«Особенности рисования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Модернизация российского образования, а также современный этап развития психологии, как науки, проявляют повышенное внимание к изучению особенностей и вариантов развития личности.
Ряд факторов: социально - экономические, экологические и пр., порождают стремительный рост количества детей с какими-либо проблемами развития.
Именно задержка психического развития является особо актуальной психолого-педагогической проблемой современного общества.
Дошкольный возраст является сензитивным в развитии всех сфер личности. Именно дошкольное детство – отправная точка развития человека. То, что будет заложено в ребенка в детстве даст свои плоды, когда человек станет взрослым членом общества.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительной деятельностью для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста.
Изучением изобразительной деятельности дошкольников занимались педагоги Е. А. Флерина, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова Я. А. Башилов, Н. И. Ткаченко, и другие.
Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Рисование - творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, свободно выражая свои чувства и переживания, мечты и надежды.
Изобразительная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие
В изобразительной деятельности детей дошкольного возраста можно выделить стадию:
каракулей
штрихов и бесформенного изображения отдельных элементов
первую ступень схемы
вторую ступень возникающего чувства формы и линии.
Характер изображения ребенком определенного предмета зависит от способа его обследования. По детским рисункам можно судить об уровне знаний и представлений ребенка об окружающем мире. В них отражается степень обобщенности зрительных представлений, их осознанность и способность ребенка к выделению существенных признаков предметов.
С возрастом содержание рисунков дошкольников значительно усложняется. У старших дошкольников особенно любимые предметы для рисования, которые они неоднократно изображают: дом, цветок, птица, рыбка, дерево, солнце.
При поддержке взрослого содержание рисунков резко расширяется.
Задержка психического развития (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
В этиологии ЗПР играют роль:
конституционные факторы;
хронические соматические заболевания;
длительные неблагоприятные условия воспитания;
органическая недостаточность нервной системы.
Исследованием изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития занимались: Е. А. Екжанова, Е. Н. Лебедева, Е. С. Слепович, Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина.Ими было установлено, что в отличие от нормально развивающихся детей, дети с задержкой психического развития имеют специфические особенности в овладении изобразительной деятельностью.
У них отмечаются трудности в восприятии и передачи формы изображаемых предметов, бедность цветового решения. Для рисунков характерны такие черты как: примитивность, схематичность, статичность, стереотипность. сниженный интерес, не достаточно сформированы технические навыки рисования. В рисунках отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении объектов на листе бумаги, выраженная диспропорциональность отдельных составных частей, неправильное соединение отдельных частей объекта между собой, отсутствие изображения мелких деталей. У многих детей не достаточно сформированы технические навыки рисования: они неправильно держат карандаш, кисть, не знают, как выбрать краску, промыть и осушить кисть, как вести ею по бумаге. Вызывает затруднения прорисовка мелких предметов, дети плохо владеют приемами закрашивания.
Для изучения навыков рисования нами была выбрана методика Ю.Ф. Гракуши «Обследование изобразительной и конструктивной деятельности». Исследование проходило в три этапа:
- Выбор цвета для изображения предмета.
-Изображение предметов и явлений действительности
-Изображение в рисунке несколько предметов.
Исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 448 г. Челябинска. В исследовании приняла участие группа детей из 5 человек в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития.
По результатам исследования было выявлено, что в обследуемой группе всего у 10% детей – средний уровень развития навыков рисования; у 80% – ниже среднего, и у 10% – низкий уровень, что позволило говорить о необходимости проведения коррекционной работы по развитию навыков рисования.
К наиболее эффективным приемам обучения изобразительного творчества младших дошкольников можно отнести: прием совместных действий (сотворчество, рассматривание образцов, показ способов рисования, обыгрывания персонажей, пассивные движения и т. д.). Так же стоит отметить, что при коррекционной работе по развитию навыков рисования необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Методы обучения рисованию должны быть направлены на развитие у ребенка эстетического воспитания; на развитии отражать в рисунках окружающую действительность, воплощать замыслы, на поиски детьми способов изображения, обучения их этими способами на занятиях. Методы обучения рисованию должны возбуждать у детей интерес, вызывать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, расположение в пространстве.
На первом этапе обучения детей необходимо знакомить с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Обучение рисованию неправильно было бы направлять деятельность ребёнка на решение конкретных изобразительных задач, касающихся непосредственно воспроизведения форм и структуры какого-либо предмета. На этом этапе очень важно воспитать у детей с ЗПР начальные формы сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), а так же научить их концентрировать своё внимание на определённых свойствах предметов изображения.
В методике обучения рисованию в дошкольном возрасте характерным является использование игровых приемов: внесение образных игрушек, создание игровых ситуаций.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что к наиболее эффективным приемам обучения изобразительного творчества младших дошкольников можно отнести: прием совместных действий (сотворчество, рассматривание образцов, показ способов рисования, обыгрывания персонажей, пассивные движения и т. д.
Использованная литература:
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М. : ВЛАДОС, 2009. — 467 с.
Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М. : ,1984. — 342 с.
Гаргуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников [Текст] / Науч.-практ. центр "Коррекция", 63,[1] с. 20 см, М. Науч.-практ. центр "Коррекция" 1992
Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] /Г.Г. Григорьева — М.: Академия, 1999. – 205с.
Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова.// Ребенок в детском саду. — № 4. – 2004. – с. 21-29; № 5. – 2004. – с. 3-13.
Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника./ О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. — 1988. — № 6. — С.52-60.
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.- М.: Педагогика, 1983. – 112с.
Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. — № 2. – 2005. – с. 80-86.
Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду /Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова — М., 1982. – 134с.
Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М. : Просвещение, 2010. — 291с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : проект // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 9. — С. 8—22.
Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е.А. Флерина — М., 1956. – 208с.