Методическая разработка внеклассного мероприятия.
Сценарий тематического концерта «Старинные танцы в фортепианной музыке».
Автор: Димитриева Ольга Валерьевна, преподаватель фортепиано МБУДО «Детская школа искусств №6» Советского района г.Казани.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В тематическом концерте принимают участие учащиеся 2-4 классов фортепианного отделения. В репертуаре каждого учащегося обязательно присутствуют полифонические произведения, многие из которых представляют собой старинные танцы композиторов эпохи барокко. В основном все пьесы контрастно-полифонического склада, с индивидуальной характеристикой голосов, где главная мелодия проводится в правой руке, а в левой – самостоятельный голос, но менее развитый. Небольшой рассказ о каждом танце не только украшает выступление ученика, но и обогащает знания детей и позволяет им более осмысленно подойти к прохождению произведения. Формат концерта позволяет не только расширить исполнительские качества каждого ученика, но и познакомится с другими произведениями старинной музыки.
Произведения, подобранные по жанрам, полно и точно иллюстрируют информацию о танце и передают атмосферу либо народного, либо светского танца. Задача концерта состоит еще в том, чтобы у учеников остался в памяти образ каждого танца, и ученик смог для себя отметить одну-две неповторимых особенностей облика звучащего танца. И впоследствии услышав знакомые ритмические формулы, знакомые мелодические обороты, ассоциирующиеся с танцевальными движениями (поклон, приседание, реверанс, прыжки, скачки, маленькие шаги), ученик смог узнать конкретный танец.
Цели: повышение художественного интереса учащихся к фортепианной музыке.
Задачи:
Образовательные: знакомство со старинными танцевальными жанрами, расширение кругозора учащихся.
Развивающие: накопление опыта концертных выступлений, развитие творческого потенциала учащихся.
Воспитательные: создать благоприятную психологическую атмосферу концерта.
СЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНЦЕРТА.
«СТАРИННЫЕ ТАНЦЫ В ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ»
У танца есть и строки, и слова,
Мы их с душой, наверное, читаем.
Среди актеров прижилась молва,
Что танец знает все, что мы знаем.
Он о любви нам шепчет чуть дыша,
Он нам кричит о ярости сражений…
И бьется пульс, и светится душа
В поэзии чарующих движений.
Танец – это движения под музыку, с помощью которых люди выражают свои эмоции и делятся ими со зрителями. Мир танца и танцевальной музыки широк и разнообразен. Каждый танец имеет свою историю происхождения, характерные отличительные особенности, национальную принадлежность. Интересно, но едва ли не все танцы в своих истоках – народного происхождения. Еще в эпоху Возрождения многие из них перекочевали с лужаек перед деревенскими трактирами и постоялыми дворами, со струн самодельных скрипок в рыцарские замки и дома богатых горожан, а некоторые позднее стали частью придворного быта, их стали танцевать придворные, короли и принцессы. На балах прошлых веков танцы были своего рода показами мод, демонстрацией богатства и положения знати. В XVII веке Франция была законодательницей танцевальной моды. В 1661 году в Париже по приказу короля Франции Людовика XV была организована «Академия танца», а сейчас это театр «Гранд опера». В это же время стали открываться первые танцевальные залы для народных балов.
Менуэт – самый популярный танец в XVII – XVIII веках. Французское слово «па-меню» означает «маленький шаг».
При французском короле Людовике XIV менуэт становится самым любимым танцем при дворе. Его называют «танцем королей». Танцуя менуэт, кавалер и дама стремились показать изысканность и грациозность манер. Шаги танца легкие, изящные, танцующие как будто скользят, еле касаясь пола. Пышная одежда обязывала к медленным движениям. Представьте себе даму с вычурной прической, в корсете, в искусственно расширенной юбке на каркасе, с веером или зонтиком и кавалера с высоким кудрявым париком, в камзоле с многочисленными оборками и воланами, в туфлях на каблуках и громадной шляпой. Менуэту обучали долго, особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Ее следовало элегантно снять во время реверанса, красиво держать попеременно то в одной, то в другой руке и непринужденно одеть. Умение делать реверанс и поклон в ту пору свидетельствовали о принадлежности к светскому обществу. Давайте послушаем два разных по характеру менуэта, но в обоих вы услышите, как движение и штрихи мелодии передают плавные движения танцующих, обязательные поклоны и реверансы.
Учащиеся исполняют Менуэт G-dur и Менуэт g-moll И.С.Баха из Нотной тетради А.М.Бах.
Старинный французский танец бурре совершил в своей истории несколько превращений. Зародился он как народный танец дровосеков (французское слово «бурре» означает набивать, колотить). В провинции танцевался с неожиданными толчковыми движениями, а при дворе был плавным четырехдольным танцем.
Учащиеся исполняют Бурре Л.Моцарта и Бурре Я.Сен-Люка.
Гавот тоже был хороводным народным французским танцем в умеренном темпе с четкой ритмической пульсацией и обязательным затактом. Когда гавот стал придворным танцем, у него появилось изящество, степенность, приветливая грациозность, даже жеманность. Давайте послушаем подвижный и легкий гавот, в котором танцевальная, веселая мелодия с обилием коротких штрихов подчеркивает приседание танцующих пар.
Учащийся исполняет Гавот Г.Ф.Генделя
Ария – это инструментальная танцевальная пьеса мягкого певучего характера. Слово «ария» появилось в XV веке и означает свежий воздух, ветер и песня. В эпоху Возрождения ариями назывались вокальные пьесы, сочиненными на специально написанный стихотворный текст, что-то вроде романса в XIX веке. Ария в сюитах Баха – танцевальная пьеса песенного характера.
Учащиеся исполняет Арию Г.Перселла и Арию Д.Скарлатти.
Контрданс – английский народный танец. Произошел от хороводных шествий в честь праздника весны. У танца было две разновидности: любое количество пар образовывали круг или две противоположные линии танцующих, которые по очереди повторяли известные фигуры танца. Общедоступность, живость, универсальность сделали контрданс популярным на балах в 18-19 веках как в Европе, так и в России.
Учащийся исполняет старинный народный танец Контрданс.
Ригодон – старинный веселый, задорный двухдольный хороводный танец провансальских крестьян. Деревенский ригодон танцевали под самый простейший аккомпанемент игры на скрипке и пения танцующих. Нередко исполнители вместе со зрителями отбивали такт ударными инструментами. В XVII веке он прижился при дворе и стал торжественным танцем. Считают, что название танца является производным от фамилии французского танцмейстера Риго, благодаря которому ригодон попал ко двору.
Учащийся исполняет Ригодон Ж.Рамо.
В старые времена существовало немало медленных танцев-шествий, танцев-прогулок, таких как павана, чакона, пассакалья, сарабанда, полонез.
Полонез – польский танец (от французского слова, означающего «польский»). Таким торжественным, величественным танцем-шествием открывались сельские праздники и польские балы. Во главе шествия шел хозяин замка в паре с самой уважаемой дамой, величаво ступая и изящно приседая в конце каждого такта музыки. Давайте послушаем полонез и обратим внимание на то, как шествие танцующих передается ритмической фигурой с пунктирным ритмом, создавая энергичный и яркий образ танца.
Учащиеся исполняет Полонез g-moll И.С.Баха из Нотной тетради Анны Магдалены Бах.
Сарабанда – старинный испанский трехдольный танец в характере медленного торжественного шествия. В старину она исполнялась при погребении героев или знатных особ. Поступь этого танца медлительна, тяжеловата потому, что кроме обычного ударения на первой доле трехдольного такта в ней появляется еще дополнительное ударение на второй или третьей доле. В XVII веке сарабанда стала величественным, торжественным придворным танцем.
Учащийся исполняет Сарабанду И Пахельбеля.
В заключении хочется сказать, что танцы, прозвучавшие в концерте, это небольшая часть всего разнообразия старинных танцевальных жанров. Многие исчезли бесследно, но лучшие создания народного творчества и творчества великих мастеров надолго пережили свое время и остаются бессмертными памятниками прошлого.
Список литературы и источников:
Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. — М.:Музыка, 1994. — 367с
Свободная энциклопедия Википедия:
Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru