Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана?»
воспитатель: Байдагулова У. Ю.
Направление деятельности: познавательно-исследовательской
деятельности.
Образовательная область: познавательное развития
Тема: «Как происходит извержение вулкана?»
Возрастная группа: подготовительная группа
Цель: познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.
Задачи:
Образовательные:
Содействовать формированию научной картины мира, первоначального представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе;
Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
Совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач;
Развивающие:
Развивать творческую исследовательскую активность детей;
Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;
Развивать аккуратность, взаимопомощь;
Воспитательные:
Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и умение работать в коллективе.
Работа со словарем: вулканологи, кратер, жерло, магма, лава.
Приемы постановки цели и мотивация деятельности детей: Сюрпризный момент, использование наглядных пособий, практическая деятельность.
Приемы активизации деятельности детей в процессе интегративной деятельности:
поощрение;
взаимоконтроль;
игровая деятельность
Приемы организации практической деятельности:
использование познавательных эксперимента, создании ситуации занимательности
Использование наглядности;
Смена видов деятельности
Приемы оценки и взаимооценки:
вопросы;
рефлексия после каждого этапа и в конце занятия
Создание среды для организации проведения интегративной деятельности:
картина сова, схемы по безопасности на занятии; макет вулкана, поддон, сода, лимонная кислота, красная пищевая краска, моющая жидкость; столовая ложка, чайная ложка, пипетка; таблица для фиксаций наблюдений, камешки и пемза.
Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, просмотр фото и иллюстраций, наблюдения, изготовление макетов вулканов, сбор коллекции, сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Я - геолог», дидактические игры «Найди лишнее», «Определи свойства».
Виды детской деятельности:
познавательная, практическая, двигательная
Планируемые результаты:
Проявляют интерес к участию в совместных экспериментированиях, проявляют эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы; проявляют доброжелательное отношение к окружающим;
способы придерживаться правилах в соблюдение этапы экспериментирование и техники безопасности; отвечают на разнообразные вопросы взрослого.
Создать искусственный вулкан путем опытно- экспериментальной
деятельности «Извержение вулкана»
Критерии оценки деятельности детей в непосредственной образовательной деятельности детей:
1. активность
2. самостоятельность
3. взаимодействие со сверстниками и взрослыми
4. эмоциональность
5. воображение
6. проявление интереса к данной теме
18. Интеграции образовательных областей:
социально-коммуникативное;
речевое развитие;
познавательная развитие,
физическое развитие.
План занятия:
1. Вводная часть (5)
2. Основная часть (16)
3. Заключительная часть
Рефлексия.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приветствие.
- Ребята, сегодня у меня отличное настроение, потому что к нам пришли гости. Что нужно сделать?
Дети;
Сейчас ребята я предлагаю вам встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроения.
- Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощникам
2. Основная часть
Воспитатель: -Ребята, у нас сегодня еще один важный гость. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку (звучит спокойная музыка).
Загадка.
В лесу темно, все спят давно.
Одна птица не спит:
На суку сидит, мышей сторожит. (Сова)
-Правильно. К нам прилетела умная сова и принесла вот эту красивую коробочку. Вам интересно узнать, что в ней находится? Но это непростая коробочка, а с секретом.
Открываем ее, там лежит пемза. Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего она нужна? Может, у кого- ни будь дома есть такой предмет? Чем же пемза отличается от обычного камня?
Воспитатель:(рассказывает про пемзу)
- Чтобы узнать, чем же пемза отличается от обычного камня?
- Как вы думаете куда нам нужно отправится? (Лабораторию)
- что такое Лаборатория? (Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов).
- Так что такое эксперименты? ? (Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений.)
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Смотрим на картинку. (Слушать внимательно, не шуметь, не мешать друг другу, работать аккуратно, не разливать воду, ничего не пробовать на вкус)
Давайте закроем глазки и скажем волшебные слова: «Раз, два, три повернись- в лаборатории очутись».
- Ребята, сейчас мы вместе с вами будем исследовать и сравнивать пемзу с обычным камнем.
1. Опыт: определение температуры.
Положите ладошки на стол и быстренько на щеки.
Стол какой?
А щеки?
Наша кожа может быстро определить температуру.
Среди двух камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете дела? (дети предлагают способы действий, проводят опыт).
Опыт: определить характер поверхности.
Возьмите ее в руки, потрогайте каждый камушек и скажите, какая она на ощупь пемза (шершавая, легкая, пористая).
А камешек (твердый, гладкий, тяжелый, плотный).
Как вы думаете, почему пемза легкая, а камешек тяжелый (в пемзе много дырочек).
Воспитатель: Поверхность камней одинаковая или разная?
Вывод: камень может быть гладкие и шершавый.
Опыт: а теперь давайте возьмем лупы и посмотрим на поверхность камней в увеличенном виде
А как вы считаете, эти дырочки пустые или в них что-то есть (в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем камень).
Очень хорошо, но следует проверить ваши предположения
Опыт: опустите камушки в воду, они тонут или нет?
А теперь кусочки пемзы.
Что произошло?
Дети делают открытия: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды. В камне дырочек нет, он тяжелее пемзы, поэтому он затонул.
Воспитатель: Предлагаю вам самостоятельно отметить в таблице нужные свойства исследуемых камней, как это делают ученые.
Что можно сказать про камни, образовавшихся в результате извержения вулканов? Про пемзу? Про гранит? Какими одинаковыми свойствами они обладают? Какие различные свойства?
(Дети под спокойную музыку заполняют таблицу).
Воспитатель:- А откуда же умная сова ее взяла? В коробочке есть ещё одна записка, а в ней подсказка, послушайте:
отгадайте загадку:
Гора стоит, из нее дым валит,
Потом шум, да гром –
Все горит кругом. (вулкан)
- ребята, но пемза совсем не похоже на вулкан.
Это подсказка еще больше нас запутала.
А вы бы хотели узнать, откуда взялся этот предмет?
Тогда мы с вами постараемся это выяснить, что такое вулкан и как пемза связано с ним?
1. (картина- строение вулкана)
-На что похож вулкан (большая гора с крутыми склонами)
-На какое геометрическое тело похож вулкан (конус)
-Давайте заглянем во внутрь вулкана. (картина- строение вулкана)
-Что вы видите на вершине горы (большая яма)
Правильно, это огромная чаша с крутыми склонами называется кратер, давайте повторим его. (повторяем новое слово)
-А эта дыра, уходящая глубоко в землю- жерло вулкана. (дети повторяют жерло вулкана)
-А на самой глубине вулкана- расплавленное горячее вещество- магма. (повторить строение вулкана)
-Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. (картина - лава)
-Лава кипит,бурлит, так она и застывает, превратившись вот в такой камень с дырочками. А уже из этого камня на специальных фабриках изготавливают вот такие предметы- пемзы. Ребята, вы поняли, откуда появилась пемза (из вулканической лавы)
-Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие, уснувшие. (картина)
-Как вы думаете, какой это вулкан, действующий, потухший или уснувший (действующий (картина - действующий вулкан)
-Правильно. Посмотрите, он словно взрывается, выбрасывая магму, пепел, камни вверх и в стороны. А бывает, горячая огненная лава вытекает спокойно. (картина -лава вытекает спокойно)
-Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, пепел, камни, дым, строят на склонах горы свои селения. (С картина - потухший вулкан)
-Есть вулканы, которые много лет могут спать, а потом неожиданно просыпаются. Такие вулканы называются спящими или уснувшими. А теперь дети, давайте отдохнем.
Физкультминутка:
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
-Ребята, у нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. как вы думаете, вулканы опасны для жизни человека?Извержение вулкана приносит людям гибель и беды. (картина разрушения после извержения вулкана)
-Извержением вулканов занимаются специальные ученые- вулканологи. Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве, на лице - защитная маска, потому что лава очень горячая, а газы, выходящие из вулкана, могут быть ядовитыми. Наблюдениями и исследованиями за вулканами занимаются в Институте вулканологии. (картина -вулканологи)
-Дети, там за морем, есть спящий вулкан. Давайте попробуем его разбудить. Для этого мы с вами превратимся в вулканологов.
Но, чтобы добраться до него, нужно осторожно пройти по камням. Перед тем как отправиться в путь, нужно надеть защитную маску, потому что лава очень горячая, а газы, выходящие из вулкана, могут быть очень ядовитыми. (все перебираемся по камням к вулкану и встаем вокруг него)
-Вот он наш вулкан. Что имеется на вершине горы (кратер)А что находится внутри вулкана (жерло)
-Прежде чем начнем действовать, необходимо вспомнить технику безопасности.
Техника безопасности:
1. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, ведь среди них могут встретиться и ядовитые.
2. Ложку в рот брать нельзя.
3. Работать под наблюдением взрослых.
4. Беречь руки при работе.
5. Осторожно-горячо!
Совместное экспериментирование "Извержение вулкана".
На столе, на подносе стоит макет вулкана. Дети встают вокруг стола. Вначале воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента.
Опыт: 5. Насыпаем 3 ст. л. белого порошка (пищевая сода).
2. Добавляем пищевой краситель.
3. Пять капель моющей жидкости (пипеткой).
Всыпать в сосуд с водой 3 ст. л. соды и тщательно перемешать. Добавить 2 кофейные ложки пищевого красителя, тщательно перемешать. Сюда в сосуд добавить 5 капель моющей жидкости и все тщательно перемешать.
Воспитатель выливает раствор в жерло вулкана и добавляет 2 ст. л. уксуса.
Внимание! Во время последней операции дети должны на шаг отступить назад.
-Ребята, кажется наш вулкан начинает оживать, давайте отойдем подальше от вулкана (дети наблюдают извержение вулкана)
Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Каким он стал? (действующим)
Как он извергается? (спокойна)
Ну, а нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте закроем глазки и скажем волшебные слова: «Раз,два,три повернись- в детском саду очутись».
Заключительная часть
Рефлексия.
Ребята, скажите мне: «Что мы с вами сегодня исследовали?»
Что такое вулкан и как пемза связано с ним?
Что такое вулкан и как пемза связано с ним?
А что вам понравилось больше всего?
А как вы получили извержение вулкана?
Вам понравилось проводить опыт?
Свойства камней.
Холодный | ||
Тёплый | ||
Шершавый | ||
Гладкий | ||
Легкий | ||
Тяжелый | ||
Плотный | ||
Пористый | ||
Тонет Не тонет | ||