Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для воспитателей на тему "Значение использования коммуникативных игр в музыкальном воспитании дошкольников".

Подтверждение значимости использования и проведения коммуникативных игр в музыкальном воспитании и в повседневной деятельности детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Консультация для воспитателей на тему: "Значение использования коммуникативных игр в музыкальном воспитании дошкольников".

Подготовила музыкальный руководитель ГДОБУ"ДСКВ№1" г. Всеволожска Колесник Людмила Васильевна.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Итак, игрa нужна, чтобы ребенок рос умным, здоровым, жизнерадостным и крепким.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими освaиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

В конце концов, игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Поэтому игры, используемые для развития общения, коммуникации с миром, являются очень важными в развитии детей.

В 4-5 лет дошкольники владеют лишь начальными навыками общения. Они хаотичны и становятся неэффективными на следующих этапах развития. Дети млaдшего возраста преимущественно общаются с родителями. К сверстникам они тянутся, но чаще стараются проводить время с одним товарищем, без других ровесников.Объединить детей в группу способны только совместные игры. Умения вливаться в коллектив и эмоционально взаимодействовать с окружающими у ребенка пока нет, но коммуникативные игры помогают исправить это и подготовиться к школе.Старшим детям часто тоже нужна дополнительная поддержка. Их нужно направлять: объяснять нормы, обучать правильно использовать невербальные и вербальные средства общения, помогать предугадывать чувства и эмоции других людей. Целью игр является формирование коммуникативной компетенции и умение использовать ее в повседневности.

Какова польза в развитии детей дошкольного возраста

Причин, чем полезны для детей коммуникационные игры и упрaжнения, несколько:Во-первых, они обеспечивают быструю адаптацию. Сначала это вхождение в коллектив в дошкольных образовательных учреждениях, потом — в школе. В дальнейшем навыки сохраняются, поэтому уже взрослый человек быстрее адаптируется в университете, на работе, среди компании незнакомых людей и т.д.

Во- вторых, они вызывают эмоциональную разрядку. Негативные и положительные чувства должны находить выход, иначе они вызывают стресс. Игры помогают решить эту проблему. В процессе ребенок не только избавляется от лишней энергии, но и выплескивает свои эмоции, что вызывает расслабление.

В третьих, способствуют развитию мимики и жестов. В ходе игры дети учатся доступно выражать свои эмоции. Это делает их чувства более понятными для других и упрощает общение с ними. В будущем с таким навыком любому человеку будет проще налаживать отношения и заводить полезные связи.

В-четвертых, улучшают детское воображение. Воображене становится базой для развития творческих способностей. Возникает склонность к поиску разных подходов к проблеме. Проявляется креативность.

Коммуникативные игры и упражнения развивают способность концентрироваться. Ребенку становится проще сосредоточиться на задаче. Он проявляет внимательность и реже отвлекается от своей цели.

Очень вaжно, что они учат распознавать собственные чувства. Если до 3-4 лет детям речь нужна преимущественно для просьб и взаимодействия во время игр, то с возрастом способность говорить приобретает другое значение. Возникает потребность в эмоциях и их выражении. Речь становится главным инструментом. Сначалa ребенок учится понимать, что он чувствует, а потом правильно доносить это до окружающих. Это ключевой коммуникативный навык, который обеспечивает гармоничное развитие. У людей, которые правильно осознают эмоции и контролируют их, ниже шанс появления психических отклонений.

Конечно же, учат соблюдению правил. Ребенок начинает осознавать, что существуют нормы поведения и общения, которые ему нужно соблюдать. Это необходимо для правильной адаптации и социализации.

Делают ребенка полноценной частью социума. Это результат проработки остальных умений. После тренировок дети начинают осознавать себя как часть общества, у них появляются четкие границы. Они лучше контролируют себя и хорошо понимают, что им дозволено, а что — запрещено. После взросления у них выше шанс исполнить свою мечту и продвинуться вверх по карьерной лестнице.

Особенности и виды коммуникативных игр

Выделяют следующие виды коммуникaтивных игр:

На ранжирование. Например, детям нужно охарактеризовать 4-6 цветов. Участникaм дают время на подготовку. Когда все записывают свои ассоциации, их просят поделиться мнением друг с другом. Такие игры развивают речевые навыки, умение вести диалог и способность выражать мнение.

С использованием принципа информационного пробела. Между участниками неравномерно распределяют какие-либо знания. Затем их подталкивают к общению, целью которого является заполнение информационных пробелов.

На группирование или поиск подходящих вариантов. Одним участникам дается первая часть информации, другим — вторая. В результате каждый должен найти свою пару и объединить знания. Это может быть составление совместного рассказа или воспроизведение сценки.

На поиск пары и координацию действий. Для этого типа игр характерно искусственное создание таких условий, при которых дети могут найти себе друзей с похожими интересами или планами. Пример игры — «Шоппинг». Участников просят рассказать, какие продукты или вещи они купили бы в магазинах и почему. В процессе игроки больше рассказывают о себе и сближаются.

Интервью. Подразумевают прямой рассказ о себе. Участники могут по очереди отвечать на одни и те же вопросы и сверять ответы либо примерять роли ведущих. Тематика может быть любой.

Ролевые игры. В их процессе у детей развиваются навыки эмпатии. У них появляется возможность встать на место другого человека и попытаться ощутить то же, что и он.

Музыкальные коммуникативные игры - это игры направленные на социально-эмоциональное развитие ребенка, важнейших личностных качеств, а также развитие музыкальности, формирование двигательных навыков, умение ориентироваться в пространстве.

Такие игры очень хороши в применении детьми как в адаптационный период, так и на протяжении всей работы, для развития коммуникативно-личностных качеств у дошкольников. Музыкальные игры и танцы могут быть с несложными движениями, включать элементы невербального общения, со сменой партнеров, с выполнение игровых заданий (кто лучше покажет).

Во многих играх, как пpавило, есть игровые сюжеты. Они могут быть со словами и без слов и способствуют развитию эмоциональности и выразительности невербальных средств общения,развитию динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению.

Игры, которые построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, производящие положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализации социального климата в группе.

Методически значимым моментом в организации творческих музыкальных игр с детьми является выбор педагогом музыкальных произведений, составляющих основу этих игр. Произведение, призванное стать эмоциональным импульсом и одновременно эмоциональной канвой, основой для развертывания игровых сюжетов и образов детской фантазии, не обязательно должно укладываться в рамки традиционного детского репертуара.

Педагог может проявить свой художественный вкус, реализовать собственный творческий потенциал, подбирая музыкальное произведение, эмоционально соотносящееся с избранной тематикой. Для этого педагогу необходимо расширять свой художественный кругозор, учиться ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, уметь соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами.

Самым важным, что требуется педагогу для организации творческих музыкальных игр с детьми, – самому быть творческой личностью. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог периода детства обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращенные к нему с радостью и любовью.

Игры, используемые для развития коммуникационных навыков в музыкальном воспитании:

«Бабочка и ветерок»

Дети разбиваются на пары и встают в произвольном порядке. Один из них – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизированный танец, в котором «ветерок» управляет движениями «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).

«Зеркало»

Дети разбиваются на пары. Один из них – зеркало, а другой – дама или кавалер, собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). «Зеркало» должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.На завершающей стадии игры педагог включает музыкальное сопровождение и предлагает детям «нарисовать» звучащую музыку. Ведущий в паре импровизирует движения под музыку – рисует ее, а зеркало воспроизводит движения. В процессе игры партнеры меняются ролями («теперь ты – зеркало»).

«Танец с платками»

И. П. : дети стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие газовые платки. С началом звучания дети начинают играть каждый со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Педагог дает возможность детям поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений. Затем дети встают в пары и под музыку находят совместное с партнером пластическое решение.

На следующем этапе дети встают парами по кругу (каждый со своим партнером в этой игре). Музыка начинает звучать с самого начала. Каждая пара по очереди выходит в центр круга и становится ведущей, показывая свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют в парах движения ведущих.

«Тряпичная кукла»

Дети разбиваются на пары. Один в паре изображает тряпичную куклу – мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй ребенок играет с куклой. Музыкальное сопровождение должно настраивать ребенка на ласковое, бережное отношение к своей кукле. Педагогу необходимо акцентировать внимание на характере музыки и на характере взаимодействий партнеров. Эта игра воспитывает детей в духе партнерских взаимоотношений. Ведь «кукла» должна полностью положиться на своего партнера, довериться ему. В свою очередь ребенок, который играет с «куклой», испытывает чувство ответственности, старается не причинить ей боль, придумать для нее удобную и эстетически выигрышную позу. В процессе игры дети обязательно меняются ролями.

«Водитель машины»

Дети разбиваются на пары. Один встает впереди с закрытыми глазами, изображая руками бампер машины. Второй управляет им сзади за плечи, изображая водителя машины. В процессе игры дети меняются ролями. Тот, кто изображает машину, не должен открывать глаз, проверяя, правильно ли ведет водитель, т. е. полностью довериться своему партнеру по игре. Водитель же должен вести свою машину аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская «аварий». Это проговаривается воспитателем перед началом игры как ее правило. На заботливый, бережный лад водителя может также настроить музыкальное сопровождение.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области