Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана» воспитатель Байдагулова У. Ю.

1. Направление деятельности познавательно-исследовательской деятельности. 2. Образовательная область познавательное развития 3. Тема «Как происходит извержение вулкана» 4. Возрастная группа подготовительная группа 5. Цель познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения. 6. Задачи Образовательные Содействовать формированию научной картины мира, первоначального представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению Совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач Развивающие Развивать творческую исследовательскую активность детей Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме Развивать аккуратность, взаимопомощь Воспитательные Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и умение работать в коллективе. 7. Работа со словарем вулканологи, кратер, жерло, магма, лава. 8. Приемы постановки цели и мотивация деятельности детей Сюрпризный момент, использование наглядных пособий, практическая деятельность. 9. Приемы активизации деятельности детей в процессе интегративной деятельности поощрение взаимоконтроль игровая деятельность 10. Приемы организации практической деятельности использование познавательных эксперимента, создании ситуации занимательности 11. Использование наглядности Смена видов деятельности 12. Приемы оценки и взаимооценки вопросы рефлексия после каждого этапа и в конце занятия 13. Создание среды для организации проведения интегративной деятельности картина сова, схемы по безопасности на занятии макет вулкана, поддон, сода, лимонная кислота, красная пищевая краска, моющая жидкость столовая ложка, чайная ложка, пипетка таблица для фиксаций наблюдений, камешки и пемза. 14. Предварительная работа беседы, чтение художественной литературы, просмотр фото и иллюстраций, наблюдения, изготовление макетов вулканов, сбор коллекции, сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Я - геолог», дидактические игры «Найди лишнее», «Определи свойства». 15. Виды детской деятельности познавательная, практическая, двигательная 16. Планируемые результаты Проявляют интерес к участию в совместных экспериментированиях, проявляют эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы проявляют доброжелательное отношение к окружающим способы придерживаться правилах в соблюдение этапы экспериментирование и техники безопасности отвечают на разнообразные вопросы взрослого. Создать искусственный вулкан путем опытно- экспериментальной деятельности «Извержение вулкана» 17. Критерии оценки деятельности детей в непосредственной образовательной деятельности детей 1. активность 2. самостоятельность 3. взаимодействие со сверстниками и взрослыми 4. эмоциональность 5. воображение 6. проявление интереса к данной теме 18. Интеграции образовательных областей социально-коммуникативное речевое развитие познавательная развитие, физическое развитие.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана?»

воспитатель: Байдагулова У. Ю.

Направление деятельности: познавательно-исследовательской

деятельности.

Образовательная область: познавательное развития

Тема: «Как происходит извержение вулкана?»

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель: познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.

Задачи:

Образовательные:

Содействовать формированию научной картины мира, первоначального представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе;

Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;

Совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач;

Развивающие:

Развивать творческую исследовательскую активность детей;

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;

Развивать аккуратность, взаимопомощь;

Воспитательные:

Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и умение работать в коллективе.

Работа со словарем: вулканологи, кратер, жерло, магма, лава.

Приемы постановки цели и мотивация деятельности детей: Сюрпризный момент, использование наглядных пособий, практическая деятельность.

Приемы активизации деятельности детей в процессе интегративной деятельности:

поощрение;

взаимоконтроль;

игровая деятельность

Приемы организации практической деятельности:

использование познавательных эксперимента, создании ситуации занимательности

Использование наглядности;

Смена видов деятельности

Приемы оценки и взаимооценки:

вопросы;

рефлексия после каждого этапа и в конце занятия

Создание среды для организации проведения интегративной деятельности:

картина сова, схемы по безопасности на занятии; макет вулкана, поддон, сода, лимонная кислота, красная пищевая краска, моющая жидкость; столовая ложка, чайная ложка, пипетка; таблица для фиксаций наблюдений, камешки и пемза.

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, просмотр фото и иллюстраций, наблюдения, изготовление макетов вулканов, сбор коллекции, сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Я - геолог», дидактические игры «Найди лишнее», «Определи свойства».

Виды детской деятельности:

познавательная, практическая, двигательная

Планируемые результаты:

Проявляют интерес к участию в совместных экспериментированиях, проявляют эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы; проявляют доброжелательное отношение к окружающим;

способы придерживаться правилах в соблюдение этапы экспериментирование и техники безопасности; отвечают на разнообразные вопросы взрослого.

Создать искусственный вулкан путем опытно- экспериментальной

деятельности «Извержение вулкана»

Критерии оценки деятельности детей в непосредственной образовательной деятельности детей:

1. активность

2. самостоятельность

3. взаимодействие со сверстниками и взрослыми

4. эмоциональность

5. воображение

6. проявление интереса к данной теме

18. Интеграции образовательных областей:

социально-коммуникативное;

речевое развитие;

познавательная развитие,

физическое развитие.

План занятия:

1. Вводная часть (5)

2. Основная часть (16)

3. Заключительная часть

Рефлексия.

Ход занятия:

1. Вводная часть. Приветствие.

- Ребята, сегодня у меня отличное настроение, потому что к нам пришли гости. Что нужно сделать?

Дети;

Сейчас ребята я предлагаю вам встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроения.

- Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощникам

2. Основная часть

Воспитатель: -Ребята, у нас сегодня еще один важный гость. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку (звучит спокойная музыка).

Загадка.

В лесу темно, все спят давно.

Одна птица не спит:

На суку сидит, мышей сторожит. (Сова)

-Правильно. К нам прилетела умная сова и принесла вот эту красивую коробочку. Вам интересно узнать, что в ней находится? Но это непростая коробочка, а с секретом.

Открываем ее, там лежит пемза. Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего она нужна? Может, у кого- ни будь дома есть такой предмет? Чем же пемза отличается от обычного камня?

Воспитатель:(рассказывает про пемзу)

- Чтобы узнать, чем же пемза отличается от обычного камня?

- Как вы думаете куда нам нужно отправится? (Лабораторию)

- что такое Лаборатория? (Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов).

- Так что такое эксперименты? ? (Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений.)

 Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Смотрим на картинку. (Слушать внимательно, не шуметь, не мешать друг другу, работать аккуратно, не разливать воду, ничего не пробовать на вкус)

Давайте закроем глазки и скажем волшебные слова: «Раз, два, три повернись- в лаборатории очутись».

- Ребята, сейчас мы вместе с вами будем исследовать и сравнивать пемзу с обычным камнем.

1. Опыт: определение температуры.

Положите ладошки на стол и быстренько на щеки.

Стол какой?

А щеки?

Наша кожа может быстро определить температуру.

Среди двух камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете дела? (дети предлагают способы действий, проводят опыт).

Опыт: определить характер поверхности.

Возьмите ее в руки, потрогайте каждый камушек и скажите, какая она на ощупь пемза (шершавая, легкая, пористая).

А камешек (твердый, гладкий, тяжелый, плотный).

Как вы думаете, почему пемза легкая, а камешек тяжелый (в пемзе много дырочек).

Воспитатель: Поверхность камней одинаковая или разная?

Вывод: камень может быть гладкие и шершавый.

Опыт: а теперь давайте возьмем лупы и посмотрим на поверхность камней в увеличенном виде

А как вы считаете, эти дырочки пустые или в них что-то есть (в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем камень).

Очень хорошо, но следует проверить ваши предположения

Опыт: опустите камушки в воду, они тонут или нет?

А теперь кусочки пемзы.

Что произошло?

Дети делают открытия: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды. В камне дырочек нет, он тяжелее пемзы, поэтому он затонул.

Воспитатель: Предлагаю вам самостоятельно отметить в таблице нужные свойства исследуемых камней, как это делают ученые.

Что можно сказать про камни, образовавшихся в результате извержения вулканов? Про пемзу? Про гранит? Какими одинаковыми свойствами они обладают? Какие различные свойства?

(Дети под спокойную музыку заполняют таблицу).

Воспитатель:- А откуда же умная сова ее взяла? В коробочке есть ещё одна записка, а в ней подсказка, послушайте:

отгадайте загадку:

Гора стоит, из нее дым валит,

Потом шум, да гром –

Все горит кругом. (вулкан)

- ребята, но пемза совсем не похоже на вулкан.

Это подсказка еще больше нас запутала.

А вы бы хотели узнать, откуда взялся этот предмет?

Тогда мы с вами постараемся это выяснить, что такое вулкан и как пемза связано с ним?

1. (картина- строение вулкана)

-На что похож вулкан (большая гора с крутыми склонами)

-На какое геометрическое тело похож вулкан (конус)

-Давайте заглянем во внутрь вулкана. (картина- строение вулкана)

-Что вы видите на вершине горы (большая яма)

Правильно, это огромная чаша с крутыми склонами называется кратер, давайте повторим его. (повторяем новое слово)

-А эта дыра, уходящая глубоко в землю- жерло вулкана. (дети повторяют жерло вулкана)

-А на самой глубине вулкана- расплавленное горячее вещество- магма. (повторить строение вулкана)

-Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. (картина - лава)

-Лава кипит,бурлит, так она и застывает, превратившись вот в такой камень с дырочками. А уже из этого камня на специальных фабриках изготавливают вот такие предметы- пемзы. Ребята, вы поняли, откуда появилась пемза (из вулканической лавы)

-Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие, уснувшие. (картина)

-Как вы думаете, какой это вулкан, действующий, потухший или уснувший (действующий (картина - действующий вулкан)

-Правильно. Посмотрите, он словно взрывается, выбрасывая магму, пепел, камни вверх и в стороны. А бывает, горячая огненная лава вытекает спокойно. (картина -лава вытекает спокойно)

-Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, пепел, камни, дым, строят на склонах горы свои селения. (С картина - потухший вулкан)

-Есть вулканы, которые много лет могут спать, а потом неожиданно просыпаются. Такие вулканы называются спящими или уснувшими. А теперь дети, давайте отдохнем.

Физкультминутка:

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

-Ребята, у нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. как вы думаете, вулканы опасны для жизни человека?Извержение вулкана приносит людям гибель и беды. (картина разрушения после извержения вулкана)

-Извержением вулканов занимаются специальные ученые- вулканологи. Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве, на лице - защитная маска, потому что лава очень горячая, а газы, выходящие из вулкана, могут быть ядовитыми. Наблюдениями и исследованиями за вулканами занимаются в Институте вулканологии. (картина -вулканологи)

-Дети, там за морем, есть спящий вулкан. Давайте попробуем его разбудить. Для этого мы с вами превратимся в вулканологов.

Но, чтобы добраться до него, нужно осторожно пройти по камням. Перед тем как отправиться в путь, нужно надеть защитную маску, потому что лава очень горячая, а газы, выходящие из вулкана, могут быть очень ядовитыми. (все перебираемся по камням к вулкану и встаем вокруг него)

-Вот он наш вулкан. Что имеется на вершине горы (кратер)А что находится внутри вулкана (жерло)

-Прежде чем начнем действовать, необходимо вспомнить технику безопасности.

Техника безопасности:

1. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, ведь среди них могут встретиться и ядовитые.

2. Ложку в рот брать нельзя.

3. Работать под наблюдением взрослых.

4. Беречь руки при работе.

5. Осторожно-горячо!

Совместное экспериментирование "Извержение вулкана".

На столе, на подносе стоит макет вулкана. Дети встают вокруг стола. Вначале воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента.

Опыт: 5. Насыпаем 3 ст. л. белого порошка (пищевая сода).

2. Добавляем пищевой краситель.

3. Пять капель моющей жидкости (пипеткой).

Всыпать в сосуд с водой 3 ст. л. соды и тщательно перемешать. Добавить 2 кофейные ложки пищевого красителя, тщательно перемешать. Сюда в сосуд добавить 5 капель моющей жидкости и все тщательно перемешать.

Воспитатель выливает раствор в жерло вулкана и добавляет 2 ст. л. уксуса.

Внимание! Во время последней операции дети должны на шаг отступить назад.

-Ребята, кажется наш вулкан начинает оживать, давайте отойдем подальше от вулкана (дети наблюдают извержение вулкана)

Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Каким он стал? (действующим)

Как он извергается? (спокойна)

Ну, а нам пора возвращаться в детский сад.

Давайте закроем глазки и скажем волшебные слова: «Раз,два,три повернись- в детском саду очутись».

Заключительная часть

Рефлексия.

Ребята, скажите мне: «Что мы с вами сегодня исследовали?»

Что такое вулкан и как пемза связано с ним?

Что такое вулкан и как пемза связано с ним?

А что вам понравилось больше всего?

А как вы получили извержение вулкана?

Вам понравилось проводить опыт?

Свойства камней.

Холодный

Тёплый

Шершавый

Гладкий

Легкий

Тяжелый

Плотный

Пористый

Тонет

Не тонет

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области