Развитие интереса к изобразительной деятельности
младших дошкольников
О. В. Иванова, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 26»
г. Полысаево, Кемеровская область – Кузбасс
Интерес к рисованию у детей младшего дошкольного возраста появляется очень рано. Открыв для себя возможность, оставлять на бумаге след карандашом, фломастером малыш начинает делать это при каждом удобном случае: рисует пальцем на застывшем стекле, мелом на асфальте, фломастером на обоях и т. д. Карандаши, краски, бумага очень привлекают его. В этот момент важно поддержать интерес малышей к изобразительной деятельности.
Одним из средств развития интереса младших дошкольников к изобразительной деятельности являются нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционное рисование предусматривает рисование разными, необычными «инструментами». Это могут быть, например, пальцы рук, ладошки, поролон, вата и многое другое.
Нетрадиционные приемы делают рисование увлекательной игрой. Это очень важно для детей младшей группы, многие из которых все еще находятся в процессе адаптации к детскому саду. В такой деятельности важен сам творческий процесс. Ребенок, рисуя разными техниками, искренне удивляется, наслаждается своей работой и начинает верить в свои силы.
В своей практике я использую нетрадиционные методы рисования, такие как пальчик, ладонь, метод монотипии и тычком. Свою работу я начала от простого к сложному, и техники рисования, которые я применяю, являются наиболее доступными для маленьких детей.
Техника рисования пальцем. Занятия проводятся индивидуально или с подгруппой детей. Рисование пальцем доставляет детям особое удовольствие. Ребенок, окуная палец в краску, оставляет им след на листе бумаги. Дети научились рисовать траву для кролика кончиком пальца сверху вниз, рисовать пятна на крыльях божьей коровки и украшать елку огнями.
Детям очень понравилась техника рисования ладонью. Казалось бы, мы можем нарисовать ладонью? Да что угодно! Если вы намажете ладонь краской, это оставит интересный отпечаток на бумаге, в котором вы сможете увидеть различные удивительные изображения. Например, вы можете нарисовать золотую рыбку своей ладонью. Чем же она так удивительна? А дело в том, что рыбку рисуют не кистью, а с помощью детских рук. Чтобы получить этот рисунок, вам понадобится только одна краска, желтая.
Процесс прост: выкладываем желтую краску, делаем отпечаток ладони на белом листе бумаги. Все, рыбка готова, теперь осталось нарисовать глаза и рот. Нетрадиционный рисунок готов. Просто, красиво, необычно. Так с помощью ладони появляются рыбы, тюльпаны, солнце, елки.
Другой интересный вариант рисования, который я использую, - это метод «тычка». Для этого метода достаточно взять ватную палочку. Что мы делаем? Мы опускаем ватный тампон (ватную палочку) в краску и делаем точные движения, тыкая в лист альбома. Палочки оставят четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какую форму был выбран объект тычка. Если тыкать целенаправленно, например, вдоль готового контура и внутри него, то объект изображения получит интересную неоднородную текстуру. Мы использовали этот метод, чтобы нарисовать яблоко, падающий снег и цветы мимозы.
Еще в изобразительной деятельности мы используем метод монотипия. Это простая, но удивительная техника рисования. Данный метод состоит из рисунка на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Полученный отпечаток всегда уникален, потому что невозможно создать две одинаковые работы. Полученные помарки можно оставить в их первоначальном виде, или вы можете придумать подходящее изображение и закончить рисование недостающих деталей. Количество цветов у монотипа - любое.
Мы использовали эту замечательную технику, чтобы нарисовать елку с нашими детьми. На одной половине листа они нарисовали половину изображенного предмета и сложили лист бумаги, чтобы получить отпечаток. И затем, используя метод «тычка», мы рисовали шары на нашей елке.
В заключение я хотела бы сказать следующее: способность и стремление к творчеству является одним из компонентов гармоничной личности. Поэтому с самого раннего возраста ребенок должен познакомиться с изобразительным искусством. Воспитатель детского сада предлагает детям не только обычную кисть для рисования, предусмотренную программой, но и знакомит их с различными нетрадиционными способами рисования.
У детей младшего дошкольного возраста интерес проявляется в эмоциональном восторге от процесса изобразительной деятельности, активности и любознательности
Нетрадиционные техники и приемы рисования способствуют развитию у дошкольников интереса к изобразительной деятельности, прежде всего благодаря своей занимательности.