Внеурочное мероприятие: интеллектуальная игра для 3 класса
Продолжительность – 45 минут
Тема «В мире финансов»
Цели:
- продолжать формировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
- обогатить словарный запас учащихся;
- развитие основ экономического образа мышления;
- воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
- развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье.
Задачи:
воспитывать экономическое сознание, экономическую культуру;
развитие интереса к экономическим знаниям через игру;
развитие умения применять знания в современной жизни.
УУД:
Метапредметные:
Регулятивные:
определять степень успешности своей работы и работы других;
проверять и оценивать друг друга.
Познавательные:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
учиться работать в группе.
Коммуникативные:
развивать умения договариваться о совместной работе;
умение слушать других;
предлагать помощь, сотрудничество.
Личностные:
формировать умение высказывать своё отношение к работе.
Оборудование, дидактический материал: три ксерокопии денег разного достоинства, жетоны, карточки-задания, толковый словарь, на листах ватмана нарисованные Снежная Королева, Кай, Герда, Цветик-Семицветик, радуга (для проведения рефлексии), видео-заставка «В гостях у сказки»
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Методика и технология проведения мероприятия
Данное мероприятие можно провести для обучающихся в 3 классах. Для организации команд берётся 3 ксерокопии денег разного достоинства. Каждая купюра разрезается на несколько частей. Все учащиеся класса при входе в кабинет получают часть, которая является фрагментом денежной купюры. Собрав эти части, участники образуют команды, создают рабочее пространство, придумывают название команды.
Технологическая карта внеурочного мероприятия для 3 класса .
Тема мероприятия : «В мире финансов».
Этапы воспитательного занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (метапредметные результаты) |
1. Организационный момент (Мотивационно-целевая установка) | Игра — приветствие: «Здравствуйте!» Желаю (прикасаются большими пальчиками) успеха (указательными) большого ( средними) во всём ( безымянными) и везде ( мизинцами). Здравствуй ( всей ладонью ), удачи на протяжении всего урока (переплетают пальцы рук). Звучит музыка «В гостях у сказки….» Заставка Тихо-тихо рядом сядем,Входит сказочка в наш домВ удивительном наряде,В разноцветном, расписном!И раздвинутся вдруг стены -Вся земля видна вокруг:Плывут звуки речкой пенной,Тихо дремлет лес и луг...Вдаль бегут лесные тропки,Тают в дымке голубой...Это сказочка торопит иЗовет нас за собой!Вслед за нею можем сразуВ дальний путь пуститься мы,Побывать в гостях у сказок,У весны среди зимы...Тихо-тихо рядом сядем,Входит сказочка в наш домВ удивительном наряде,В разноцветном, расписном…. | Приветствуют учителя и друг друга | Коммуникативные: настрой на урок. |
2. Вводная часть (Проблемная ситуация и целеполагание) | -Ребята, сегодня возле школы я встретила Герду из сказки «Снежная Королева»…. -Кай в беде… его на северный полюс снова забрала Снежная Королева….. -Герда прости нас помочь ей как можно быстрее добраться до Снежной Королевы….. -Время терять нельзя ни минуты…. -Поэтому Герда на Северный полюс может попасть с помощью Волшебного цветка - Цветика – Семицветика….. -Но дело в том , что Снежная Королева заколдовала Цветик-Семицветик…. -Посмотрите….он весь белый…. -Чтобы лепесткам вернуть цвета нужно выполнить задания, написанные на них…. -Вот в этом и заключается наша помощь Герде…. -Вы разбиваемся на команды… -Вам помогут фрагменты денежной купюры. -Как вы думаете, на какую тему будут все задания? -Правильно, с все задания будут связаны с деньгами (финансами) . Та команда, у которой будет больше правильных ответов за выполненное задание получает жетон. -На этом жетоне одно из слов пословицы, которую нужно собрать в конце мероприятия. -А сейчас вам нужно придумать название команды и выбрать капитана. -Ну вот теперь можно приступать к выполнению заданий. -На каждое задание4 - 5 минут. -Вы , ребята, готовы? -Тогда начинаем, но только не забываем о правилах работы в группах. | Разбиваются на команды. Определяют тему мероприятия. Выбирают капитана и придумывают название команды. Вспоминают правила работы в группах. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: принимают и сохраняют задачу. |
3. Основная часть (Операционно-деятельностный этап) | -Я беру первый лепесток….. -Что же на нем написано ? -Нужно разгадать ребусы… ( Приложение 1.) - -Молодцы…. -Посмотрите, ребята, лепесток стал красным….. -Теперь нужно вернуть цвет следующему лепестку…. -С каким заданием нам предстоит справиться? -Сейчас узнаем… нужно заменить фразу одним словом. - А пока вы выполняете 2 задание я проверю как вы справились с 1 заданием, подведу итоги и озвучу правильные ответы. -Так будет с каждым лепестком. (Пока дети выполняют задание учитель проверяет выполненное, подводит итоги и озвучивает правильные ответы, вручает жетон команде - победившей при выполнении задания) (Приложение 2.) - Молодцы, ребята …. -Второй лепесток стал оранжевого цвета….. -Интересно, какое следующее задание нас ждёт…. -А нам сейчас предстоит собрать пословицы… -Первая половина пословицы в первом столбике таблицы. -Продолжение нужно найти во второй части….. -Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых используются слова: «деньги» или другие «денежные знаки». Приложение 3Копейка рубль бережет. С копейки начинается миллион.Время - деньги.Отплатить той же монетой.Пропадать ни за грош.Принимать за чистую монету.Посмотрел, как рублем одарил. -Ну вот ребята, мы и с этим заданием справились…. -Лепесток стал жёлтого цвета…. -Нас ждет лепесток со следующим заданием….. -Используя слова - подсказки нужно заполнить пропуски и в толковом словаре посмотреть значение этого слова Слова-подсказки РЕКЛАМА, ИНФЛЯЦИЯ, ЦЕНА, НАЛОГИ, ЗАРПЛАТА. Приложение 4. На товаре быть должна обязательно …(цена) Цена - это количество денег, которое определяет ценность вещей. При покупке определенной вещи или товара назначается денежная стоимость. Как ребенка нет без мамы, Сбыта нет без…(рекламы) Реклама - это рекламное средство в виде наружных плакатов, щитов на обочинах дорог, световых вывесок на зданиях и рекламных планшетов, размещенных на общественном транспорте. Спи спокойно без тревоги, Заплатил коль все …(налоги) Налоги ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ: Государственный НАЛОГ. Подоходный НАЛОГ. НАЛОГ на недвижимое имущество. Собирает НАЛОГИ Налоговая инспекция. И врачу ,и акробату Выдают за труд… (зарплату) ЗАРПЛАТА - Законно выплачиваемая работодателем и получаемая работником заработная плата, с которой уплачены все установленные налоги. В банке для всех вас висит прокламация: «Деньги в кубышках съедает…» (инфляция) Инфля́ция (лт. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. -Ребята, некоторые из этих слов вы услышали в первый раз? -Что нового вы узнали, выполняя это задание??? -А теперь вы сами должны догадаться какого цвета будет четвертый лепесток…. (зелёного) -Какие молодцы….. -Переходим к следующему заданию ….. -Какое же следующее задание??? -Мы же с вами в попали в сказку…. - Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам – урок! -Послушайте сказку и скажите, какой она преподнесла урок, чему она учит?….. -Можете перечитать сказку еще раз…. «Сказка про то, как Баба и Дед забыли про семейный бюджет» Жили-были Дед да Баба, и была у них курочка Ряба. Жили, они не тужили, так как курочка несла яички не простые, а золотые. Однажды случилась беда: умерла курочка от старости. Пришлось Деду и Бабе жить только на одну пенсию. Вот однажды, говорит Дед Бабе: - Испеки Баба Колобок, а то кушать что-то захотелось. - Хорошо, - ответила Баба и пошла на кухню, но вскоре вернулась. - Дед, а муки то нету, что делать? - спросила она, как то растерявшись. - А ты по сусекам помела? - поинтересовался Дед. - Помела. - А по коробу поскребла? - продолжил допытываться Дед. - Конечно, - стала уже обижаться Баба. - Ну, тогда сходи в магазин и купи, - посоветовал ей Дед. - Я бы пошла, да денег нет? - ответила ему Баба. - Как нет? - удивился Дед, - ты же два дня назад пенсию получала. - Так и ты получал, - возмутилась Баба,- а у меня уже денег нет. - Куда же ты их дела? -Куда, куда? Зашла в SPA- салон, подписалась на омолаживание. А потом, в магазине наряды новые купила. Красивые… - Ой, Баба !- возмутился Дед, - мы, что теперь кушать будем? - Ну у тебя же есть деньги? - с надеждой в голосе спросила Баба. - Дак это, я их того, как бы потратил, но в отличие от тебя, безалаберной, потратил с умом! – с гордостью ответил ей Дед, - я себе «Айфон» купил! Знаешь, какая это полезная штука! - Вот пусть «Айфон» теперь тебя и кормит, - обиделась Баба. - Ой, и правда, я, старый , думал, что на твою пенсию проживём как - ни будь. - А я думала, на твою. - И что же теперь делать? - закручинился Дед. -Что, что? Надо было заранее вместе решать, как пенсию тратить, - причитала Баба, - сначала выбрать главное, без чего прожить нельзя, а без чего можем обойтись, решить, на что тратить деньги в первую очередь, а что и потом можно купить. - Точно Баба, какая ты у меня умная, - оживился Дед, - сначала надо всё подсчитать и учесть, а потом тратить. - Да, Дед, это называется семейный бюджет. - Ты права Баба, деньги счёт любят, а мы с тобой про это и забыли. Вот и профукали всю пенсию. Теперь голодными будем сидеть, - расстроился Дед. - Ну не кручинься ты, впредь умнее будем. А сейчас я посижу, носочков да шарфиков навяжу и отнесу их на базар. Скоро зима. Их вмиг раскупят. И будет у нас с тобой денежка, - приободрила Деда Баба. - Вот умница ты моя, а я и не сообразил, ведь и сам могу табуреток красивых сколотить. Соседи давно их просили. Тоже денежку заработаю. И начали трудиться, продали табуретки и носочки, купили муки и других продуктов. Испекла Баба Деду румяный, ароматный колобок. Сколько у них было радости! Стали они жить - поживать, да бюджет соблюдать. Ведь теперь они считали каждую копеечку и заранее вместе решали, на что тратить денежку. И про плотничество с вязанием они не забывали, ведь это прибавка к пенсии. Они даже открыли свою лавку, в которой Баба продавала своё вязание и колобки, а Дед столярные изделия. Вот и сказке конец, да вам всем наказ: «Сказки читай, но про труд не забывай и бюджет свой соблюдай!!!» - Ребята. Какого цвета будет пятый лепесток ? (голубого) А впереди еще одно задание….. Финансовая задача . Приложение 6. - И с этим заданием вы справились… - Какого цвета будет этот лепесток? (синего). -Приступаем к выполнению задания на последнем лепестке. -Рассмотрите купюры, информацию о них и составьте вопросы , используя информацию на купюрах для товарищей по классу. Приложение 7. -Последний лепесток у какого цвета ? -Молодцы, вы не только справились с заданиями, но и назвали все цвета спектра в нужной последовательности…. -Вот и вернули Цветику-Семицветику волшебную силу…. -Давайте подведем окончательный итог . -Сколько жетонов заработала каждая команда и выявим победителей……. -На жетонах слова…. -Давайте составим из этих слов пословицу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»…. -И это действительно так… -Послушайте притчу…… - Два соседа поспорили однажды. Один говорит, что лучше иметь 100 рублей, а другой, говорит, что лучше иметь 100 друзей….И вот однажды случился пожар, оба соседских дома сгорели, так как были расположены рядышком….. На другой день друзья соседа, который считал, что лучше иметь 100 друзей, принесли еду, одежду и начали помогать строить новый дом, а другой сосед долго смотрел как помогают соседу подошел и сказал «Ты прав! Лучше иметь сто друзей! Хорошо иметь много друзей, ведь они дороже богатства, денег. Следовательно, хороший человек никогда не променяет друзей на деньги. Имея настоящих друзей, человек действительно счастлив! Настоящие друзья всегда выручат в беде, а таких друзей на деньги не купишь. И не зря так много пословиц придумано о дружбе, потому что «человек без друзей, что дерево без корней» и «верному другу цены нет». Друзья выручают в беде, помогают. И вот мы сегодня с вами тоже не оставили в беде Герду….Помогли вернуть Кая….. | Получают вторую часть таблицы (Приложение 1) Разгадывают ребусы. Ребята получают вторую часть таблицы. (Приложение 2) Заменяют фразу одним словом и заполняют пропуски. Собирают пословицы и поговорки, в которых используются слова: «деньги» или другие «денежные знаки». Приложение 3. Получают таблицу с очередным заданием. (Приложение 4.) Используя слова - подсказки заполняют пропуски и в толковом словаре смотрят значение этого слова. Угадывают какого цвета будет четвертый лепесток. Слушают сказку. Анализируют содержание сказки. Если необходимо, то перечитывают. Заполняют таблицу: Приложение 5 Угадывают какого цвета будет пятый лепесток. Решают финансовую задачу. Приложение 6. Угадывают какого цвета будет шестой лепесток. Составляют вопросы, использую информацию на купюрах…. Приложение 7. Это могут быть примерно такие вопросы…. 1.Назовите купюру, на которой изображена Красноярская гидроэлектростанция. (10 рублей) 2.Назовите купюру с изображением женской скульптуры. (50 рублей) 3.Назовите купюру, на которой изображен Московский Большой театр. (100 рублей) 4.Назовите купюру с изображением памятника Петру I в Архангельске. (500 рублей) 5.Назовите купюру с изображением памятника Ярославу Мудрому. (1000 рублей) 6.Назовите купюру, на которой изображен Хабаровский мост через реку Амур. (5000 рублей) 7.Назовите купюру с изображением памятника затопленным кораблям (200 рублей) Угадывают какого цвета будет седьмой лепесток. Отдают заработанные жетоны. Составляют пословицу из слов, написанных на жетонах. Слушают притчу. Анализируют содержание притчи. | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные :принимают и сохраняют задачу. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные :принимают и сохраняют задачу. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные :принимают и сохраняют задачу. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные :принимают и сохраняют задачу. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные :принимают и сохраняют задачу. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные :принимают и сохраняют задачу. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные :принимают и сохраняют задачу. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика. |
4. Заключительная часть (Рефлексивно-оценочный этап) | -А в заключении закончим одну из фраз…. | Рефлексия способ и условий действия контроль и оценка результатов деятельности. | |
Заканчивают одну из фраз, написанных на радуге, на выбор. |