Проект
Познавательный,
опытно - экспериментальный
«Путешествие капельки»
Воспитатель: Таскина. Т.В.
Проект: краткосрочный.
Вид проекта: познавательный, опытно - экспериментальный
Продолжительность: 1 месяц.
Участники проекта: дети «А» подготовительной группы, воспитатели.
Возраст детей: 6 лет.
Актуальность проекта:
Везде и всегда нас окружает вода. А что такое – эта вода? Как она попадает к нам? Почему идёт дождь, и вода в реке не вытекает совсем? Все эти вопросы, которые задают дети, очень увлекательны. И чтобы ответить на них – требуется много сил. Несомненно, хочется простые рассказы и беседы сделать интересными и увлекательными для дошкольников. Для этого был создан и реализован проект “Путешествие капельки”.Главное назначение проекта – обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде. Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса и др.), показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Раскрыть некоторые свойства воды, обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов и экспериментов. Рассказать, показать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.
Цель проекта: углубить и расширить знания детей о воде, ее свойствах.
Задачи: 1.Расширить представление дошкольников о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года, и в разных состояниях (дождь, снег, лёд, туман, пар и т. д.)2. Учить детей в процессе опытов определять свойства воды, правильно их называть:- вода прозрачная, бесцветная, без запаха- вода жидкая, может течь3. Сформировать элементарные понятия о круговороте воды в природе.4. Развивать способность практически применять полученные знания.5. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов
Методы и приемы: Рассматривание иллюстраций.Чтение художественной литературы.Исследования, эксперименты с водой.Игры.Беседы.Наблюдения.
Ожидаемые результаты:
Сформированные знания детей о воде и её свойствах, развитие навыков экспериментирования;У детей должно быть сформировано чувство бережного отношения к воде.
Работа с родителями
Знакомство с содержанием стендовой информации.
Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.Проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовительный
1.Определить уровень знаний детей о воде;2. Подготовить необходимый материал и оборудование
(создание предметно – развивающей среды);3. Изучение литературы по данной теме.
2этап. Основной этап.
формы работы с детьми:
- беседы«Вода нужна всем», «Вода вокруг нас», «Волшебница вода». «Берегите воду» , «Путешествие капельки» «Вода в жизни человека», «Свойства воды»
-рассматривание иллюстраций;- презентация для детей «Путешествие капельки»
- чтение художественной литературы;Отгадывание загадок о воде и её состояниях.
Словесные игры«Какой бывает вода?», «Объяснялки», «Чем можно заменить воду?»
- дидактическая игра «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?», «Где живет вода», «Какой бывает вода», «Считаем с Капелькой», Лото "Вода в природе"«Разрезные картинки»; «Четвертый лишний»
Сюжетно – ролевая игра: «Отважные мореплаватели», «Семья» (сюжет: купание кукол)
- подвижная игра «Ручеек», «Солнышко и дождик», «Через ручейки», “Пройди через речку по мостику», «Караси и щука», «Удочка», «Море волнуется».
Основной этап проекта включил в себя также опытно – экспериментальную совместную с педагогом деятельность. В рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты и эксперименты:
опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса, запаха», «Вода жидкая и может течь», «Вода может быть твердой»;
эксперименты: «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить», «Вода: жидкая – твердая – жидкая – парообразная».
В процессе опытно-экспериментальной деятельности придерживались единой структуры:
Постановка, формулирование проблемы;
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
Проверка гипотез;
Подведение итогов, вывод;
Фиксация результатов;
3 этап. Заключительный.Фотогазета “Чудесные превращения воды”.Выставка детского творчества, рисунки детей совместно с родителями «Берегите воду».Оформление альбома «Путешествие капельки».
Результат1.У детей сформировались знания о воде и ее свойствах.2. Посредством исследовательской и экспериментальной деятельности раскрыли тайны, которые хранит в себе вода.3. Обогатили словарный запас (существительные, прилагательные, глаголы – производные от слов «вода», «лед», «пар».4. Сформировалось чувство бережного отношения к воде.
Информационные ресурсы:А. П. Самородова, Л. В. Теплякова «Игры в экологическом воспитании детей в дошкольном возрасте». Тамбов 2006г.Т. В. Меркулова. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, 2010г.Путешествие капельки (http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/3297.pdf)Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты– М., 200