Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дидактические иры по развитию речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дидактические игры по развитию речи в группе раннего возраста.

Игра «Познакомим мишку с игрушками».

Цель: обучение детей чётко называть игрушки, правильному произношению звуков (м, п, б, мь, пь, бь).

Ход: воспитатель предлагает ребёнку чётко назвать игрушки. Затем накрывает игрушки скатертью и просит на ощупь определить какая игрушка лежит под скатертью, ребёнок называет. Когда все игрушки будут названы, воспитатель говорит: «Ты хорошо знаешь названия игрушек, а Мишка не знает, как называются игрушки, скажи ему». Ребёнок называет: «Это машина, паровоз, погремушка, Петрушка, Буратино, барабан, кубик, банан». И поочерёдно показывает и объясняет, как с каждой игрушкой играть.

Игра «Помоги одеться Тане».

Цель: обучение детей в правильной последовательности одевать куклу, чётко называть предметы одежды.

Ход: воспитатель показывает и рассказывает: «Утром мама разбудила Таню и сказала ей: «Пока я буду готовить завтрак, ты оденься сама». Встала Таня и не знает, что ей надевать. Решила она надеть тапочки, а потом носочки. Что решила надеть кукла? Что сначала надевают? Будем надевать правильно: носочки, тапочки, платье. (Ребёнок повторяет). После завтрака мама говорит Тане: «Сейчас пойдём гулять, но на улице холодно, ты оденься потеплее». (Мама приготовила колготки, ботинки, кофту, штанишки, шапку, пальто и ребёнок перечисляет все эти предметы). Сняла Таня тапочки и носочки и стала надевать (что?) колготки, штанишки, кофту….После прогулки пришла Таня домой и стала раздеваться. Что сначала стала снимать Таня?

Воспитатель просит ребёнка проговорить, что снимает Таня.

Игра «Кто бы это мог быть?»

Цель: развитие силы голоса, обучение звукоподражанию.

Ход: воспитатель рассказывает: «Летом Галя отдыхала в деревне у бабушки. Около дома, где она жила, стояли три маленьких домика. Галя очень хотела узнать кто живёт там. Девочка подошла к одному из домиков и тихо произнесла: «Тук-тук-тук». Как постучала Галя? Ребёнок повторяет. И вдруг слышит Галя, как кто-то за дверью: «Ко-ко-ко, кудах-тах-тах!» Кто бы мог это быть? Это курица. Ребёнок всё повторяет. Потом Галя подошла ко второму домику и постучала немного погромче: «Тук-тук-тук». И услышала Галя: «Ку-ка-ре-ку!» Как постучала девочка? Что она услышала? Ребёнок повторяет. Догадалась девочка, кто живёт. Подошла Галя к третьему домику и постучала громко: «Тук-тук-тук». Но её никто не ответил. Тогда Галя постучала посильней. И вдруг услышала за дверью чей-то голос: «Га-га-га». Догадалась Галя: «Это гусь!» Ребёнок всё проговаривает.

Игра «Чья мама?»

Цель: обучение детей в правильном подборе детёнышей животных к взрослым животным.

Ход: воспитатель рассказывает и показывает картинки: «Играли на поляне слонёнок, щенок и лисёнок. Кто играл на поляне? Вдруг прибегает к ним ослик. Кто прибегает? Ослик говорит: «Вы тут все прыгаете, а вас мамы ищут». Ослик не знал у кого какая мама и всё перепутал: слонёнку ослик сказал, что его ищет мама-лиса. Как называют маму слонёнка? Слониха. А лисёнка ищет мама-свинья. Кто мама у лисёнка? Лисица. А поросёнка ищет мама-собака. Кто мама поросёнка? Свинья. Правильно ослик называл у детёнышей их мам? Ребёнок ещё раз повторяет взрослых животных и их детёнышей.

Игра «Теремок».

Цель: обучение детей чётко и громко называть животных, живущих в теремке.

Ход: воспитатель ставит домик на стол и говорит и показывает: «Это терем-теремок. В нём живут разные звери: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. Все звери в теремке живут дружно. Сейчас они пойдут гулять по лесу. Назовите зверюшек, которые пойдут гулять? Кто из зверюшек вернулся домой?» Воспитатель действует с игрушками, а дети (ребёнок) называет зверюшек, которые уходят гулять или возвращаются в теремок.

Игра «Поезд»

Цель: развитие силы голоса.

Ход: воспитатель показывает картинки на которых изображены три поезда разной величины и которые едут и гудят; задания ребёнку

- Угадай и покажи, какой поезд гудит вот так: « Ту- ту - ту!» (воспитатель гудит очень громко). Покажи, какой поезд гудит вот так: «Ту-ту-ту!» (воспитатель гудит средней силы). А какой поезд гудит так: «Ту-ту-ту!» (воспитатель гудит очень тихо).

- Теперь ты погуди, как поезд, который едет рядом с нами; - как поезд, который удаляется от нас;

- как поезд, который находится очень далеко от нас.

Игра «Три медведя»

Цель: развитие высоты голоса.

Ход: воспитатель показывает сюжетные картинки из сказки «Три медведя», спрашивает у ребёнка:

- Вспомни, из какой сказки эти медведи. Как зовут медведя-папу, медведицу-маму и медвежонка?

- Угадай, кто рычит: медведь, медведица или медвежонок? Воспитатель рычит голосом разной высоты. Самый низкий – папа, самый высокий – Мишутка, средний – мама.

- Изобрази, как рычат медвежонок Мишутка, мама-медведица и папа-меведь.

- Угадай, кто это говорит: «Кто сидел на моём стуле?» воспитатель поочерёдно произносит разной высоты голоса (низкий, средний и высокий).

- Покажи разными голосами (изображи), как говорят Мишутка, медведь-папа и медведица-мама.

Игра «Колобок»

Цель: развитие высоты и тембра голоса.

Ход: воспитатель показывает сюжетную картинку из сказки «Колобок» и обращается к детям (ребёнку)

- Помнишь ли ты, как называется эта сказка? Посмотри на картинку и назови сказочных героев.

- Угадай, кто это говорит? Воспитатель говорит за зайца, медведя, волка и лису разными голосами.

- А теперь сам превратись в зайца, волка, лису, медведя и скажи: «Колобок, колобок, я тебя съем!» разными голосами.

Игра «Лягушкина семейка»

Цель: развитие речевого слуха.

Ход: воспитатель рассказывает и одновременно выставляет игрушки: «На болоте жили лягушки: лягушка-папа, лягушка-мама и маленький лягушонок. Лягушка-папа квакал вот так: ква-ква.

Лягушка-мама квакала вот так: ква-ква-ква.

А лягушонок пел песенки вот так: ква-ква, ква-ква-ква.

- Угадай, кто квакает: папа, мама или лягушонок? ( Воспитатель изображает лягушку-маму, лягушонка и лягушку-папу).

- А теперь ты сам поквакай: как лягушка-папа, как лягушка-мама, как маленький лягушонок.

Игра «Раз, два, три, за мною повтори!»

Цель: развитие речевого слуха.

Ход: воспитатель показывает рисунок и говорит: «Посмотри на рисунок. Девочка поёт: «А-а-а-а», волк воет: «У-у-у-у», мышка пищит: «И-и-и-и», певец поёт: «О-о-о-о», медведь ревёт: «Ы-ы-ы-ы».

- Угадай, кто это? ( Воспитатель произносит эти звуки, а ребёнок угадывает).

- Изобрази всех, кто нарисован на картинке.

- Угадай, кто пел свою песню сначала, а кто потом? Воспитатель произносит по два вида звуков, например: «А-а-а-а, и-и-и-и».

Игра «Теремок»

Цель: развитие высоты и тембра голоса.

Ход: воспитатель показывает картинку и рассказывает: «Ты, конечно, узнал какая это сказка? Все герои сказки говорят разными голосами. (Воспитатель изображает мышку, лягушку, зайца, лису, волка и медведя).

- Угадай, кто это говорит? (Воспитатель изображает по очереди всех животных, а ребёнок угадывает).

- Теперь ты загадывай мне, а я буду отгадывать! (Ребёнок по очереди изображает всех героев).

Игра «Кто кричит?»

Цель: различение высоты голоса.

Ход: воспитатель рассказывает: «На полянке играют животные – мамы со своими детёнышами: коза и козлёнок, корова и телёнок, лошадь и жеребёнок, свинья и поросёнок. Мама-коза кричит вот так: «Ме-ме-ме» (воспитатель произносит низким голосом), а маленький козлёнок кричит так: «Ме-ме-ме» (воспитатель произносит высоким голосом). Так воспитатель изображает всех животных.

- Угадай, кто кричит – мама или детёныш? ( Воспитатель изображает поочерёдно любого животного и детёнышей, а ребёнок называет и показывает картинку).

- Теперь ты загадай мне, как кричат животные и их детёныши, а я буду отгадывать.

Игра «Том – дом – ком»

Цель: различие слухового внимания.

Ход: воспитатель рассказывает, что изображено на картинках: «Это – дом; это – снежный ком, а это – мальчик Том».

- Покажи: где Том; где ком; где дом.

- Повтори за мной в том же порядке: Том – дом – ком, ком – Том – дом, дом – ком – Том. Если ребёнок не справляется с заданием, то можно называть слова, показывая картинки.

Игра «Прятки»

Цель: правильное использование предлогов: в, на, около, под, перед.

Ход: воспитатель рассказывает и показывает детям: « Однажды двое друзей мишка и мышка решили поиграть в прятки. Мышка стала прятаться, а мишка её искать. Куда спряталась мышка? Дети помогают мишки: мышка в кабине, на машине, под машиной, перед машиной, около машины. А теперь будем помогать прятаться мишки. Спрячь мишку на машину, под машину, в кабину, около машины». Дети называют, где спрятались игрушки.

Игра «Это правда или нет?»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход: воспитатель читает стихотворение, а ребёнок должен внимательно слушать, чтобы заметить ошибки. Если ребёнок не замечает ошибок, то воспитатель разбирает каждое предложение из текста, выясняя возможную ошибку.

«Тёплая весна сейчас, А зимой среди ветвей,

Виноград созрел у нас. «Га-га-га», - пел соловей.

Конь рогатый на лугу Быстро дайте мне ответ –

Летом прыгает в снегу. Это правда или нет?

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

Игра «Продавец и покупатель»

Цель: описание игрушки и возможных с ней действий.

Ход: воспитатель вначале игры выполняет роль покупателя, ребёнок – продавец. В магазине продаются: кукла, зайка, слон, машина, мячик. Воспитатель говорит: «Я хочу купить белого цвета, пушистого, с длинными ушами». Ребёнок подаёт зайку. Потом роль продавца выполняет воспитатель, а ребёнок в роли покупателя. Покупатель описывает желанную игрушку, продавец её подаёт и спрашивает: «Что ты будешь с ней делать? Как будешь с ней играть?» Покупатель – ребёнок рассказывает.

Игра «Подбери слово»

Цель: умение подбирать слова к определённым глаголам.

Ход: воспитатель рассказывает детям: «Зайчик бежал по лесу и подумал: «Я – зайчик, я бегу. Но ведь бежать могу не только я. Кто ещё может бегать?» Воспитатель предлагает детям из набора предметных картинок выбрать те предметы (животные), которые бегают. Потом можно подбирать слова (картинки) к глаголам: стоит, идёт, летит, сидит и лежит .

Возможны усложнения: из набора картинок вначале выбрать – кто бежит? Потом - что бежит? Кто стоит? Что стоит?

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: формирование представлений у детей о том, что в слове существует начало и конец.

Ход: воспитатель говорит: «Посмотри на бумажную полоску – в ней как будто спрятаны слова. Слова интересные, разные, но начало у них у них одинаковое – ска-. Давай узнаем, какие это слова. Начинаем искать: ска...- …..мейка, - подсказывает ребёнок. Хорошо. Продолжаем узнавать другие слова, которые также начинаются». Ребёнок подсказывает: ска – калка, ска – зка, ска – терть…. Воспитатель заключает: «Вот оказывается, как много слов было спрятано в этой полоске. А какие слова можно вспомнить, если у них имеется часть, например: - ли». Ребёнок предлагает слова: ли – (сичка), Ли – (да), Ли – (за), ли – (стики), ли – (ственница), ли – (монад), ли – (мон).

При необходимости можно использовать предметные картинки для подсказки.

Игра «Одинаково ли звучат слова?»

Цель: формирование представлений, что слова звучат по разному.

Ход: воспитатель спрашивает: «Одинаково ли звучат части слова папа: па-апа…Что ты слышишь? Правильно, я усиливаю голос, когда произношу первую часть слова. Произнеси слово папа так, чтобы хорошо слышалась эта первая часть».

Вслушайся в слово лиса. Я его произношу так: «лиса-а». Какая часть звучит сильнее? Верно, вторая часть. Повтори это слово со мной: лиса-а. Ясно слышится, что вторая часть в слове лиса звучит сильнее, заметнее.

Игра «Сравни животных»

Цель: обучение сравнению животных, выделяя их противоположные признаки.

Ход: воспитатель предлагает рассмотреть две игрушки – мишку и мышку. Рассказывает о мишке: «Мишка большой, а мышка…(маленькая). Мишка косолапый, неуклюжий, а мышка…(ловкая, шустрая, быстрая). Мишка бурый, а мышка…(серая). У мишки голос грубый, а у мышки…(тонкий). У мишки хвост короткий, а у мышки…(тонкий). Мишка любит мёд и малину, а мышка любит…(сыр и сухари).

Про мышку рассказывает ребёнок. Аналогично можно сравнивать другие игрушки с ярко выраженными особенностями.

Игра «Угадай игрушку»

Цель: обогащение словаря прилагательными, формирование умения находить игрушку по описанию.

Ход: воспитатель показывает 4-5 игрушек и называет их. Это – зайка, лиса, утёнок, бабочка. Ребёнок правильно повторяет. Воспитатель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серого цвета. Хвостик короткий, а уши длинные. Прыгает ловко и очень любит морковку». Спрашивает: «Про какую игрушку я рассказала?»

Предлагает ребёнку описать одну из игрушек.

Игра «Назови части целого предмета»

Цель: обогащение словаря существительными, формирование умения выделять и называть части целого предмета.

Ход: воспитатель показывает ребёнку предметные картинки и говорит: «Это кот. У кота имеется голова, уши, нос, глаза, усы, тело, лапы, когти, хвост. Это дом – крыша, труба, окно, дверь, балкон;

Это дерево – ствол, ветки, листья.»

Игра «Отгадай предмет»

Цель: обогащение словаря существительными, формирование умения по составным частям определять целостный предмет.

Ход: воспитатель раскладывает предметные картинки и называет что на них изображено. Дети повторяют. Воспитатель говорит: «Кабина, кузов, колёса. Что это?» Дети называют этот предмет и показывают картинку. Воспитатель говорит: «Уши, лапки, хвост, туловище. Назовите игрушку». Дети называют и показывают картинку.

Далее называть части изображённого предмета предлагается одному из детей, а остальные дети отгадывают.

Игра «Жили – были»

Цель: формировать у детей умения отвечать на вопросы развёрнутыми фразами.

Ход: воспитатель приносит детям игрушку Мишутку и говорит, что Мишутка принёс с собой предметные картинки и не знает, что будет в будущем с предметами, которые изображены и просит ему подсказать. Воспитатель поочерёдно выкладывает на стол (или на магнитную доску) картинку и задаёт вопрос, дети отвечают (ответов может быть много).

- Жил-был цыплёнок, что с ним потом стало?

- Жила-была тучка, что с ней потом стало?

- Жил-был ручеёк, что с ним стало?

- Жило-было семечко, что с ним стало?

- Жил-был цветок, что стало с ним?

- Жило-было яичко, что с ним стало?

Мишутка благодарит детей за оказанную помощь и оставляет в подарок картинки, а в следующий свой приход принесёт другие картинки.

Игра «Отгадай предмет по описанию»

Цель: согласование по родам прилагательные с существительным.

Ход: воспитатель называет несколько прилагательных и предлагает детям из набора картинок, которые разложены на столе, выбрать то, что подходит по описанию, например:

- Дикое животное, живёт в лесу, большое, лохматое, любит мёд.

- Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

- Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.

- Транспорт, большой, тяжёлый, с крыльями и хвостом.

- Овощ, красного цвета, круглый, его используют в салат и в борщ.

- Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

- Длинные уши, хвост короткий, дикое, его домик под кустиком.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области