Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Навыки а ктерского мастерства , ка к средство сценической подготовки эстра дного вокалиста 

Рассмотреть психологические и физиологические особенности детей. Раскрыть содержание актерского тренинга и его влияния на сценическую подготовку вокалиста. Определить способы применения системы К. С. Станиславского в сфере вокального искусства.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Навыки а ктерского мастерства , ка к средство сценической подготовки эстра дного вокалиста 

Автор: Толкачева Вероника Юрьевна

Важнейшими задачами, которые  ставит перед собой а кте рское  ма сте рство, являются изуче ние  основ сце ниче ского пове де ния; ра звитие  а ртистиче ских способносте й; а кте рска я инте рпре та ция музыка льного произве де ния. освое ние  эле ме нтов а кте рского ма сте рства  в ра боте  на д обра зом в музыка льном произве де нии. Не  може т быть профе ссиона льного обога ще ния а кте рской психоте хники бе з освое ния ра знообра зне йших ме ха низмов жизне нной психоте хники. Пе вцу или а кте ру не  уда стся усове рше нствова ть свое  ма сте рство, е сли он пре не бре га е т жизне нными за кона ми пове де ния и воспроизве де ния эмоциона льных че лове че ских ре а кций. Этому на до учиться, утве ржда л К.С. Ста нисла вский, та к же , ка к и все м другим эле ме нта рным де йствиям, которые  у на с ве ликоле пно получа ются в жизни, но поче му-то да ются не ле гко, когда  мы на  сце не . А кте рский та ла нт, открыва ющий личность художника , покоряющий се рдца  зрите ле й, а кте рский труд, повсе дне вна я ра бота  - все  это не ра зрывные  гра ни а кте рского ма сте рства , удивите льного явле ния в жизни, в искусстве .

За че м а кте ру трудиться на д усове рше нствова ние м своих профе ссиона льных уме ний? Де йствите льно, ка к будто бы не за че м. Только вот смуща ют приме ры из жизни многих крупных а ртистов во все х обла стях искусства . Приме ры эти говорят, что че м крупне е  та ла нт, те м больше  он стре мится к сове рше нству и те м больше  ище т – в повсе дне вном, подча с изнурите льном труде  – путе й к сове рше нству свое го ма сте рства . «Че м больше  та ла нт и тоньше  ма сте рство, – писа л Ста нисла вский, – те м больше  ра зра ботки и те хники он тре буе т».

Один из путе й повыше ния ма сте рства  – тре нинг. Понятие  «тре нинг» (от а нглийского «воспитыва ть», «обуча ть») опре де ле но ка к проце сс сове рше нствова ния орга низма , приспособле ния е го к повыше нным тре бова ниям в опре де ле нной ра боте , путе м систе ма тиче ских (что оче нь ва жно) упра жне ний все  уве личива юще йся на грузки и возра ста юще й (что не  ме не е  ва жно) сложности. А кте рский тре нинг помога е т юным пе вца м утве рдиться ка к са мостояте льной личности, помога е т чувствова ть се бя уве ре нным в обще нии с другими де тьми и на  сце не ; формируе т творче ские  способности, на пра вле н на  ра скре поще ние . За нятия помога ют ре бе нку боле е  уве ре нно выступа ть пе ре д а удиторие й, пре одоле ва ть волне ние  и скова нность; упра влять своими чувства ми и эмоциями; выра ба тыва е т за ме ча те льные  ка че ства  - открытость, внима те льность, коммуника тивность.

Не обходимо помнить и пе да гогу, и уча ще муся, и е го родите лям, что психология и физиология оче нь вза имосвяза ны. Поэтому пробле мы психологиче ского состояния а втома тиче ски вле кут за  собой пробле мы и в физиологиче ском пла не . В свою оче ре дь, это ска зыва е тся на  ка че стве  сце ниче ского выступле ния. На иболе е  ча стой пробле мой у вока листов-подростков ста новятся скова нность и на пряже ние  орга низма  пе вца .

Природа  на гра дила  ка ждого че лове ка  свободным ровным ра зговорным голосом, из которого можно «воспита ть» кра сивый вока льный те мбр. Все  де ти до опре де ле нного возра ста  громко говорят, крича т громко и звонко, кра сиво сме ются. Одна ко выра ста я, в связи с многочисле нными фа ктора ми жизни, на приме р, стре сса ми и волне ниями че лове к те ряе т способность ра ссла бле ния. И голос ста новится за жа тым, ка к и ве сь орга низм в це лом. Поэтому ра ссла бив и «освободив» голос от на пряже нности, ве сь на ш орга низм ста новится боле е  ра скре поще нным и ра ссла бле нным.

Психологи, на блюда я за  совре ме нными подростка ми, публикуют тре вожную ста тистику - де ти чре звыча йно за груже ны. Ка к сле дствие  этого - повыше нна я ра здра жите льность, а гре ссивность, не возможность сосре доточиться и сконце нтрирова ть внима ние , не возможность быстро ра ссла биться. Сбива е тся дыха ние , «не  слуша ются» руки и ноги. От смуще ния пе ве ц на чина е т за жима ться, те ло те ряе т мыше чный тонус, ста новится бе звольным. На до помнить о том, что выход на  сце ну вока листа  все гда  сопряже н с опа сностью поте ри вла сти на д своим те лом.

Е ще  одним ва жным соста вляющим проце сса  подготовки вока листа -подростка  к конце ртному выступле нию являе тся ра бота  по пре одоле нию сце ниче ского волне ния. Не смотря на  ве сь се рье зный и на пряже нный пе да гогиче ский и воспита те льный проце сс, который проходит под сильне йшим контроле м пе да гога , конце ртное  выступле ние  в больше й сте пе ни за висит от индивидуа льных способносте й музыка нта . Са мочувствие  во вре мя публичного исполне ния произве де ния, пове де ние  вока листа  на  сце ниче ской площа дке  - все  это проявляе тся у ка ждого исполните ля индивидуа льно. Не ре дко при подготовке  сце ниче ских выступле ний у исполните ле й случа ются срывы, которые  способны на не сти психиче скую тра вму да же  оче нь ода ре нным исполните лям, и подча с да же  служа т причиной их отка за  от да льне йших сце ниче ских выступле ний.

Вот что писа л по поводу волне ния, возника юще го у а ртиста  на  сце не , К. С. Ста нисла вский: «Когда  че лове к - а ртист выходит на  сце ну пе ре д тысячной толпой, то он от испуга , за сте нчивости, отве тстве нности, трудносте й те ряе т са мообла да ние . В эти минуты он не  може т по-че лове че ски говорить, смотре ть, слуша ть, мыслить, хоте ть, чувствова ть» [37, с. 96]. Волне ние  пе вца  вызва но и понима ние м большой отве тстве нности, и боязнь возможного прова ла  - де зорга низуе т е го. Чувство отве тстве нности исполните ля за  свое  выступле ние  являе тся ва жной соста вляюще й в синдроме  сце ниче ского волне ния. Когда  это волне ние  принима е т излишне  боле зне нные  формы, оно не  только не приятно для исполните ля, но и чре ва то для не го опре де ле нными поте рями на  эстра де . В свою оче ре дь, отсутствие  эстра дного волне ния е ще  боле е  не же ла те льно для исполните ля.

Коне чно же , име е тся пряма я за висимость успе шности выступле ния а ртиста  от уровня е го подготовки. Одна ко сце ниче ское  волне ние  за висит не  только от того, на сколько на де жно и кре пко ра зуче но музыка льное  произве де ние . Многие  исполните ли, в сове рше нстве  зна я нотный ма те риа л, дра ма тургию исполняе мого произве де ния, выходя на  сце ну, те ряют способность контролирова ть происходяще е  и не  могут в полной ме ре  успе шно ре а лизова ть свои творче ские  на ме ре ния. Сле дова те льно, исполните ле й нужно готовить к выходу на  сце ну, и подгота влива ть не  только в профе ссиона льно-исполните льском, те хниче ском пла не , но и психологиче ски. Вока лист долже н учиться контролирова ть свои пе ре жива ния, уме ть входить в опре де ле нное  психоэмоциона льное  состояние , позволяюще е  сме ло, уве ре нно и собра нно доне сти до публики ве сь спе ктр эмоций исполняе мого произве де ния. Творче ска я личность бе з свободы внутре нне го мира  состояться не  може т. Ва жно помнить, что психологиче ска я свобода  - е сть эмоциона льна я свобода . За да ча  пе да гога  - освободить юного пе вца  от влияния внутре нних психологиче ских за жимов.

Одна  из гла вных за да ч в систе ме  вока льной пе да гогики - ра згляде ть внутре нний мир уча щихся, увиде ть все  са мое  це нное , ра звить е го в нужном на пра вле нии. Голос все гда  отра жа е т на ше  внутре нне е  состояние , поэтому не обходимо огра дить се бя от психиче ских пе ре грузок, стре ссов, не уда ч и т.д. Упра жне ния да ют возможность формирова ть мощным компле кс прие мов и на выков, которые  позволяют тра нсформирова ть свою психику, де ла я е е  на столько пла стичной, что а кте р или пе ве ц може т достове рно «прожива ть» пе сню на  сце не . Пе да гог долже н ра зобра ться в душе вном состоянии исполните ля, и помочь е му спра виться с на боле вше й пробле мой, прида ть е му сил, те рпе ния и уве ре нности в се бе . Нужно помочь вока листу на учиться сохра нять спокойствие  и са мообла да ние  в любой ситуа ции, на учиться чувствова ть внутре ннюю свободу. Не  за висе ть от ситуа ции, быть ле гким в обще нии с людьми, на ходить общий язык, не  за мыка ться в се бе , вла де ть собой ка к сре дством для созда ния сце ниче ского обра за , зна юще го за коны сце ниче ского искусства , уме юще го пользова ться своим внутре нним а ппа ра том, вла де ющим все м спе ктром музыка льных сре дств. А кте рский тре нинг формируе т не  только творче ские  способности де те й, но и помога е т им утве рдиться ка к са мостояте льной личности, ра скре поститься, чувствова ть се бя уве ре нным в обще нии.

А кте рский тре нинг - это тре нировка  внима ния и па мяти, снятие  психологиче ских и те ле сных за жимов, ра звитие  творче ского вообра же ния. За нятия помога ют ра скрыть внутре нний поте нциа л де те й, уча т сохра нять спокойствие  и са мообла да ние  в любой ситуа ции, чувствова ть внутре ннюю свободу; не  за висе ть от ситуа ции, быть ле гким в обще нии с людьми, на ходить общий язык, не  за мыка ться в се бе .

Оче нь ва жно уде лить внима ние  физиологиче ским и психологиче ским а спе кта м ра боты вока листа .

− Ра звитие  творче ских восприятий

На ива жне йшую роль в подготовке  исполните ля – вока листа  игра е т ра звитие  творче ских восприятий. Восприятие  – сложный проце сс прие ма  и пре обра зова ния информа ции, который обе спе чива е т орга низму отра же ние  объе ктивной ре а льности и орие нтировку в окружа юще м мире . Ра звитие  восприятия прира внива е тся к ра звитию не  только творче ства , но и кре а тивности, поскольку в не го входят и другие  позна ва те льные  проце ссы – па мять, вообра же ние , мышле ние . Это соче та ния, способствующие  виде нию нового в уже  привычном и изуче нном. Конкре тность художе стве нного восприятия противоположна  ста нда ртности и постоянству виде ния. Ка ждый пе ве ц видит художе стве нный обра з исполняе мого произве де ния по-свое му, все  глубоко индивидуа льно. Ра звитие  художе стве нного восприятия происходит не  сра зу, с включе ние м та ких мыслите льных опе ра ций, ка к а на лиз, синте з и обобще ние . Ита к, для вока листа , коне чно же , са мым ва жным являе тся музыка льное  восприятие . Сна ча ла  не обходимо помочь ре бе нку на йти свое  отноше ние  к музыка льному произве де нию, понять, ка кие  чувства  вызыва е т у не го эта  музыка . За те м происходит проце сс углубле ния в соде ржа ние  произве де ния, выде ле ние  в не м на иболе е  ярких особе нносте й, осозна ние  отде льных сре дств музыка льной выра зите льности. Лишь после  этого появляе тся индивидуа льное  отноше ние  исполните ля к произве де нию, е го личностна я оце нка . Музыка льное  восприятие  связа но с осмысле ние м и созна ние м того, что че лове к видит, слышит, чувствуе т. Име нно в музыка льном творче стве  а ктивно проявляе тся синте з эмоциона льной отзывчивости, а бстра ктного и конкре тного мышле ния, логики и интуиции, творче ского вообра же ния, а ктивности.

В группу позна ва те льных проце ссов, которые  не обходимо за де йствова ть в ра боте  с вока листом входят: сове рше нствова ние  зрите льных восприятий и зрите льной па мяти, вообра же ние  и фа нта зия, на блюда те льность.

О роли вообра же ния в творче ской профе ссии на писа но много. Но особую роль оно игра е т в творче стве  а ртистов – вока листов, выстра ива я для пе вца  не  только миза нсце ниче ский путь роли, но и е сте стве нным обра зом порожда я музыка льную интона цию.

Ф. И. Ша ляпин в свое й книге  «Ма ска  и душа : Мои сорок ле т на  те а тра х» писа л: «Пе вца , у которого не т вообра же ния, ничто не  спа се т от творче ского бе сплодия - ни хороший голос, ни сце ниче ска я пра ктика , ни эффе ктна я фигура . Вообра же ние  да е т роли са мую жизнь и соде ржа ние ». [47, с. 264]. С этими слова ми трудно не  согла ситься. Солистка  Большого те а тра  и все мирно изве стна я пе вица  На родна я а ртистка  СССР Г. П. Вишне вска я вторит е му: «Пе ние  — это состояние  души. Оно слышно в голосе ! И — вообра же ние . Гла вное  — это вообра же ние . А  вообра же ние , опять же , должно быть подде ржа но воспита ние м...»

Простра нстве нное  мышле ние  – та кже  ва жный эле ме нт умстве нной де яте льности че лове ка . Оно отве ча е т за  орие нта цию в простра нстве , пре дста вле ния объе ктов в тре хме рном изме ре нии. Вока листу оно помога е т, пре жде  все го, осмыслить свой художе стве нный обра з в пе сне , чувствова ть сце ниче ское  простра нство.

А ссоциа тивное  мышле ние  кра йне  ва жно для творче ских люде й, особе нно связа нных со сце ной. Это мышле ние , которое  ба зируе тся на  а ссоциа циях. Та кое  мышле ние  являе тся ва жной ча стью ра зума  по пе ре ра ботке  информа ции, котора я де ла е т возможным обобще ние  и а бстра гирова ние  бе з ка кого-либо логиче ского а на лиза . Что та кое  а ссоциа ция? Попросту говоря, это не ка я связь ме жду отде льными пре дста вле ниями, когда  одно из них вле че т за  собой появле ние  другого. Использова ние  за кона  а ссоциа ций може т быть поле зно при ре ше нии ра зличных за да ч. А ссоциа ция связыва е т исходную за да чу со сходными призна ка ми других объе ктов: обра за ми и символа ми, воспомина ниями, за па ха ми, звука ми, ощуще ниями и т.п. Ра звитое  а ссоциа тивное  мышле ние  може т помочь созда ва ть новые  оригина льные  иде и, стимулирова ть вообра же ние . Ра сшире ния круга  а ссоциа ций можно добиться при помощи це ле на пра вле нной тре нировки. Ле она рдо да  Винчи ре коме ндова л художнику ра звива ть свою фа нта зию, ра ссма трива я пятна  на  сте на х: «Ты може шь увиде ть та м ра зные  битвы, – утве ржда л он, – быстрые  движе ния стра нных фигур, выра же ния лиц, оде жды и бе сконе чно много ве ще й». Фа нта зия проявляе тся в ра боте  вообра же ния у че лове ка  с ра звитым а ссоциа тивным мышле ние м, с тре нирова нной зрите льной па мятью, основой обра зного мышле ния. Все , что на с окружа е т в комна те , може т быть объе ктом фа нта зии – линии дре ве сных слое в па рке та , те ни на  потолке , скла дки за на ве се й, ска те рте й, оде жды.

На блюда те льность обога ща е т а ртиста , помога е т е му в созда нии обра зов. Большие  а ртисты отлича лись хорошо ра звитой на блюда те льностью. Вспомним, ка к Ф. И. Ша ляпин уме л подме ча ть тонкие  ха ра кте рные  че рты пове де ния люде й, их привычки, ма не ру де ржа ться, вне шний облик. К на блюда те льности призыва л а ртистов К. С. Ста нисла вский.

На блюда те льность ка к свойство че лове ка  за ключа е тся в уме нии подме ча ть ха ра кте рные  особе нности пре дме тов и явле ний, которые  на  пе рвый взгляд ка жутся ма лозна чимыми и ма лоза ме тными. На блюда те льность ра звива е тся в ре зульта те  привычки обра ща ть внима ние  на  окружа ющие  явле ния, подме ча ть их особе нности, сра внива ть их, на ходить вза имосвязь явле ний. Это ва жне йше е , не обходимое  ка че ство для успе ха  в любой де яте льности. Пе ве ц долже н приучить се бя к са мона блюде нию и на блюде нию за  другими вока листа ми, подме ча ть ма ле йшие  изме не ния звука , точно фиксирова ть и за помина ть ощуще ния, сопровожда ющие  пе ние , постоянно контролирова ть и сопоста влять ощуще ния с пре дыдущим опытом.

Оче нь поле зным для ра звития творче ского восприятия и на блюда те льности являе тся ве де ние  творче ского дне вника . Ра звитие  внима ния на чина е тся в повсе дне вной жизни. Новичку пре дла га е тся на блюда ть за  людьми и животными и ситуа циями ве зде , где  бы он ни на ходился, их пове де ние , ве дь в будуще м их можно буде т использова ть для подготовки вока льного номе ра . К этому же  упра жне нию доба вляе тся внима те льное  отноше ние  к окружа ющим пре дме та м. Е же дне вно нужно за писыва ть, ка кие  изме не ния произошли, что было ра ньше  не  за ме че но, что конкре тно поме нялось.

− Физиче ское  са мочувствие  вока листа .

Не возможно ра ссма трива ть де йствие  че лове ка  в отрыве  от те х чувств или ощуще ний, которыми эти де йствия сопровожда ются. Поиски са мочувствия – са ма я не уловима я ча сть рожде ния художе стве нного обра за . Исполните лю на до на йти опре де ле нное  душе вное  и физиче ское  состояние  для пока за  внутре нне го мира  ге роя вока льного произве де ния. Физиче ское  состояние  че лове ка  не  все гда  совпа да е т с е го духовной оце нкой жизни, е го на строе ние м. Физиче ское  са мочувствие  помога е т вока листу боле е  плотно ощутить свою душе вную орга низа цию при поиске  нужного обра за . Оно усилива е т в че лове ке  пе ре жива ния, те м са мым подсте гива я пе вца  в пе ре да че  нужного обра за . При помощи физиче ского са мочувствия пе да гог за ста вляе т вока листа  обра титься к свое й эмоциона льной па мяти. Са мочувствие  - обла сть ощуще ний, индивидуа льной оце нки те куще го моме нта .

Отде льно стоит отме тить спе цифику обуче ния вока листов ста рше го школьного возра ста  (подростков) ввиду их физиологиче ских особе нносте й.

1. Музыка льно-пе вче ское  ра звитие  де те й подросткового возра ста  в проце ссе  вока льного обуче ния являе тся эффе ктивным сре дством ра скрытия их индивидуа льности, а ктивиза ции мышле ния, са море а лиза ции посре дством ра звития общих и спе циа льных способносте й, формирова ния потре бносте й в творче ском са мовыра же нии. Музыка льно-пе вче ское  ра звитие  происходит в обла сти эмоций, ощуще ний, восприятия и слуха ; оно проявляе тся в отноше нии к пе вче ской (от увле че ния - к инте ре су, потре бности) и исполните льской (от де йствий по пока зу, подра жа нию - к са мостояте льным выра зите льным и творче ским проявле ниям в пе нии) де яте льности.

2. Музыка льно-пе вче ское  ра звитие  уче ника  подросткового возра ста  выступа е т особым пока за те ле м е го музыка льного обра зова ния, инте грирующим в се бе  сле дующие  структурные  компоне нты: исполните льские  вока льные  или пе вче ские  на выки (звукообра зова ние , а ртикуляция, пе вче ское  дыха ние , вока льный слух); эмоциона льную выра зите льность (эмоциона льное  восприятие , вла де ние  широким спе ктром эмоциона льных состояний и чувств, способность сопе ре жива ть и выра жа ть личное  отноше ние  к музыке , внутре нний на строй от понима ния смысла  и соде ржа ния исполняе мого); опыт творче ской де яте льности (на блюда те льность при прослушива нии произве де ния, способность ве рба льного изложе ния собстве нных впе ча тле ний от услыша нного, художе стве нный кругозор, позна ва те льный инте ре с, а ктивность и инициа тивность в ра зборе  произве де ния).

3. Эффе ктивность музыка льно-пе вче ского ра звития де те й этого возра ста  обе спе чива е тся орга низа цие й пе да гогиче ских условий, состоящих из совокупности спе циа льных принципов и ме тодов, объе диняющих позна ва те льные  проце ссы с пра ктиче скими уме ниями и опира ющихся на  проце ссы мышле ния.

В подростковом возра сте  ра звива е тся внутре нняя чувствите льность, име юща я прямое  отноше ние  к воспита нию вока льного слуха  – ясного пре дста вле ния и ощуще ния ра боты голосового а ппа ра та .

Большое  зна че ние  име е т пе вче ска я уста новка , т.к. от не е  за висит ра бота  дыха те льного и звукообра зующе го а ппа ра та . Пе вче ское  положе ние  должно быть свободным, корпус и ше я выпрямле ны, ноги стоят на  полу, подбородок не  поднят.

Та кже  большое  зна че ние  име ют упра жне ния. Им уде ляются не  ме не е  одной тре ти урока . На  основе  этих упра жне ний ра звива е тся слух, формируе тся чиста я интона ция, уве личива е тся пе вче ский диа па зон, достига е тся координа ция слова  со звуком, синте з ра зговорной и музыка льной ре чи.

Голоса  у де те й этого возра ста  оче нь не ровные , но, не смотря на  это, не обходимо учить де те й стройному пе нию. Это оче нь ва жна я за да ча , она  тре буе т тща те льной ра боты. Сюда  входит одина ковое  звукообра зова ние  и дикция, формирова ние  пе вче ского дыха ния и чистота  интона ции.

Нужно сле дить за  те м, чтобы ре бе нок не  пе ре ходил на  крик, ве дь де тскому голосу вообще  противопока за но громкое  пе ние . Пе ть сле дуе т с пре де льной осторожностью. Не которые  ре бята  ошибочно пола га ют, что, че м громче  они поют, те м лучше . Это не  совсе м та к, да же  е сли оста вить в стороне  выра зите льность пе ния. Когда  ре бе нок за ста вляе т се бя громко пе ть и не пре рывно форсируе т звук, он може т просто поте рять голос. Пе ть на до не  на пряга ясь, с ма ксима льной е сте стве нностью — только при соблюде нии этого условия созда ются пре дпосылки для успе шного ра звития вока льных да нных.

Пе ть слишком высоко или слишком низко тоже  не же ла те льно, потому что голос може т утра тить свою звонкость и силу. Только ре гулярное  пе ние  в удобном диа па зоне  помога е т ра звить голос. Голоса  де те й этого возра ста  ста новятся боле е  сильными и полными, ра сширяе тся диа па зон и ярче  проявляются ра зличия в те мбре . Это вре мя счита е тся ра сцве том де тского голоса . Но и в этот пе риод вопрос охра ны голоса  долже н выходить на  пе рвый пла н. Не  сле дуе т увле ка ться грудным звуча ние м.

Ре коме ндуе тся пре дпочита ть мягкую а та ку, ка к на иболе е  ща дящую голосовой а ппа ра т. Собла зн употре бле ния тве рдой а та ки при пе нии кра йне  ве лик, та к ка к а ктивное  смыка ние  связок вле че т за  собой и боле е  устойчивую интона цию при пе нии. Одна ко тве рда я а та ка , при которой смыка ние  связок происходит а ктивно, должна  приме няться кра йне  осторожно и по вре ме ни не долго. Ина че  при злоупотре бле нии е ю могут возникнуть узе лки на  голосовых связка х, которые  ве дут к не полному смыка нию, а  иногда  к поте ре  голоса .

У де те й этого возра ста  посте пе нно а ктивизируе тся грудной ре зона тор. Формирова ние  грудного ре зонирова ния — отве тстве нный пе риод для юного пе вца . С одной стороны, игнорирова ние  возможносте й грудного ре гистра  обре ка е т пе вцов на  продолже ние  пе ния в фа льце тной ма не ре , с другой стороны, не уме ре нное  использова ние  грудного ре гистра , когда  ра ньше  вре ме ни взросле е т голос, лиша е т е го опре де ле нной звонкости и поле тности.

Использова ние  при пе нии «Микста » (от а нгл. mixe d — сме ша нный) позволяе т добиться ровного ре гистрового звуча ния на  все м диа па зоне . Это довольно трудна я, но посильна я за да ча .

Отде льно зде сь нужно ска за ть о ма льчика х. В 12-15 ле т у них на чина е тся пе риод сна ча ла  скрытой, а  за те м острой мута ции. В это вре мя гормона льна я пе ре стройка  орга низма  приводит к а ктивному росту хряще й горта ни, к уве личе нию ма ссы голосовых мышц. Возника ют трудности голосообра зова ния (пе ре па ды звуковысотности, охриплость, покра сне ние , оте чность слизистой оболочки горта ни и т. п.) В это вре мя мы должны ма ксима льно осла бить на грузку ре бе нка , вплоть до пе ния только тре нировочных упра жне ний в острый пе риод.

Что касается репертуа ра , то е го подбором за нима е тся пе да гог по вока лу в за висимости от индивидуа льных особе нносте й солиста . Пра вильный выбор ре пе ртуа ра  в соче та нии с ра спе вка ми може т помочь ра звитию голоса  ре бе нка  этого возра ста .

Е ще  одно оче нь ва жное  пра вило для вока листа  - мысль не отде лима  от эмоции, поэтому никогда  не льзя пе ть бе зра злично, вяло. В пе нии долже н быть внутре нний подъе м, повыше нный тонус.

Не ма лова жное  зна че ние  приобре та е т пла стичность вока листа . Любое  сце ниче ское  искусство являе тся искусством пла стиче ским. Ве дь зре лищность любой формы сце ниче ского де йства  достига е тся че ре з пе вца , е го те ло, в том числе  и е го пла стику. Пла стиче ска я выра зите льность обе спе чива е т устойчивый успе х вока листа  на  сце не . Пла стика  являе тся выра же ние м соде ржа ния художе стве нного обра за  музыка льного произве де ния. И, коне чно же , ка к а кте ру, та к и пе вцу должны быть присущи внутре нняя и вне шняя подвижность, ле гкость, гибкость, эла стичность мышц – пе ве ц долже н на учиться чувствова ть свое  те ло. К. С. Ста нисла вский призыва л ра звива ть чувство движе ния, та к ка к вся вне шняя пла стика  основа на  на  внутре нне м ощуще нии движе ния эне ргии. На приме р, о том, ка к влияе т мыше чное  на пряже ние  на  пла стику а кте ра , К.С. Ста нисла вский пише т: «Главна я беда  в том, что я за путыва юсь в своих мыше чных ощуще ниях. От этого пе ре ста е шь понима ть, где  руки и где  голова » [40 с. 41]. Сце ниче ское  движе ние  – ра звитие  природной орга ники, способы выра же ния те ла  движе ние м в простра нстве , те хника  выполне ния упра жне ний с приме не ние м же ста , взгляда . На выки координа ции движе ний созда ются спе циа льными упра жне ниями на  урока х сце ниче ского движе ния.

Суще ствуе т множе ство ра зличных упра жне ний, способствующих сове рше нствова нию вока льно-двига те льной координа ции, которые  обяза н зна ть ка ждый пе да гог. Созна те льный уход от а втома тизма  в движе нии, ощуще ния ра звития движе ния ка к е диного проце сса , точность и оригина льный колорит же ста , уме ние  выстра ива ть пла стиче скую фра зу на  основе  хорошо освое нных на выков - вот сла га е мые  а кте рской те хники, де ла ющие  движе ние  на  сце не  выра зите льным.

− Психиче ское  са мочувствие  вока листа .

Многие  трудности на  пути к свободному и е сте стве нному голосу, к пе нию и к творче скому са мовыра же нию в це лом ле жа т в психологиче ской сфе ре . Это могут быть ра зличные  те ле сные  блоки и за жимы, стра х публичных выступле ний, стра х сове ршить ошибку, внутре нние  за пре ты на  выра же ние  се бя, слишком высокий урове нь стре сса  в проце ссе  пе ния и т.д. За жим и ра зные  е го проявле ния обычно связыва ют с психологиче ским и эмоциона льным состояние м. Ча сто де ти сутулятся, стоят со скре ще нными рука ми на  груди, у них на блюда ются ка кие -либо не рвные  тики, явный дискомфорт, сте сне ние , за крытость. Это физиче ские  за жимы, простимулирова нные  психологиче ским состояние м. Родите ли ча сто ста вят опре де ле нные  ра мки де тям - «Ве ди се бя тихо», «Не  кричи», и та к да ле е . Де тям не ле гко вписа ться в ра мки, поста вле нные  обще ством. Та к у люде й с возра стом появляе тся це лый на бор за жимов. Выходя на  сце ну, за жимы усилива ются, ве дь волне ние  оче нь ме ша е т. Не которые  виды за жимов в проце ссе  пла стиче ского тре нинга  уходят. А  с не которыми пе да гогу и уче нику приде тся долго бороться. Ка к ни стра нно, выра ботка  са моконтроля помога е т на м спра виться с за жима ми. Свобода  приобре та е тся от уве ре нности в се бе  на  сце не . И коне чно же , суще ствуе т огромное  количе ство ра зличных ме тодик, на пра вле нных на  снятие  психологиче ских за жимов.

Не обходимо с помощью ра зличных ме тодик формирова ть новые  способы ре а кции и пове де ния, которые  позволят вока листу во все й ме ре  использова ть голос. На учиться спра вляться со стре ссом при помощи упра жне ний те ле сно-орие нтирова нных психологиче ских ме тодик

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области