тропу Ботанического сада ДВО РАН.

Папоротниковидные. Биоразнообразие папоротников Уссурийской тайги. Экскурсия на экологическую тропу Ботанического сада ДВО РАН.

Плауновидные. Хвощевидные. Хвощи в Приморском крае. Сбор и изготовление гербария.

Голосеменные.

Разнообразие хвойных растений. Сосна корейская – ареал в Приморском крае. Популяции сосны могильной в Приморье. Виды ели в Приморском крае. Пихты цельнолистная и белокорая – сокращение ареала и меры охраны. Особенности биологии лиственницы даурской в районе исследования. Оценка состояния зеленых насаждений сосны обыкновенной в городах Приморья. Опыты по интродукции хвойных в населенных пунктах Приморского края.

Покрытосеменные или цветковые растения.

Многообразие покрытосеменных. Использование покрытосеменных растений, произрастающих в Приморском крае человеком. Создание гербариев цветковых.

Грибы.

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Биоразнообразие шляпочных грибов в Приморском крае. Съедобные трубчатые грибы. Съедобные пластинчатые грибы. Использование дрожжей в хлебобекаренном производстве в крае. Грибы- редуценты в экосистемах Приморских лесов. Грибы-паразиты на культурах, возделываемых в Приморском крае.

Происхождение живых организмов.

Палеонтологические доказательства эволюции. Экскурсия в Приморский океанариум. Экспозиция «Эволюция жизни на Земле».

6 класс.

Жизнедеятельность организмов.

Питание животных. Растительноядные животные Приморья. Плотоядные животные Приморского края.

Почвенное питание растений. Удобрения. Экскурсия на тепличный комбинат (Суражевка или Лозовый). Гидропоника в Приморском крае.

Дыхание растений.Лабораторная работа «Изучение устьиц у мезофитов и гигрофитов».

Дыхание животных. «Органы дыхания животных, обитающих в Японском море». Экскурсия в Приморский океанариум. Органы дыхания у пресноводных моллюсков озера Солдатское.

Рост и развитие — свойства живых организмов.Агротехнические приемы, ускоряющие рост и развитие культурных растений. Экскурсия на сельскохозяйственное производство.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

Разнообразие и строение семени. Разнообразие семян сорных и рудеральных растений. Создание коллекции «Приспособления к распространению у сорных и рудеральных растений Приморского края.

Строение и многообразие цветков.Создание электронного фотоальбома «Разнообразие цветков покрытосеменных Приморья».

Соцветия.Типы соцветий у растений, произрастающих в Приморском крае.

Класс Двудольные. Красивоцветущие аборигенные розоцветные растения Приморского края и их использование в озеленении населенных пунктов. Дикорастущие бобовые в Приморском крае. Сложноцветные в лесах приморья. Синантропные виды сложноцветных в Приморье. Пасленовые, возделываемые в Приморском крае.

Класс Однодольные. Многообразие злаковых на влажных лугах Приморья. Использование аборигенных злаковых флоры Приморского края в озеленении.

Многообразие лилейных в Приморском крае. Дикорастущие виды лилий Приморского края. Создание электронного фотоальбома «Многообразие дикорастущих Лилейных в Приморском крае».

Многообразие живой природы (7 класс).

Одноклеточные животные.

Жгутиконосцы и инфузории. Лабораторная работа «Изучение простейших, обитающих в природном водоеме». Экскурсия в Приморский океанариум «Микромир Японского моря». Экскурсия на побережье вечером «Ночесветки в заливе Петра Великого».

Кишечнополостные.

Многообразие кишечнополостных. Многообразие кишечнополостных , обитателей Японского моря. Гидроидные полипы Японского моря. Сцифоидные медузы Японского моря.

Черви.

Плоские и круглые черви.Плоские и круглые черви – возбудители гельминтозов в Приморском крае. Экскурсия в музей ДВФУ (зал Природы, беспозвоночные). Изучение видового состава и плотности кольчатых червей в почва Приморья. Полихеты Приморских морей. Пиявки в пресных водоемах приморья.

Моллюски.

Брюхоногие моллюски. Биоразнообразие наземных брюхоногих Приморского края.- фотоальбом. Экскурсия на пресный водоем «Видовое разнообразие пресноводных брюхоногих». Наблюдения за питанием улиток в аквариуме.

Двустворчатые молюски.Экскурсия в музей ДВФУ«Пресноводные двустворчатые моллюски, обитающие в реках Приморского края». Марикультура в Приморском крае.

Головоногие моллюски. Головоногие моллюски Японского моря.

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные. «Ракообразные – обитатели Японского моря», экскурсии в музей Природы ДВФУ, Приморский океанариум. Изучение планктонных ракообразных Японского моря в рамках работы исследовательского кружка в Приморском океанариуме.

Класс Паукообразные. Многообразие паукообразных животных и их значение в экосистемах Приморского края и жизни человека. Иксодовые клещи в Уссурийской тайге. Клещевой энцефалит и роль в его распространение таежного клеща в Приморском крае.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых в наземных экосистемах Приморского края. Биоразнообразие отрядов насекомых(жесткокрылые, прямокрылые, полужесткокрылые, чешуекрылые) в Приморском крае.

Позвоночные животные.

Класс. Рыбы. Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб. Экологические группы рыб в Японском море. Адаптации камбалы к донному образу жизни. Пелагические рыбы Японского моря и их адаптации.

Класс Земноводные. Многообразие земноводных в Приморском крае, их значение и охрана. Хвостатые амфибии Приморского края. Бесхвостые амфибии Приморского края. Плотность популяции чернопятнистой лягушки в Приморском крае. Древесные лягушки в приморсаком крае (образ жизни). Распространение дальневосточной жерлянки в Приморском крае. Распространение монгольской и обыкновенной жабы в Приморском крае.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся в Приморском крае, их использование и охрана. Ядовитые змеи Приморья. Полозы Приморья. Дальневосточный сцинк –ареал в Приморском крае. Амурская и корейская долгохвостки – распространение в Приморском крае. Охрана трионикса в Приморском крае.

Класс Птицы. Экологические группы птиц (на экспозиции Музея Природы ДВФУ). Адаптации птиц (изучение местной орнитофауны). Роль птиц в экосистемах Приморского края. Охрана птиц в Приморье. Птицеводство в Приморском крае. Породы домашних птиц (Экскурсия в птицеводческое хозяйство Приморского края. Экскурсия «Птицы леса(водно-болотных угодий, побережий).

Класс Млекопитающие.Многообразие млекопитающие Приморского края. Биоразнообразие отряда Грызуны (Насекомоядные, Хищные и т.п.) в Приморском крае и их охрана.

Домашние млекопитающие. Животноводство в Приморском крае. Экскурсия на животноводческую ферму.

Происхождение животных. Основные этапы эволюцииживотного мира.

Экскурсия в Приморский океанариум. Этапы эволюции органического мира. Палеонтологические доказательства эволюции. Первые животные, заселившие воды древнего океана. Усложнение животных в процессе эволюции.

Человек и его здоровье (8 класс).

Кровообращение и лимфаобразование.

Заболевания сердечно-сосудистой системы. Статистика сердечнососудистых патологий в Приморском крае. Меры профилактики. Здоровый образ жизни как профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Спорт в Приморье.

Дыхание.

Патологии органов дыхания. Статистика заболеваний в Приморском крае. Влияние факторов среды на патологии дыхательной системы. Качество атмосферы в населенных пунктах Приморья. Охрана воздуха в крае. Ситуация в г. Находка с открытой углепогрузкой, и патология органов дыхания.

Обмен веществ и превращение энергии.

Витамины. Содержание витаминов в овощах и фруктах, культивируемых в Приморском крае. Основы сбалансированного питания. Данные о правильном питании среди различных возрастных групп населения Приморского края.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

Эндокринная система. Геохимическая аномалия по содержанию йода в почвах Приморского края и дефицит гормонов щитовидной железы. Статистика гипотиреозов в Приморском крае. Морепродукты в правильном питании жителей края.

Человек и окружающая среда.

Окружающая среда и здоровье человека. Качество окружающей среды в Приморском крае и статистика заболеваний человека. Исследовательские проекты.

Основы общей биологии (9 класс).

Основы генетики.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль

условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль

условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль

условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Фенотипическая изменчивость. Примеры фенотипической изменчивости у дикорастущих растений района исследования. Исследовательская работа. Фенотипическая изменчивость у домашних животных. Экскурсия на сельхозпредприятия.

Эволюционное учение.

Популяция. Исследование популяционных характеристик аборигенных видов флоры и фауны Приморского края.

Основы селекции и биотехнологии.

Достижения мировой и отечественной селекции. Сорта культурных растений, возделываемых в Приморском крае. Селекционная работа на Приморской овощной станции. Экскурсия. Лаборатории биотехнологии в Приморском крае (п.Тимирязевский УГО, ПримНИИСХ, Ботсад ДВО РАН, Центр биоразнообразия ДВО РАН).

Возникновение и развитие жизни на Земле.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития животного мира. Экскурсия в Приморский океанариум. Экспозиция эволюции органического мира. Палеонтологические доказательства эволюции. Экскурсия в музей ДВФУ.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Биология (5 класс)

№№ уроков

Наименование разделов и тем

плановые сроки прохождения

скорректированные сроки прохождения

Введение. Биология как наука.

(1 ч)

1/1

Как работают в лаборатории.Современные методы исследования в биологии. Световые и электронный микроскопы. Лабораторная работа «Выделение ДНК из ядер клеток кожицы лука (центр коллективного пользования электронным микроскопом, ИБМ ДВО РАН).

сентябрь

Среды обитания организмов.

(1 ч)

2/1

Вода и её значение для живых организмов.Растительный и животный мир водоемов(на примере биоценозов оз.Ханка. и экосистем японского моря. Адаптации водных обитателей.

октябрь

Итого в I четверти

2 часа

… часов

Многообразие организмов.

(2 ч)

3/1

Роль бактерий в природе и жизни человека. Почвенные бактерии в клубеньках бобовых культур, возделываемых в Приморском крае. Методы изучения бактерицидной активности пестицидов хвойных, произрастающих в Приморском крае.

ноябрь

4/2

Использование бактерий в производстве пищевых продуктов на предприятиях Приморского края.

декабрь

Итого в II четверти

2 часа

… часов

Всего

4 часа

… часов

Биология (6 класс)

№№ уроков

Наименование разделов и тем

плановые сроки прохождения

скорректированные сроки прохождения

Жизнедеятельность организмов.

(1 ч)

1/1

Питание животных.Растительноядные животные Приморья. Плотоядные животные Приморского края.

сентябрь

2/2

Почвенное питание растений. Удобрения. Экскурсия на тепличный комбинат (Суражевка или Лозовый). Гидропоника в Приморском крае

октябрь

3/3

Дыхание животных. «Органы дыхания животных, обитающих в Японском море». Экскурсия в Приморский океанариум. Органы дыхания у пресноводных моллюсков озера Солдатское.

ноябрь

Итого в I четверти

3 часа

… часов

Всего

3 часа

… часов

Биология (7 класс)

№№ уроков

Наименование разделов и тем

плановые сроки прохождения

скорректированные сроки прохождения

Одноклеточные животные. (1 ч)

1/1

Жгутиконосцы и инфузории. Лабораторная работа «Изучение простейших, обитающих в природном водоеме».или

Экскурсия в Приморский океанариум «Микромир Японского моря». Экскурсия на побережье вечером «Ночесветки в заливе Петра Великого».

сентябрь

Итого во I четверти

1 час

… часов

Черви.

(1 ч)

2/1

Плоские и круглые черви.Плоские и круглые черви – возбудители гельминтозов в Приморском крае. Экскурсия в музей ДВФУ (зал Природы, беспозвоночные). Изучение видового состава и плотности кольчатых червей в почва Приморья. Полихеты Приморских морей. Пиявки в пресных водоемах приморья.

ноябрь

Итого в II четверти

1 час

… часов

Позвоночные животные.

(1ч)

3/1

Многообразие позвоночных Приморья.

март

Итого в III четверти

1 час

… часов

Происхождение животных. Основные этапы эволюцииживотного мира.

(1ч)

4/1

Экскурсия в Приморский океанариум. Этапы эволюции органического мира. Палеонтологические доказательства эволюции. Первые животные, заселившие воды древнего океана. Усложнение животных в процессе эволюции.

май

Итого в IV четверти

1 часов

… часов

Всего

4 часа

… часов

Биология. Человек и его здоровье (8 класс).

№№ уроков

Наименование разделов и тем

плановые сроки прохождения

скорректированные сроки прохождения

Обмен веществ и превращение энергии.

(1 ч)

1/1

Витамины. Содержание витаминов в овощах и фруктах, культивируемых в Приморском крае. Основы сбалансированного питания. Данные о правильном питании среди различных возрастных групп населения Приморского края.

апрель

2/2

Эндокринная система. Геохимическая аномалия по содержанию йода в почвах Приморского края и дефицит гормонов щитовидной железы. Статистика гипотиреозов в Приморском крае. Морепродукты в правильном питании жителей края

апрель

3/3

Окружающая среда и здоровье человека. Качество окружающей среды в Приморском крае и статистика заболеваний человека. Исследовательские проекты.

май

Итого во IV четверти

3 часа

… часов

Всего

3 часа

… часов

Основы общей биологии

(9 класс).

№№ уроков

Наименование разделов и тем

плановые сроки прохождения

скорректированные сроки прохождения

.

Эволюционное учение. Основы селекции и биотехнологии. Возникновение и развитие жизни на Земле.

(13ч)

1/1

Популяция. Исследование популяционных характеристик аборигенных видов флоры и фауны Приморского края.

апрель -май

2/2

Достижения мировой и отечественной селекции. Сорта культурных растений, возделываемых в Приморском крае. Селекционная работа на Приморской овощной станции. Экскурсия. Лаборатории биотехнологии в Приморском крае (п.Тимирязевский УГО, ПримНИИСХ, Ботсад ДВО РАН, Центр биоразнообразия ДВО РАН).

апрель

3/3

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития животного мира. Экскурсия в Приморский океанариум. Экспозиция эволюции органического мира. Палеонтологические доказательства эволюции. Экскурсия в музей ДВФУ.

май

Итого во IV четверти

3 часа

… часов

Всего

3 часа

… часов

Календарно-тематическое планирование модуля «Основы региональной биологии и экологии. Приморский край)» в рамках курса «Краеведение (история, география, экология, химия, литература, культура Приморского края» в 5-9 классах.

5 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Формы/технологии обучения

1

Введение. Биология как наука.

Как работают в лаборатории. Современные методы исследования в биологии. Световые и электронный микроскопы. Лабораторная работа «Выделение ДНК из ядер клеток кожицы лука(центр коллективного пользования электронным микроскопом, ИБМ ДВО РАН).

1

1 четверть

Проектная работа: «Современные методы биологических исследований».

Лабораторная работа «Выделение ДНК из ядер клеток кожицы лука(центр коллективного пользования электронным микроскопом, ИБМ ДВО РАН).

2

Среды обитания организмов.

Вода и её значение для живых организмов. Растительный и животный мир водоемов (на примере биоценозов оз.Ханка. и экосистем японского моря. Адаптации водных обитателей.

1

1 четверть

Экскурсия в Приморский океанариум.

3-4

Многообразие организмов.

Роль бактерий в природе и жизни человека. Почвенные бактерии в клубеньках бобовых культур, возделываемых в Приморском крае. Методы изучения бактерицидной активности пестицидов хвойных, произрастающих в Приморском крае.

Использование бактерий в производстве пищевых продуктов на предприятиях Приморского края.

2

2 четверть

Проектная деятельность.

«Изучение фитонцидной активности хвойных растений, произрастающих в Приморском крае».

Видео отчет об экскурсии

5-7

Моховидные.Биоразнообразие мхов Уссурийской тайги. Экскурсия на экологическую тропу Ботанического сада ДВО РАН.

Папоротниковидные. Биоразнообразие папоротников Уссурийской тайги. Экскурсия на экологическую тропу Ботанического сада ДВО РАН.

Папоротниковидные.Биоразнообразие папоротников Уссурийской тайги. Экскурсия на экологическую тропу Ботанического сада ДВО РАН.

3

2 четверть

Проектная деятельность.

Видеоотчет об экскурсии

7-8

Разнообразие хвойных растений. Сосна корейская – ареал в Приморском крае. Популяции сосны могильной в Приморье. Виды ели в Приморском крае. Пихты цельнолистная и белокорая – сокращение ареала и меры охраны. Особенности биологии лиственницы даурской в районе исследования. Оценка состояния зеленых насаждений сосны обыкновенной в городах Приморья. Опыты по интродукции хвойных в населенных пунктах Приморского края.

1

3 четверть

Проектная деятельность.

Видеоотчет об экскурсии.

Проектная работа.

Особенности биологии лиственницы даурской в районе исследования. Оценка состояния зеленых насаждений сосны обыкновенной в городах Приморья. Опыты по интродукции хвойных в населенных пунктах Приморского края.

9

Многообразие покрытосеменных.Использование покрытосеменных растений, произрастающих в Приморском крае человеком. Создание гербариев цветковых.

1

4 четверть

Проектная деятельность.

10

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Биоразнообразие шляпочных грибов в Приморском крае. Съедобные трубчатые грибы. Съедобные пластинчатые грибы. Использование дрожжей в хлебобекаренном производстве в крае. Грибы- редуценты в экосистемах Приморских лесов. Грибы-паразиты на культурах, возделываемых в Приморском крае

1

4 четверть

Проектная деятельность.

Итого

10 ч

6 класс

1

Питание животных. Растительноядные животные Приморья. Плотоядные животные Приморского края.

1

1 четверть

Проектная деятельность.

Презентации по теме исследования.

2

Почвенное питание растений. Удобрения. Экскурсия на тепличный комбинат (Суражевка или Лозовый). Гидропоника в Приморском крае.

1

1 четверть

Экскурсия. Видеоотчет об экскурсии.

4

Дыхание животных. «Органы дыхания животных, обитающих в Японском море». Экскурсия в Приморский океанариум.

Органы дыхания у пресноводных моллюсков озера района исследования.

2

2 четверть

Экскурсия.

Лабораторная работа

5

Рост и развитие — свойства живых организмов.Агротехнические приемы, ускоряющие рост и развитие культурных растений. Экскурсия на сельскохозяйственное производство.

2

4 четверть

Проектная деятельность. Подготовка презентации об одном из сельскохозяйственных предприятий.

Итого

8 ч

7 класс

1

Одноклеточные животные.

Жгутиконосцы и инфузории. Лабораторная работа «Изучение простейших, обитающих в природном водоеме». Экскурсия в Приморский океанариум «Микромир Японского моря». Экскурсия на побережье вечером «Ночесветки в заливе Петра Великого».

1

1 четверть

Лабораторная работа.

Экскурсия. Видеоотчет.

2

Кишечнополостные.

Многообразие кишечнополостных. Многообразие кишечнополостных, обитателей Японского моря. Гидроидные полипы Японского моря. Сцифоидные медузы Японского моря.

1

2 четверть

Экскурсия в музей ДВФУ или Приморский океанариум.

3

Плоские, круглые и кольчатые черви.Плоские и круглые черви – возбудители гельминтозов в Приморском крае. Экскурсия в музей ДВФУ (зал Природы, беспозвоночные).

илиИзучение видового состава и плотности кольчатых червей в почва Приморья. Полихеты Приморских морей.

илиЛабораторная работа. Пиявки в пресных водоемах Приморья.

1

3 четверть

Экскурсия в музей ДВФУ или Приморский океанариум.

Исследовательская работа.

Лабораторная работа

4-6

Брюхоногие моллюски. Биоразнообразие наземных брюхоногих Приморского края.

Экскурсия на пресный водоем «Видовое разнообразие пресноводных брюхоногих».

Наблюдения за питанием улиток в аквариуме.

Двустворчатые молюски.Экскурсия в музей ДВФУ«Пресноводные двустворчатые моллюски, обитающие в реках Приморского края». Марикультура в Приморском крае.

Головоногие моллюски. Головоногие моллюски Японского моря.

3

3-4 четверть

Проектная деятельность. Подготовка презентации.

7-9

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные. «Ракообразные – обитатели Японского моря», экскурсии в музей Природы ДВФУ, Приморский океанариум. Изучение планктонных ракообразных Японского моря в рамках работы исследовательского кружка в Приморском океанариуме.

Класс Паукообразные. Многообразие паукообразных животных и их значение в экосистемах Приморского края и жизни человека. Иксодовые клещи в Уссурийской тайге. Клещевой энцефалит и роль в его распространение таежного клеща в Приморском крае.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых в наземных экосистемах Приморского края. Биоразнообразие отрядов насекомых(жесткокрылые, прямокрылые, полужесткокрылые, чешуекрылые) в Приморском крае.

3

3-4 четверть

Проектная деятельность. Подготовка презентации.

10-12

Позвоночные животные.

Класс. Рыбы. Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб. Экологические группы рыб в Японском море. Адаптации камбалы к донному образу жизни. Пелагические рыбы Японского моря и их адаптации.

Класс Земноводные. Многообразие земноводных в Приморском крае, их значение и охрана. Хвостатые амфибии Приморского края. Бесхвостые амфибии Приморского края. Плотность популяции чернопятнистой лягушки в Приморском крае. Древесные лягушки в приморсаком крае (образ жизни). Распространение дальневосточной жерлянки в Приморском крае. Распространение монгольской и обыкновенной жабы в Приморском крае.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся в Приморском крае, их использование и охрана. Ядовитые змеи Приморья. Полозы Приморья. Дальневосточный сцинк –ареал в Приморском крае. Амурская и корейская долгохвостки – распространение в Приморском крае. Охрана трионикса в Приморском крае.

Класс Птицы. Экологические группы птиц (на экспозиции Музея Природы ДВФУ). Адаптации птиц (изучение местной орнитофауны). Роль птиц в экосистемах Приморского края. Охрана птиц в Приморье. Птицеводство в Приморском крае. Породы домашних птиц (Экскурсия в птицеводческое хозяйство Приморского края. Экскурсия «Птицы леса(водно-болотных угодий, побережий).

Класс Млекопитающие.Многообразие млекопитающие Приморского края. Биоразнообразие отряда Грызуны (Насекомоядные, Хищные и т.п.) в Приморском крае и их охрана.

Домашние млекопитающие. Животноводство в Приморском крае. Экскурсия на животноводческую ферму.

3

3-4 четверть

Экскурсия в музей ДВФУ или Приморский океанариум.

Проектная деятельность. Подготовка презентации.

13

Происхождение животных. Основные этапы эволюцииживотного мира.

Экскурсия в Приморский океанариум. Этапы эволюции органического мира. Палеонтологические доказательства эволюции. Первые животные, заселившие воды древнего океана. Усложнение животных в процессе эволюции.

1

4 четверть

Экскурсия в музей ДВФУ или Приморский океанариум.

Итого

13 ч

Человек и его здоровье (8 класс).

1/1

Заболевания сердечно-сосудистой системы.Статистика сердечнососудистых патологий в Приморском крае. Меры профилактики. Здоровый образ жизни как профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Спорт в Приморье.

1

3- 4 четверть

Проектная деятельность. Подготовка презентации.

2/2

Патологии органов дыхания. Статистика заболеваний в Приморском крае. Влияние факторов среды на патологии дыхательной системы. Качество атмосферы в населенных пунктах Приморья. Охрана воздуха в крае. Ситуация в г. Находка с открытой углепогрузкой, и патология органов дыхания.

1

3- 4 четверть

Проектная деятельность. Подготовка презентации.

3/3

Обмен веществ и превращение энергии.

Витамины. Содержание витаминов в овощах и фруктах, культивируемых в Приморском крае. Основы сбалансированного питания. Данные о правильном питании среди различных возрастных групп населения Приморского края.

1

3- 4 четверть

Проектная деятельность. Подготовка презентации.

4/4

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

Эндокринная система. Геохимическая аномалия по содержанию йода в почвах Приморского края и дефицит гормонов щитовидной железы. Статистика гипотиреозов в Приморском крае. Морепродукты в правильном питании жителей края

1

3- 4 четверть

Проектная деятельность. Подготовка презентации.

5/5

Человек и окружающая среда.

Окружающая среда и здоровье человека. Качество окружающей среды в Приморском крае и статистика заболеваний человека. Исследовательские проекты.

1

4 четверть

Проектная деятельность. Подготовка презентации.

Итого

5

Основы общей биологии (9 класс).

1-2

Основы генетики.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль

условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль

условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль

условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Фенотипическая изменчивость. Примеры фенотипической изменчивости у дикорастущих растений района исследования. Исследовательская работа.

Фенотипическая изменчивость у домашних животных. Экскурсия на сельхозпредприятия.

2

3-4 четверть

Проектная деятельность. Подготовка презентации.

Экскурсия.

Отчет.

3

Эволюционное учение.

Популяция. Исследование популяционных характеристик аборигенных видов флоры и фауны Приморского края.

1

4 четверть

Проектная деятельность. Подготовка презентации.

4-5

Основы селекции и биотехнологии.

Достижения мировой и отечественной селекции. Сорта культурных растений, возделываемых в Приморском крае. Селекционная работа на Приморской овощной станции. Экскурсия.

Лаборатории биотехнологии в Приморском крае (п.Тимирязевский УГО, ПримНИИСХ, Ботсад ДВО РАН, Центр биоразнообразия ДВО РАН).

2

4 четверть

Экскурсия.

Отчет.

6

Возникновение и развитие жизни на Земле.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития животного мира. Экскурсия в Приморский океанариум. Экспозиция эволюции органического мира. Палеонтологические доказательства эволюции. Экскурсия в музей ДВФУ.

1

4 четверть

Экскурсия.

Отчет.

Итого

6

5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Пасечник В.В. БИОЛОГИЯ. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5—9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. –Москва. Издательство «Просвещение». - 2018. – 129с.

Какорина Г.А. ,Меделян Е.В. Экология: региональный компонент: учебно-методическое пособие для учителей основной и средней школы.-Владивостк: Из.-во ПИПППКРО, 2007.-164с.Первоцветы Приморского края: материалы к учебно-исследовательской работе для создания итогового индивидуального проекта: Учебно-методическое пособие /Авторы-составители Н.М Белоусова, М.Г. Иржевская. – Владивосток: ГАУ ДПО ПК ИРО, 2020. – 68 с.

Птицы рядом с нами: учебные исследования орнитофауны Приморского края при выполнении итогового индивидуального проекта. Региональный компонент: Учебно-методическое пособие / Авторы-составители Н.М. Белоусова, М.Г. Иржевская. – ГАУ ДПО ПК ИРО, 2020. – 84 стр.

Меделян Е.В . ,Какорина Г.А. Экологические исследования и проекты школьников на особо охраняемых природных территориях Приморского края: Учебно-методическое пособие. – Владивосток: Изд.ПК ИРО, 2015.-138с.

Лососи юга Дальнего Востока России: Учебно-методическое пособие с электронным приложением/ Сост. А.Э. Врищ.- Владивосток:Издательство ПК ИРО, Фонд «Феникс», 2014.-48с.

Национально-региональный компонент гуманитарного и естественнонаучного образования6 проблемы и перспективы: Коллективная монография/Под.общ.ред.Н.А.Ознобихиной. Владивосток: Издательство ПиППКРО, 2008.-288с.

Тигр амурский и биоразнообразие уссурийской тайги/ Учебно- методическое пособие с электронным приложением/ Сост. А.Э. Врищ.- Владивосток: Издательство ПИППКРО, 2010.-158с.

Берсенев Ю.И. Особо охраняемые природные территории Приморского края: существующие и проектируемые: монография. – Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2017. – 202 с.: ил.

Краеведение в Приморском крае: проблемы и перспективы развития. Материалы III краеведческой научно-практической конференции «Краеведение в Приморском крае: проблемы и перспективы развития», посвящённой 150-летию основания г. Уссурийска и 100-летию Южно-Уссурийского отделения Русского географического общества. – Уссурийск, 2016. – 184 с., ил.

Манько Ю.И. История лесного хозяйства на российском Дальнем Востоке. 1859–1922. – Владивосток: ТИГ ДВО РАН, 2018. – 660 с.

Записки краеведческого клуба «Тетюхе»: сборник материалов / МБУ «Централизованная библиотечная система», Краеведческий клуб «Тетюхе»; автор и ред.: Колпаков В.В. – Дальнегорск, 2017. – 112 с. – (Вып. 7/3).

Записки краеведческого клуба «Тетюхе»: сборник материалов / МБУ «Централизованная библиотечная система», Краеведческий клуб «Тетюхе»; сост. и ред.: В.А. Татарников. – Дальнегорск, 2018. – 80 с. – (Вып. 8).

Записки краеведческого клуба «Тетюхе»: сборник материалов / МБУ «Централизованная библиотечная система», Краеведческий клуб «Тетюхе»; сост. и ред.: Колпаков В.В. – Дальнегорск, 2018. – 115 с. – (Вып. 7/2).

Берсенев Ю.И. Памятники природы карстового происхождения Приморского края: Препринт / Тихоокеанский ин-т географии ДВНЦ АН СССР. – Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1985. – 48 с.

Коровашко А.В. По следам Дерсу Узала. Тропами Уссурийского края. – М.: Вече, 2016. – 256 с.

Коляда А.С., Храпко О.В., Коляда Н.А. О чем говорят названия растений? Происхождение русских названий растений Дальнего Востока России. – Владивосток: БСИ ДВО РАН, 2009. – 215 с.

Прогунков В.В., Луценко А.В. Пыльценосные растения Приморья. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. – 120 с.

Колосов А.М. Зоогеография Дальнего Востока. – М.: Мысль, 1980. – 256 с.

Нечаева Т.И. Школьный определитель растений Приморского края. – Владивосток, 2000. – 222 с.

Птицы Южного Приморья. – Новосибирск: Наука, 1973. – 376 с., 36 ил.

Христофорова Н.К. Экологические проблемы региона: Дальний Восток – Приморье: Учебное пособие. Владивосток; Хабаровск: Хабаровск, кн. изд-во, 2005. – 304 с

Фадеева Н.П., Фадеев В.И. Полевой определитель беспозвоночных животных залива Петра Великого Японского моря. – Владивосток, 2002. – 16 с.

Шретер А.И. Лекарственная флора советского Дальнего Востока. – М.: Медицина, 1975. – 327 с.

Электронные ресурсы:

Список птиц Приморского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.fegi.ru/primorye/animals/bird2.htm (дата обращения: 11.05.2020).

Сайт Birdland ().

Интерактивный идентификатор видовой принадлежности птицы, наблюдаемой в природе – «Тицы агроландшафтов Европейской части России», созданный О.Д. Вепринцевой ().

Сайт центра биоразнообразия ДВО РАН по ссылке http://www.fegi.ru/primorye/animals/bird2.htm.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области