Особенности организации и проведения физкультурного занятия в ДОУ.
Основной формой организованного обучения детей физическим упражнениям является Физкультурное занятие, в процессе которого решаются образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.
Образовательные задачи:
1. Формировать двигательные умения и навыки, знания о выполнение движений и их оздоровительном воздействии на организм.
2. Развивать физические качеств и двигательные способности ребёнка.
Оздоровительные задачи:
Удовлетворять естественную потребность детей в движении.
Обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма через организацию оптимальных нагрузок.
Профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки.
Воспитательные задачи:
1. Создать условия для разностороннего развития детей.
2. Воспитывать самостоятельность, самоорганизация, взаимопомощь, творчество, инициативность, волевые качества (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание).
3. Формировать самооценку. Дать возможность каждому ребёнку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у других.
Чтобы занятие стало эффективным средством освоения детьми физических упражнений, педагог должен быть теоретической и практической подкован:
Знать и применять методику проведения занятия, проведения ОРУ, подвижных игр.
Знать методику обучения ОВД и технику их выполнения.
Физкультурные занятия были введены в дошкольные учреждения в 50-е годы XX в. Первоначально занятия с использованием физических упражнений получили название занятия гимнастикой и подвижными играми (Е. Г. Леви-Гориневская, Н. И. Кильпио). Это название определяло содержание двигательных действий, которые включались в занятия, оно ограничивалось подвижными играми и использованием физических упражнений, входящих в основную гимнастику (основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения).
В дальнейшем, благодаря исследованиям ряда ученых, круг физических упражнений для дошкольников расширился. Была доказана целесообразность и полезность включения в работу с детьми спортивных видов физических упражнений: плавания, обучения ходьбе на лыжах, катания на коньках; предусматривалось включение в обучение элементов спортивных игр: баскетбола, тенниса, бадминтона и т.д. Это содержание было значительно ширю названия занятия по обучению движениями, оно стало именоваться занятием физическими упражнениями.
В 70-е годы XX столетия исследования А. В. Кенеман и Г. П.Лесковой убедительно доказали, что в ходе обучения физическим упражнениям важно давать детям знания о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков осуществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения движений через реализацию принципа осознанности в обучении. Тем самым был поставлен вопрос не только о формировании двигательных навыков, но и о приобщении дошкольников к физической культуре общества. В связи с этим данные занятия получили название физкультурных, предусматривающих передачу дошкольникам общественно-исторического опыта, культуры выполнения движений, выработанной человечеством.
Таким образом, Физкультурное занятие в детском саду стало основной формой организованного обучения детей физическим упражнениям, приобщения к ЗОЖ. На занятии решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Обеспечение развития и тренировки систем и функций организма. Формирование двигательных умений и навыков. На занятии детям сообщаются элементарные знания и термины из области физкультуры. В соответствии с поставленной задачей дети учатся проявлять нравственно-волевые качества, самостоятельность, инициативность и творчество.
Физкультурное занятие характеризуется рядом важных признаков.
Главенствующая дидактическая роль в сравнении с другими формами физического воспитания, направленная на комплексное решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Руководящая роль педагога.(который должен быть компетентен)
Строгая регламентация деятельности детей.(на определённое содержание занятия отводится определённое количество времени, а не…что хочу, то и делаю)
Структурированность - взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия.
Дозирование физической нагрузки в соответствии с возрастом, уровнем развития и здоровья дошкольников.
Обязательность занятий для всех детей (кроме временно освобожденных по состоянию здоровья); постоянный состав и их возрастная однородность.
Схема построения физкультурного занятия и ее обоснование
В разработку схемы построения физкультурного занятия был положен принцип учёта работоспособности человеческого организма и предупреждение травматизма. Т.е. самые сложные движения включаются ближе к середине занятия, когда разогреты различные мышечные группы, постепенно подведены к увеличению физиологической нагрузки сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
На основе этого принципа Е.Г.Леви-Гориневская разработала структуру занятий гимнастикой и подвижными играми.
Она предлагала выделить три части: вводную, основную, заключительную.
В практике работы детского сада утвердилась эта трехчастная структура.
В вводной части необходимо было заинтересовать детей, сосредоточить их внимание и дать первоначальную нагрузку.
В основную часть включались ОРУ (для того чтобы разогреть различные мышечные группы), ОВД и подвижная игра.
Заключительная часть преследовала снижение физиологической нагрузки для перехода к спокойной деятельности.
Но в этой структуре не устанавливалась взаимосвязь подбора физических упражнений в разных частях занятия.
Каждая включенная группа физических упражнений решала свои задачи.
Так, ОРУ с должны были подбираться для всех мышечных групп, чтобы обеспечить их пропорциональное развитие и разогреть, подготовить организм для выполнения более сложных основных движений, но при этом не учитывалось сочетание ОРУ упражнений и основных движений.
Т.е. ОРУ не имели подводящей функции к выполнению основных движений.
Однако в 70-х годах Д.В.Хухлаева предлагает в структуре физкультурных занятий выделять 4 части: вводную, подготовительную, основную, заключительную, т.е. строить занятие в детском саду по типу урока в школе.
Затем А. В. Кенеман и Д.В.Хухлаева и объединяют вводную и подготовительную часть в 1.
Изменение в структуре связано с тем, что готовить к усвоению техники выполнения основных движений можно не только через ОРУ, но и через подводящие упражнения, включённые в вводную - подготовительную часть занятия, чтобы оживить мышечные ощущения для овладения новыми движениями.
Так, для обучения правильному толчку или нахождению места отталкивания в прыжках в высоту с разбега можно использовать упражнение «Ударь в бубен» - бег с подпрыгивание до бубна или прыжки на одной ноге и т.д.
Включение ОРУ в подготовительную часть связано с тем, что соответствующий подбор этих упражнений может обеспечить более успешное выполнение основных движений, т.е. выполнять подводящую функцию при обучении.
Так, при обучении детей младшего дошкольного возраста мягкому приземлению на полусогнутые ноги в прыжках целесообразно в комплекс ОРУ включить «пружинки», которые оживят мышечные ощущения, составляющие основу мягкого приземления.
Для усвоения техники подлезания в ОРУ включить выгибание и прогибание спины.
Несомненно, подводящая функция ОРУ окажет положительное влияние на овладение правильным выполнением основных движений.
Таким образом, целенаправленный подбор упражнений для усвоения сложных движений может осуществляться в любой части занятия до выполнения ведущего движения.
Однако и эта структура не могла быть принята безоговорочно.
ОРУ упражнения могут выполнять функцию подводящих упражнений при условии их правильного выполнения. Если взять детей школьного возраста, то они большинство ОРУ могут выполнить с ходу.
Дошкольники же должны сначала усвоить точность структуры самих ОРУ, прежде чем они смогут выполнять роль подводящих упражнений.
В связи с этим выводить их из основной части нецелесообразно.
Поэтому, например, в пособии Т. И. Осокиной, Пензулаевой и других авторов физкультурное занятие является трехчастным, состоящим из вводной, основной (ОРУ, ОВД и подвижная игра) и заключительной части.
Т.е. вернулись к первоначальному варианту структуры. Поэтому во многих пособиях вы не найдёте взаимосвязь между подбором упражнений в вводной части, ОРУ и ОВД. Могут быть ОРУ с флажками, а после них ОВД с мячом или прыжки, никаких подводящих упражнений не прописано.
Пример с воспитателями.
Как провожу я свои занятия.
Я использую структуру Кенеман и Хухлаевой.
Физкультурное занятие состоит из трёх взаимосвязанных частей.
Первая часть физкультурного занятия может быть разной в зависимости от поставленных задач и содержания упражнения в Основной части.
Поэтому в одном случае она может быть только вводной, а в другом вводно – подготовительной.
В младшем возрасте ОРУ только разучиваются, поэтому они будут входить в основную часть.
В старших группах уже знакомые ОРУ используем в первой части занятия, в качестве подготовка организма к ОВД со сложной координацией, к упражнениям интенсивного характера, вызывающие высокую физическую нагрузку.
Задачи и содержание вводно – подготовительной части занятия.
Вводная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и постепенной функциональной подготовки организма к выполнению физической нагрузки в основной части.
Содержание: построения, перестроения, различные виды ходьбы, упражнения на осанку и укрепление свода, прыжки с продвижением, бег с заданием, бег в среднем темпе.
Заканчивается вводная часть ходьбой с восстановлением дыхания и построением детей для выполнения комплекса общеразвивающих упражнений.
2часть. – Основная.
Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, повторение и закрепление ранее пройденного материала, воспитания физических и личностных качеств.
ОРУ обеспечивают подготовку организма ребенка к нагрузке, разогрев различных мышц, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший результат в выполнении движения;
Основные движения включаются для первоначального разучивания, закрепления, совершенствования, для обеспечения достаточной физиологической нагрузки и развития физических качеств.
Заканчивается основная часть подвижной игрой, повышающей в значительной степени функциональное состояние организма, - пик физической нагрузки, Так же игра помогает совершенствовать двигательные навыки, находящиеся в стадии закрепления.
В заключительной части занятия решаются задачи снижения возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, восстановления пульса и дыхания ребенка, регулирования его эмоционального состояния.
Это достигается использованием дыхательных упражнений, различных вариантов ходьбы, малоподвижных игр. В заключительной части подводится итог занятия.
Требования к организации физкультурного занятия.
1. Наличие планирования
Подбор физических упражнений для занятий определяется перспективным планом.
Который обеспечивает детям прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности; позволяет, по мере необходимости, повторять и закреплять двигательные действия.
Т.е у инструктора должен быть составлен (или взят из программы) перспективный план занятий на каждую возрастную группу, где прописан весь диапазон движений по месяцам.
Разработан Календарный план, где прописаны задачи и физические упражнения на каждое занятие.
Нет плана, нет системы, значит у детей не сформируются ни умения ни навыки, ни знания. Принцип последовательности и системности соблюдаем.
Для освоения детьми ОВД используется круговая система, что позволяет ребёнку постоянно повторять и совершенствовать свои двигательные навыки.
к примеру
На 1 неделе у вас всегда равновесие, прыжки, метание.
На 2 неделе всегда равновесие, прыжки, лазание и т.д. (см. план).
На 3 – равновесие, метание лазание,
На 4 – прыжки, лазание, метание
Упражнения на равновесие, виды прыжков, лазания (ползания), метание (бросания) будут меняться, но сам вид основного движения нет.
Разрабатываем конспект занятия:
Соблюдение санитарно - гигиенических требований: занятие проводится в первой половине дня с интервалом 20 - 30минут после еды или во вторую половину дня сразу после сна.
Поэтому с утра берём малышей, которые рано завтракают, а потом уже детей по старше.
- Перед занятием проводится влажная уборка и проветривание.
- Наличие спортивной формы и обуви у детей и воспитателя.
Подготовка спортивного инвентарь и расположение его в удобном для последующего использования месте.
Воспитатель или инструктор в группе проводит инструктаж по безопасности, проверяет самочувствие детей. Организовано ведёт их в зал на занятие.
Требования к проведению занятия.
2.1.Соблюдение продолжительности занятия:
В соответствия с требованиями СанПин к организации физического воспитания в детском саду 12.5.
Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе - 15 мин.,
- в средней группе - 20 мин.,
- в старшей группе - 25 мин.,
- в подготовительной группе - 30 мин.
Продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей должна составлять: в младшей группе - 15 - 20 мин., в средней группе - 20 - 25 мин., в старшей группе - 25 - 30 мин., в подготовительной группе - 25 - 30 мин.
2.2. Соблюдение структуры занятия, содержание и длительность каждой части
Вводная часть
построения, перестроения, различные виды ходьбы, упражнения на осанку и укрепление свода, прыжки с продвижением, бег с заданием, бег в среднем темпе. ходьбой с восстановлением дыхания. Построение на ОРУ.
Основная часть
ОРУ, ОВД (равновесие, прыжки, метание - бросание, ползание – лазание), П/игра.
Заключительная часть
Дыхательные упражнения или различные варианты ходьбы или малоподвижная игра.
Подведение итогов.
Провести для себя анализ занятия (целесообразно ли были использованы методы и способы), с целью последующей корриктировки.
Длительность структурных частей в СанПине не прописана. У разных авторов в методических пособиях она может отличаться. В основном она рассчитана в соответствии со старым СанПином, где занятие не имело точного времени (15-20мин и т.д.). это более приемлемая
Примерно 70% процент продолжительности занятия занимает Основная часть, причём обучению ОВД отводится больше времени, нежели ОРУ. Всё равно наши воспитатели и студенты упор делают на ОРУ, нежели на ОВД. Это прям проблема.
2.3. Соблюдение дозировки ОРУ и ОВД в соответствии с возрастом.
В основной части идёт обучение или закрепление таких видах движений,
Бросание, метание
Ползание, лазание, подлезание
Прыжки
Упражнения в равновесии
Элементы спорта. Они могут входить в эстафеты.
Можно какой-то вид бега включить.
Одно движении может быть новым, а другие находиться на этапе разучивания и совершенствования.
2.4 Плотность физкультурного занятия не менее 70% .
Эффективность проведения физкультурных занятий оценивается по успешному решению образовательных задач и влиянию проведённого занятия на развитие ребёнка.
Оздоровительное воздействие на организм, величина нагрузки и правильное ее распределение в течение занятия определяется по физиологической кривой, которая фиксирует работу сердечно-сосудистой системы при выполнении всех физических упражнений, включенных в разные части занятия.
Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний уровень
ЧСС у детей 3 - 4 лет составляет - 130 - 140 уд./мин., на воздухе - 140 - 160 уд./мин.;
у детей 5 - 7 лет - в зале 140 - 150 уд./мин.; на воздухе - 150 - 160 уд./мин.
максимальный 160, 180.
Пик физической нагрузки приходится на подвижную игру.
Общая плотность занятия, при правильной организации, должна приближается к 100 %.(т.е. все простои должны быть обоснованы)
Моторная плотность занятия в зале (отношение времени, затраченного ребенком на движения, к общей продолжительности занятия) должна составлять не менее 70%; на воздухе - не менее 80%.
Методика проведения физкультурного занятия
заключается в определении оптимальной, наиболее целесообразной организации процесса обучения детей двигательным действиям.
Каждое занятие должен представлять собой целостное, завершенное мероприятие, содержание которого логически взаимосвязано с материалом предыдущих и последующих занятий.
Разрабатывая конспект занятия (у себя в голове или пользуется разработанным),
А) вычленяем ОВД, на которые будет уделено внимание на занятии.
Б) какой способ организации детей будем использовать для проведения ОВД
В) где будет располагаться спортивный инвентарь, кто его раскладывает, собирает, куда убирает и т.д.
Г) как буду объяснять, показывать, где стоять, ходить, во время выполнения детьми
Д) от ОВД переходим к ОРУ и П/игре. Опять продумать, как построить, перестроить детей с одного вида на другой.
Е) разрабатываем основную и заключительную часть.
Инструктор определяет, какие методы, приёмы и способы организации целесообразно использовать для решения задач занятия. Какой вид физкультурного занятия будет эффективнее решать поставленные задачи.
3.1. Виды физкультурных занятий
Традиционные (учебно – тренировочные) на которых идёт формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50% всех занятий.
Сюжетные (сюжетно – игровое): построено на одном сюжете («Зоопарк», «Колобок»).
Занятие содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию и состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия. Образовательные задачи решаются внутри сюжета, тем самым повышается интерес детей к занятиям физическими упражнениями. В основном такие занятия используются в младше, средней группах.
3. Игровое: построено на основе подвижных игр с разным двигательным содержанием, игр-эстафет. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т. д.
Такой вид занятий чаще всего организуется на воздухе. Преимущественно в летнее время, когда уже все упражнения разучены и ставится задача закреплять двигательные навыки, развивать физические качества в меняющейся обстановке.
4. Тематическое: посвящено, как правило, одному виду спортивных игр или упражнений. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр, закрепляются навыки в уже освоенных движениях. Преимущественно используется в старшем возрасте, в летний период для обучения спортивным играм.
5. Комплексное: направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи психического, умственного, нравственного развития.
Интегрированное – с Изо, с музыкой, с познанием и другими видами деятельности.
6. Контрольное: проводится в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качествах.
7. По типу круговой тренировки, но проще использовать поточный или групповой способ. Так как не все дети могут качественно выполнить задание, торопятся.
Выбор вида занятия зависит от задач, которые ставит перед собой педагог, от возраста детей и от материально - технических условий.
Какие способы организации детей?
3.2. Способы организации детей на занятии: фронтальный, поточный, групповой, посменный (разновидность группового), индивидуальный.
Для освоения детьми двигательных навыков используются следующие способы организации детей:
Фронтальный способ характеризуется одновременным выполнением одного и того же задания всеми детьми, что обеспечивает высокую активность ребенку и достаточно высокую повторяемость движения.
Этот способ подходит и для формирования первоначального представления о новом движении, и для закрепления и совершенствования.
Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначального разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствования.
Минусы этого способа - педагог не может удержать в поле зрения всех детей. Переключаясь на обучение одних, он не видит действия других, поэтому у детей могут возникать ошибки при выполнении.
- фронтальный способ не применяется в упражнениях со страховкой.
Поточный способ предусматривает выполнение упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений.
Однако обучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются другими движениями, ребенок допускает ошибки. При этом он лишен возможности учиться от сверстников, так как занят выполнением своего движения.
Данный способ успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.
Групповой способ применяется при выполнении детьми различных заданий в небольших группах для углубленного разучивания и совершенствования навыков основных видов движений. Педагог большую часть времени находится с той группой детей, которая выполняет наиболее сложное или новое для них упражнение. Другая группа совершенствует навыки выполнения знакомого упражнения, поэтому работает самостоятельно и меньше контролируется педагогом.
Каждая группа может выполнять движения разными способами: одна – фронтально, а – поточно или посменно. Это обеспечит высокую моторную плотность занятия.
Групповой способ в основном используется со старшей группы.
Посменный способ (разновидность группового), когда дети выполняют одно движение сменами (одновременно 3—4 человека), упражнение в спрыгивание со скамейки, бросок мяча в корзину и т.д. часто такой способ применяется в раннем возрасте.
Индивидуальный способ организации предусматривает выполнение одного движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, но такая организация снижает физиологическую нагрузку и уменьшает количество повторений для усвоения. В основном индивидуальный способ применяется при диагностике.
Целесообразным является смешанное использование в занятии различных способов организации детей для освоения двигательных навыков. Всё зависит от поставленных задач и наличия оборудования.
Какие Методы и приёмы обучения движениям используются на физкультурном занятии?
3.3. Метод - (от лат. "Способ достижения цели") - система действий педагога в процессе обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения (Н.Н. Кожухова, 2003).
Прием - составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка (Э.Я. Степаненкова, 2005).Классификация методов
Метод обучения | Приёмы | Цель |
Словесный метод | Объяснения. Пояснения. Указания. Подача команд, распоряжений, сигналов. Вопросы к детям. Образный сюжетный рассказ. Беседа. Словесная инструкция. | обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения. |
Наглядный метод | Наглядно - зрительные приемы: Показ физ. упражнений, Использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии). Имитация (подражание). Зрительные ориентиры (предметы, разметка поля). Наглядно-слуховые музыка, песни. Тактильно-мышечные непосредственная помощь воспитателя | Создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка. |
Практический метод | Повторение упражнений без изменения и с изменениями. Повторение упражнений в игровой форме. Проведение упражнений в соревновательной форме. | Закреплять на практике знания, умения и навыки основных движений, способствует созданию мышечных представлений о движении |
В теории физического воспитания используются также специфические методы: метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный, круговой тренировки.
Метод строго регламентированного упражнения, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой (образной) форме, использованием элементов соревнования.
Регламентация упражнений необходима для нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимального функционального состояния организма и психики ребенка.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, и эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.
Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.
В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
В младших группах при обучении детей движениям широко применяются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений (например, «Будете бегать легко и тихо, как мышки», «Нужно прыгать, как зайчики»),
Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства.
Этот метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство).
Обязательное условие соревнования - соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. Особенно важным является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам других, исключающих зависть и недоброжелательство.
В процессе соревнования, в игре или при выполнении упражнения у ребенка при неудачах может возникнуть огорчение. В таких случаях чрезвычайно велика роль воспитателя, его умение перевести отрицательную эмоцию в положительную. Это достигается предварительной подготовкой детей к восприятию процесса соревнования, а в момент неудачи воздействием на сознание ребенка, убеждающими доводами и превращение отрицательных эмоций в стимул успешного достижения поставленной задачи.
При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершению двигательных навыков, развитию физических способностей, воспитанию морально-волевых черт личности.
Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода — достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.
Особенности организации физкультурных занятий в разных возрастных группах.
Вторая младшая группа ( 3-4 года)
Особенности развития.
В младшем дошкольном возрасте совершенствуются все физиологические функции и процессы организма. (м: 16.3кг, 102,4см; д: 15,9кг, 100,7см).
Движения становятся более разнообразными и координированными. Дети активно двигаются, упражняются в ходьбе, беге, прыжках, ползании и лазании, катании, бросании и ловле предметов.
Однако большинство детей не в полной мере согласуют движения рук и ног в процессе ходьбы и бега. Они часто опускают голову и плечи, смотрят под ноги, походка остаётся ещё тяжёлой. В тоже время ходьба становится более уверенной: уменьшаются раскачивания и повороты плеч в сторону шага, свободнее становятся движения рук. Малыши любят ходить и бегать врассыпную, по кругу, за воспитателем, но их бег ещё не равномерен, движения рук неэнергичны.
Дети данного возраста с удовольствием подпрыгивают на месте, вверх, доставая подвешенные предметы, перепрыгивают из обруча в обруч; продвигаются вперёд прыжками, прыгают в длину с места и спрыгивают с небольшой высоты. При этом малыши прыгают тяжело, на всю ступню и неуверенно спрыгивают с высоты (на прямые ноги).
В самостоятельной деятельности используются разные виды ползания: на низких и высоких четвереньках. Движения ползания достаточно уверенные. Лазание по лесенке, стремянке, гимнастической стенке требуют от детей большого напряжения: они передвигаются достаточно медленно и в произвольном темпе, используя приставной шаг.
Упражнения в бросании и ловле мяча, предметов вдаль, в горизонтальную цель, друг другу становятся у детей всё более координированными. К 4 годам появляется подготовительная фаза движений бросания: отведение рук вниз, назад и в сторону и т.д. однако замах рукой ещё слабый, между замахом и броском отмечается длительная пауза. У малышей остаётся неуверенность в бросании и ловле мяча и разных предметов: они напрягают руки и плечи, сжимают пальцы или, наоборот, широко их расставляют.
На 4 году жизни у детей формируются элементарные навыки совместной игровой и двигательной деятельности. В самостоятельной деятельности дети всё больше начинают использовать разные упражнения ОВД. Обладая определённым запасом движений, дети ещё не способны заботиться о результатах своих действий, они поглощены самим процессом. Наряду с этим движения дети постепенно приобретают всё более акцентированный характер. Они уже способны выполнять различные движения по своему усмотрению и по указанию воспитателя. Малыши начинают и заканчивают движение в соответствии с музыкой или по сигналу, ритмично ходят и бегают под музыку.
Детям младшего возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец. Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания действиям знакомых образов. Дети более сознательно следят за показом движений педагога, стараясь выслушивать все его пояснения.
Сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, транспорта, предметной деятельности людей.
У детей 4 года происходит разветвление разных видов деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности в течение дня. На занятии по физкультуре показатели двигательной активности колеблются от 850 до 1370 движений в зависимости от состояния здоровья и индивидуальных возможностей.
У ребёнка 4-го года жизни возрастает стремление действовать самостоятельно, без помощи взрослого. В тоже время его внимание неустойчиво, он часто отвлекается. Поэтому роль взрослых в организации поведения ребёнка остаётся большой.
В возрасте 3-4 лет ребёнок обладает сравнительно большим запасом движений, но ещё не заботится о результатах своих действий. Он поглощен процессом самих действий, их эмоциональным воздействием.
Наряду с этим движения ребёнка постепенно приобретают акцентированный характер. Он уже способен выполнять движения по своему усмотрению или по указанию воспитателя.
Формирование двигательных навыков и умений происходит на основе подражания действиям знакомых образов (зайки, мышки и т.д.)
Ребёнок более сознательно следит за показом движений педагога, выслушивает пояснения. Лучше воспринимает объяснения в форме диалога.
В младшей группе преимущественно используются сюжетные, игровые или сюжетно-игровые занятия, в которых сюжетная линия органично проходит через все виды движений, поэтому все упражнения имеют имитационный, подражательный и игровой характер.
Такой подход является более рациональным и эффективным для усвоения программного материала. Чем интереснее и понятливее воспитатель разовьёте сюжет, тем дольше у детей будет сконцентрировано внимание на двигательной деятельности, и дети лучше усвоят материал.
Тема для сюжета: ОРУ, подвижная игра, сезон года, тема по познанию, игра – путешествие в лес, в цирк и т.д. Всё зависит от умения воспитателя, связать все виды движений в один сюжет и в умении применять игровые приемы.
Вводная часть начинается с построения детей на полоску или в круг.
Конкретные образовательные задачи перед детьми в начале занятия не ставятся, они обозначаются какими – то сюжетными действиями и приглашением эти действия выполнить.
В младшей группе дети выполняют ходьбу и бег в вводной части сперва за воспитателем (если они ещё не научились в яслях). Когда дети адаптируются к залу и к ориентирам, и могут самостоятельно двигаться в колонне по установленной линии, тогда воспитатель начинает двигаться внутри круга противоходом, показывая движения, давать указания и т.д. Постепенно воспитатель выходит за пределы линии, находит место с лучшим обзором, и возможностью показа.
Команды на выполнение действий не используются, только распоряжения.
В основной части проводится комплекс ОРУ, который имеет подражательный характер, счёт не ведётся. Все действия проговариваются, чтобы у ребёнка появилась связь между действием и названием этого действия.
ОВД обозначаются как игровые задания, по сюжету они имеют какое-либо название. (брось шишку, проползи в норку и т.д.)
В младшей группе обычно планируется 2-3 Основные виды движений на 1 занятие.
Но количество основных движений может быть увеличено если все движения знакомы детям.
Для закрепления ползания, подлезании, прыжков через предметы, ходьбы по ограниченной площади в основном используется посменный способ организации, а затем и поточный метод.
Для организации Упражнений с мячом, метание, прыжки в длину используется фронтальный способ организации.
( использование индивидуального способа возможно, если упражнение сложное или дети до этого не занимались физкультурой).
При обучении какому-либо движению воспитатель одновременно показывает и объясняет упражнение, как действие по сюжету, обязательно акцентирует внимание детей на технике выполнения. Ошибки детей исправляются по ходу выполнения.
Например: ползание кошки по скамейке - крыше.
На повторение знакомого материала не требуется детального объяснения, а предполагается лишь некоторые уточнения или частичный показ.
При закреплении показ взрослого можно сменить показом подготовленного ребёнка, особенно во втором полугодии.
В младшей группе главное многократное повторение ОВД.
Завершается основная часть организацией подвижной игры.
Через сюжетный рассказ воспитателя дети перевоплощаются в игровой образ и выполняют игровые двигательные действия. Правила объясняются в процессе первого проигрывания.
Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя одновременно и главную и второстепенную роль, следит за размещением играющих, их взаимоотношениями, образным выполнением двигательных действий, учит малышей действовать сообща.
В заключительной части, используется ходьба или дыхательные упражнениями или игра малой подвижности (хороводная), которые позволят закончить игровой сюжет и подвести итоги занятия.
Средняя группа (4-5 лет).
Особенности развития
На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы (м: 18,6кг, 109см, д: 17,9кг, 107,6см).
У детей интенсивно развиваются моторные функции. Их движения носят преднамеренный и целеустремлённый характер. Детям интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения. Они овладевают в общих чертах всеми видами основных движений, которые становятся более координированными.
Достаточно хорошо усвоены разные виды ходьбы. У детей оформляется структура бега, отмечается устойчивая фаза полёта. Однако беговой шаг остаётся ещё недостаточно равномерным, скорость невысока, отталкивание не сильное, полёт короткий. Дальность прыжка ещё ограничена слабостью мышц, связок, суставов ног, недостаточным умением концентрировать свои умения.
При метании предмета ещё недостаточно проявляется слитность замаха и броска, но в результате развития координации движений и глазомера дети приобретают способность регулировать направление полёта и силу.
От 4 до 5 лет у детей формируются навыки ходьбы на лыжах, катания на санках, скольжения на ледяных дорожках, езды на велосипеде и самокате.
Дети пытаются соблюдать определённые интервалы во время передвижения в разных построениях, стараясь не отставать от впереди идущего, быть ведущим в колонне, ориентироваться в пространстве.
На 5 году у детей возникает большая потребность в двигательных импровизациях под музыку. Растущее двигательное воображение является одним из важных стимулов увеличения двигательной активности детей за счёт хорошо освоенных способов действий с использованием разных пособий.
Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые позволяют формировать ответственность за выполнение правил и достижение определённого результата. Дети берутся за выполнение любой двигательной задачи, но часто не соизмеряют свои силы, не учитывают реальные возможности. Для большинства детей 4-5 лет характерно недостаточно чёткое и правильное выполнение двигательных заданий, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий по преодолению трудностей.
Внимание детей приобретает более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они уже способны различать разные виды движений, представляют себе их смысл, назначение, овладевают умением выделять наиболее существенные элементы, выполнять их в соответствии с образцом. Это даёт возможность педагогу приступать к процессу обучения технике основных видов движений.
Происходит развёртывание разных видов детской деятельности, что способствует значимому увеличению двигательной активности детей в течении дня. На занятиях по физкультуре показатели двигательной активности детей 4-5 лет колеблются от 1100 до 1700 движений.
Внимание ребёнка средней группы приобретает всё более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, начинает развиваться преднамеренное запоминание и припоминание.
Интенсивно развиваются моторные функции.
Детям интересны более сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения.
Возникает интерес к результатам движения, правильности их выполнения, выполнению движения в соответствии с образцом. Появляются учебные мотивы – желание овладеть определённой техникой движения. Движения носят целеустремлённый характер. Однако учебная деятельность в это время тесно переплетается с игровой.
В средней группе сюжетный характер занятий остаётся. Постепенно внедряется традиционный вид физкультурных занятий, минимизируется подражательный характер упражнений. Но в любом занятии должна быть мотивация: познавательная, игровая, здоровьесберегающая. Т.е. в начале занятия нужно мотивировать детей на решение образовательных задач, акцентируя внимание на новый вид движений.
Например: Тема - осень. Мотивация – помощь зверюшкам.
Обучить перебрасыванию мяча друг другу, акцентируя внимание на ловле мяча. «Белкам будем помогать, шишки перебрасывать, по узкой тропинке пойдём, яблоки на голове для ежика принесём».
Обучение перебрасыванию будет в виде игрового задание – шишки для белки. Мотивация, как можно больше шишек запасти и не уронить. Научить работать в паре - точно бросать и ловко ловить. «Не оставьте белку без еды». Ели шишка упадёт, ёжик шишку заберёт и к себе унесёт.
В средней группе увеличивается программное содержание, вводятся строевые упражнения (повороты, размыкание, смыкание, перестроение в колонну по 2,3). Вводятся Команды в сочетании с распоряжениями для выполнения ходьбы, бега, строевых упражнений.
При проведении ОРУ вводится термин - И.п., название упражнений и ведётся счёт в сочетании с действиями.
Для организации ОВД используется фронтальный способ, поточный, посменный, возможен Групповой способ (если на занятии 2 взрослых).
На каждое занятие планируется 3-4 ОВД,
Обучение ОВД
1.Название упражнения.
2.Показываем в сопровождении с объяснением. В объяснении подчёркивается последовательность действий. ( подхожу к концу скамейки, хватаюсь руками с обеих сторон крепко, поднимаю коленки на скамейку, смотрю вперёд и начинаю поочерёдно переставлять руки и ноги. Ползу до конца. Опускаю ноги вниз с боку, отцепляю руки)
3. При метании, броске мяча, прыжках в длину Принимаем и.п.
4. Выполняем упражнение.
Воспитатель контролирует, проводит индивидуальную коррекцию по исправлению ошибок. Даёт указания, мотивирует детей.
Делаем анализ выполнения упражнения.
При закреплении ОВД используем частичный показ или показ ребёнка, краткие указания.
После ОВД воспитатель строит детей для организации игры. Т.е. дети располагаются так, как следует встать для начала игровых действий (в шеренгу или вкруг).
Подвижная игра.Воспитатель называет игру и объясняет правила. Если игра знакома. То их лишь уточняет с помощью детей. Выбирается водящий. Начинается игра. 2-3 раза. В процессе игры напоминаются правила, как самой игры, так и безопасности.
В заключительной части подводим итог занятия в соответствии с мотивацией и обозначением движений, которые выполняли дети.
Если дети ответят, кому помогли и каким образом, то мотивация прошла.
3.3. Старшая группа (5-6 лет) и подготовительная (6-7лет)
На шестом году жизни совершенствуется физическое развитие детей: стабилизируются физиологические функции и процессы, укрепляется нервная система (м: 20,9кг, 115,5см, д: 20.2кг, 114,7см, при этом главные показатели нормы – комфорт и хорошее самочувствие).
Детям 5-6 лет свойственна высокая потребность в движениях. Двигательная активность становится всё более целенаправленной, зависимой от эмоционального состояния и мотивов деятельности. Дети овладевают сложными видами движений и различными способами их выполнения, а так же некоторыми элементами техники.
Во время ходьбы у большинства детей наблюдается согласование движений рук и ног, уверенный широкий шаг, хорошая ориентировка в пространстве. Бег отличается хорошей координацией движений, прямолинейностью, возрастающей равномерностью и стремительностью. К 6 годам бег становится правильным: поза непринуждённая, голова приподнята, плечи не разворачиваются, движение рук и ног хорошо согласованы. Дети уже овладевают различными способами бега.
Дошкольники 5-6 лет упражняются в разных видах прыжков. Значительно улучшается согласованность и энергичность движений рук и ног при отталкивании, увеличивается фаза полёта и дальность прыжка.
Старшие дошкольники владеют всеми способами катания, бросания и ловли, метания в цель и вдаль. Значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно его бросают и ловят, передают и перебрасывают друг другу двумя руками, снизу, от груди, сверху, а также двумя руками с отскоком от земли. У детей совершенствуются навыки ведения мяча правой и левой рукой.
На 6 году значительно улучшаются показатель ловкости. Дети овладевают более сложными координационными движениями, быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений.
Объём двигательной активности детей за время пребывания в детском саду колеблется от 13000 до 14500 движений (по шагомеру). Продолжительность двигательной активности составляет в среднем 4 часа, интенсивность достигает 50 движений в минуту.
Характеристика физического развития детей подготовительной группы 6-7 лет
На 7 году жизни происходит дальнейшей развитие организма: стабилизируются физиологические функции и процессы, совершенствуется нервная система, повышается двигательная культура (м: 23кг, 121,7см, д: 22,7кг, 121,6см).
Движения детей становятся более осмысленными, мотивированными и целенаправленными. Старшие дошкольники осознано упражняются в различных действиях, пытаются ставить двигательную задачу, выбирая разные способы её решения. В процессе выполнения двигательных заданий проявляют скоростные, скоростно-силовые качества, гибкость, ловкость и выносливость.
К 7 годам улучшается гибкость, возрастает амплитуда движений, отмечается высокая подвижность суставов за счёт эластичности мышц и связок. Отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений и времени двигательной реакции, скорости однократных движений, частоты повторяющихся движений. Значителен прирост физической работоспособности и выносливости.
Дети способны к продолжительной двигательной деятельности низкой и средней интенсивности, готовы к незначительным статичным нагрузкам.
На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразование моторной сферы. Им доступно произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения упражнений. В результате успешного достижения цели и преодоления трудностей дети способны получать «мышечную радость» и удовлетворение. Им свойственен широкий круг специальных знаний, умений анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата. Всё это содействует увеличению двигательной активности, проявлению у детей инициативы, выдержки, настойчивости, решимости и смелости.
В тоже время у старших дошкольников появляется умение самостоятельно пользоваться приобретённым двигательным опытом в различных условиях и ситуациях. Объём двигательной активности в детском саду колеблется от 13000 до 15500 движений по шагомеру. Продолжительность двигательной активности составляет в среднем 4,5 и более часов, интенсивность движений достигает 65 в минуту.
Для детей старшей и подготовительнойгруппы занятия усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование, использованию элементов спортивных игр.
В старшей и подготовительной группе воспитательперед детьми ставит образовательные или развивающие задачи, можно с помощью познавательной мотивации, оздоровительной и учебной.Используются приёмы, способствующие постановке задач детьми.
На занятиях происходит углубленное разучивание многих двигательных действий. Важно повторять упражнения из программного содержания предыдущих возрастных групп, обращая внимание на еще не освоенные детьми элементы движения, добиваясь улучшения качества и результативности движений,
Воспитателем даётся точное чёткое объяснение каждого упражнения, выделяются составные элементы движения, существенные параметры техники.
Объясняется для чего это движение, где применяется, что развивается.
Даются количественные или качественны критерии выполнения движений, чтоб ребёнок смог сам себя оценить.
В заключительной части итог подводится в соответствии с поставленными задачами.
Таким образом, методически грамотно построенное физкультурное занятие будет способствовать не только получению детьми стабильных положительных результатов освоения программы, но и их оздоровлению, развитию и воспитанию личностных качеств.