Кружковая работа
по развитию речи
«Говорушки»
В старшей группе №07
Воспитатель: Сухомлина И.Ю.
2019-2020 уч. год
Пояснительная записка:
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания при помощи использования нетрадиционных методов и способов развития речи. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы «Детство», что создает преемственность в ходе работы по развитию речи в рамках непосредственно образовательной деятельности и кружковой работы, а это в свою очередь повышает результативность занятий.
Задачи программы кружка:
пополнять словарный запас ребенка;
продолжать развивать навыки общения;
развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;
продолжать формировать грамматически правильные высказывания;
продолжать воспитывать интерес к художественному слову;
продолжать воспитывать внимательное отношение друг к другу и умение выслушать собеседника до конца, не перебивая.
Возраст детей:
Программа кружка рассчитана на детей 5-6 лет (старшая группа).
Режим занятий:
1 раз в неделю; продолжительность кружка - 30 минут.
Перспективное планирование на 2019-2020 учебный год
Ноябрь
1неделя.
«Загадки на грядке»
Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строить предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа на основе личного опыта. Закреплять обобщающие понятия (овощи, урожай); упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных.
2 неделя
Пересказ рассказа К. В. Лукашевича «Зима»
Закреплять связный, последовательный пересказ, выразительно передавать содержание, воспроизводить диалоги. Упражнять в подборе антонимов, заучить чистоговорки со звуком [з, з’].
3 неделя
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить»
Побуждать к связному последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги.
4 неделя
«Бабушка- загадушка».
Закреплять умение детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества. Учить сочетать речь с движением; развивать воображение. Упражняться в интонировании диалогов. Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями.
Декабрь
1 неделя
«Любимые сказки»
Продолжать закреплять умение детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения. Отрабатывать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре. Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова.
2 неделя
Творческое рассказывание «Сочиняем стихи о зиме»
Развивать интерес к поэтическому жанру, развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов по теме зима.
3 неделя
«Новогодние загадки и пословицы»
Продолжать формировать представление о жанровых особенностях загадок, пословиц, учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Учить осмысливать загадки и пословицы. Расширять словарь по теме Новый Год. Совершенствовать умение регулировать силу голоса и темп речи.
4 неделя
Беседа «Новый год и Рождество»
Продолжать знакомить детей с историей празднования Нового Года и Рождества. Расширять словарь по теме. Учить отвечать на вопрос полным предложением. Упражнять в образовании однокоренных слов. Активизировать употребление в речи синонимов и антонимов.
Январь
2 неделя
Придумывание сказки на тему «Зимнее волшебство»
Формировать умение придумывать сказку на предложенную тему. Упражнять в подборе синонимов, антонимов, определений. Сравнение имен прилагательных женского, мужского, среднего рода. Упражнять в словообразовании.
3 неделя
Рассказывание по картинке «Зимние забавы»
Способствовать умению придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картинке. Активизировать употребление в речи слов по теме зима.
4 неделя
«Придумай рассказ»
Формировать умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение, и переносить их в связное высказывание.
Февраль
1 неделя
«Отвечай быстро»
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, закреплять умение классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.
2 неделя
«Наши защитники»
Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции. Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии. Отрабатывать четкую дикцию через скороговорки. Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов. Развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей. Практиковаться в обыгрывании придуманных ситуаций.
3 неделя
Творческое рассказывание «Почемучки»
Закреплять умение составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами: «почему?», «отчего?», «когда?», «что?», «где?». Знакомить со способами словообразования.
Март
1 неделя
«Весна пришла!»
Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения. Учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. Развивать воображение детей. Побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства.
2 неделя
«К нам в гости пришел буратино»
Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, подводить к составлению краткого описания игрушки, произвольно оперировать словами в игре по «живой» модели предложения, называть детали предметов; активизировать употребление глаголов; закрепить формы вежливого обращения; развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат.
3 неделя
«Кто быстрее?»
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; уточнять и расширять знания детей о видах спорта: зимних и летних; развивать быстроту реакции на сигнал, находчивость; расширять словарь детей.
4 неделя
«Кто больше заметит небылиц»
Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного; развивать словесно-логическое мышление.
Апрель
1 неделя
«Скажи по-другому»
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению; развивать словесно-логическое мышление.
2 неделя
«Поиграем с пальчиками»
Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. Формирование чувства музыкального темпа. Развитие чувства ритма и координации движений. Развитие сильного ротового выдоха.
3 неделя
«Добрые слова»
Побуждать к активному восприятию стихотворения. Понять смысловое содержание. Учить исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы. Воспитывать коммуникативные навыки общения.
4 неделя
«Веселые сочинялки»
Упражнять детей в подборе рифм к словам. Закрепить понятие “рифма”. Поощрять совместное стихосложение. Совершенствовать интонационную окраску речи; развивать умение пользоваться выразительными средствами речи. Побуждать детей сочинять несложные истории с героями. Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию.
Май
1 неделя
«В гостях у С.Я.Маршака»
Дать интонационно-образное представление о стихотворении. Побуждать к образному воплощению в роль. Развивать силу голоса. Учить выразительно двигаться, участвовать в драматизации произведений.
2 неделя
«Веселые загадки о домашних животных»
Дать представление о жанровых особенностях загадок. Учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Расширять словарь по теме «Домашнее животное».
Список литературы:
1. Гербова В. В. Учусь говорить. - М., 2003.
2. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой. -М., 1998.
3. Ушакова О. С., Арушанова А. Г., Занятия по развитию речи в детском саду у детей 5-6 лет., 2012.
4. Стрельцова Л. Е., Литература и фантазия. - М., 1997.