Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 8»
(МОУ «ООШ № 8»)
«Ӧкмыс класса 8 № школа» муниципальнӧй велӧдан учреждение
Рассмотрено и согласовано: | Рассмотрено: | Утверждаю: |
На заседании школьного МО классных руководителей | Зам.директора по УВР | И.о.директор МОУ «ООШ № 8» |
Руководитель МО ________________(Ф.И.О.) | __________ Ефремова В.И. | __________ Ефремова В.И. |
Протокол № _____ от «___» ________20__г. | «___» ________20__г. | «___» ________20__г. |
Программа воспитательной работы
в классе «Новое поколение»
Для обучающихся 5 – 9 классов.
Срок реализации – 5 лет.
Программа составлена учителем математики Колесовой А.С.
г. Сыктывкар, 2020
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы «Новое поколение».
Срок реализации программы – 5 лет.
Разработчик программы – Колесова Алёна Семёновна, классный руководитель, учитель математики.
Перечень основных направлений
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. «Я – гражданин России».
- воспитание нравственных чувств и этического сознания. «Я – человек и личность».
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). «Я отвечаю за окружающий мир».
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. «Здоровый образ жизни».
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). «Мир прекрасного».
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ученическое самоуправление «Страна знаний, умений и навыков».
Исполнители – классный руководитель.
Система организации контроля за выполнением программы и общее руководство программой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе. Контроль за реализацией разделов. Направлений программы осуществляет администрация школы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В.Белинский
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы. Семьи, сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании.
Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитательных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является «живым» системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально – педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Программа реализуется через систему «часов общения», урочную, внеурочную, внешкольную форму работы.
Формы работы с классом:
- праздники;
- викторины;
- олимпиады;
- конкурсы;
- соревнования;
- турниры;
- игры;
- встречи с ветеранами, интересными людьми;
- походы, экскурсии и т.д.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- беседы;
- консультации;
- родительские собрания;
- посещение семей;
- проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей;
- вечер вопросов и ответов.
ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЦИИ УЧАЩИХСЯ
В Концепции национальный воспитательный идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Новое поколение» является воспитание духовно – нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией – главная цель воспитательной программы.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно – игровой, предметно – продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно – нравственной компетенции – «становиться лучше».
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки, жизненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности в достижении результата;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание школьником ценности человеческой жизни, формирования умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья;
- формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере;
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье, как к основе российского общества;
- формирование почтительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно – историческими и этническими традициями российской семьи.
Основные принципы программы воспитания «Новое поколение».
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально – активную, нравственно и физически здоровую личность.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
- принцип целостности в воспитании: надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важна общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.
- принцип воспитания творческой личности ребенка: все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
- принцип опоры на классное ученическое самоуправление: этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через своё участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
- принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели: в гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок. Поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
- принцип сотрудничества: стремление ребёнка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее, для организации необходимых условий. Для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания. Уважения товарищей? Прекрасно. Давай подумаем вместе, как этого достичь. Что для этого нужно и что этому мешает?»
Рекомендации по реализации программы воспитания «Новое поколение».
Для реализации программы в классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы – развлекательные мероприятия, походы и экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми.
Классный руководитель постоянно взаимодействует с культурно – досуговым центром, центром туризма, детской музыкальной школой, библиотеками, спортивной школой, домами творчества.
Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями. Программа рассчитана на 5 лет. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.
Научно – методическое обеспечение программы воспитания «Новое поколение».
Для реализации программы воспитания классному руководителю необходимо иметь библиотеку методической, научно – популярной литературы, материалы периодических изданий по всем направлениям воспитательной работы. Необходимо сотрудничество со всеми школьными службами: социально – психологической, медицинской. Так же необходимо сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д. работать в методическом объединении классных руководителей.
Направления реализации программы «Новое поколение»:
Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Формирование гражданско – патриотических качеств личности.
Формирование культуры здоровья.
Этапы реализации программы:
Этапы | Сроки | Класс | Задачи этапа |
1 этап | 2020 - 2021 | 5 | Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям. Формирование у учащихся навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни. |
2 этап | 2021 - 2022 | 6 | Формирование стремления к развитию, совершенствованию своих творческих способностей. Создание условий для появления активности в организации жизни класса. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек. |
3 этап | 2022 – 2023 | 7 | |
4 этап | 2023 – 2024 | 8 | Формирование умения находить применение своим творческим умениям и навыкам. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни. |
5 этап | 2024 - 2025 | 9 |
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии; диспуты; образовательные интеллектуальные игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно – организаторскую, предпрофильную.
Самоуправление класса
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно – воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Цель классного самоуправления – формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса:
Высший орган самоуправления – совет класса, возглавляемый командиром класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления. Командир класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Командир класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общего плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на классном часе в учебном году путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Класс делится на следующие сектора:
Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
Сектор «Экологии» - отвечает за санитарно – гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организует сборы макулатуры.
Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско – патриотической тематике (в частности мероприятия, приуроченные к памятным датам: Дню согласия и примирения; выводу войск из Афганистана; освобождению России от немецко – фашистских захватчиков; Дню защитника Отечества; Дню победы и т.д.). Отвечает за возложение цветов к алее памяти воинов – афганцев и участие класса в ежегодном смотре песни и строя.
Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно – массовые мероприятия в классе, отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов, вечеров, составление развлекательной программы.
Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.
Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.
Сектор «Труда и заботы» - организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школой акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправлениях, в частности ряд учащихся класса входит в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.
Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно – воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
4. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Содержанием духовно – нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности.
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность; здоровье; достаток; почитание; забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание; настойчивость; трудолюбие; бережливость);
- наука (познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание);
- традиционные российские религии;
- искусство и литература (красота; гармония; духовный мир человека; нравственный выбор);
- природа (жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля);
Человечество (мир во всем мире; равноправие культур и народов; международное сотрудничество).
5.ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Общие задачи воспитания и социализации учащихся классифицированы по направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В соответствии с указанными основными направлениями и их ценностными основаниями задачи, виды и формы деятельности конкретизируются для работы в школе. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению воспитания и социализации, выделяя его для себя как ведущее. При этом важно помнить, что Стандарт и Концепция, согласно Закону «Об образовании», устанавливают в качестве важнейшей цели образования – духовно – нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности.
6.СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
6.1. Современные особенности воспитания и социализации учащихся школы
В основе программы воспитания и социализации учащихся лежат три подхода: аксиологический, системно – деятельностный и развивающий.
Аксиологический подход. Ценности – это смыслы воспитания и социализации. Они существуют ради того, чтобы научить человека принимать ценности через деятельность и оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций. По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию школьников:
- воспитание – это преимущественно межличностная деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т.д., обеспечивающая поддержку духовно – нравственного развития ребенка;
- социализация – это содействие духовно – нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально – нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.
Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.
Системно – деятельностный подход. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации школьника, пространства его духовно – нравственного развития системно – деятельностный подход имеет свои особенности.
Первая заключатся в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть сведено к какому – то одному виду, должно пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной, учебно – трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.
Вторая особенность применения системно – деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка. Мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, религиозные и общественные организации, молодежные сообщества и др. Системно – деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно – деятельностного подходов к организации пространства духовно – нравственного развития школьника.
Развивающий подход. Определяет общую конституцию Программы воспитания и социализации учащихся.
Примерная тематика классных часов. 6.3. Задачи воспитания и социализации учащихся.
Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. «Я – гражданин России».
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Содержание общих задач:
- представление о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
- символы государства – Флаг, Герб России, флаг и герб Республики Коми;
- представление об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- знание прав и обязанностей гражданина России;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- знание народов России, их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- знание национальных героев и важнейших событий истории России;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации и Республики Коми;
- стремление участвовать в делах класса, школы, семьи, своего поселка, города;
- любовь к школе, своему населенному пункту, народу России;
- уважение к защитникам Родины;
-знание правил поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
- умение отвечать за свои поступки;
- отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Тематика мероприятий и форма проведения:
5 класс:
«Люди мира, на минуту встаньте!» классный час с презентацией.
«У войны – не женское лицо» классный час.
«Праздник Народного единства. Что мы празднуем?» беседа.
«Аты – баты! Стань солдатом!» классный вечер.
«Ему было всего 19» (посвящается погибшим в Афганистане) классный час с презентацией.
«Я ребенок – я гражданин» классный час: ролевая игра.
«Символы государства» классный час.
6 класс:
«Знаменательные события, известные люди в истории Республики Коми» беседа.
«Этих дней не смолкнет слава!» беседа.
«Символика России» классный час: своя игра.
«Я и мой класс» диагностический тест.
«Защитник Отечества – каков он?» классный час: ролевая игра
«День защитников Отечества» праздник.
«Живая память» (посвящается погибшим в военных действиях) классный час с презентацией.
7 класс:
«Давайте, люди, никогда об этом не забудем!» классный час.
Игра «Счастливый случай» классный час, посвященный 23 февраля.
«Горжусь тобой, моя Россия» классный час.
«Поговорим об ответственности» правовая беседа с презентацией.
«Всему начало – отчий дом» классный час.
«Закон, по которому мы живем» классный час с презентацией.
«Семейная летопись» классный час.
«Поле русской славы. Куликово поле» классный час с презентацией.
8 класс:
«Идут по войне девчата» классный час.
«На войне детей не бывает» историко – литературная композиция.
«Я ребенок – я гражданин» классный час.
«Я имею право на …..» дискуссия.
«Великая Отечественная война» классный час с презентацией.
«Конституция – закон жизни» классный час с презентацией.
9 класс:
«О любви и войне» литературно – музыкальная композиция.
«Через века, через века года помните ….» урок мужества, посвященный освобождению России от немецко – фашистских захватчиков.
«Знай и люби свой край» классный час с презентацией».
«Последний поход» классный час, посвященный погибшим в локальных войнах.
«Мы - русские, мы – россияне» классный час.
«День воина – интернационалиста» классный вечер.
«Человек и закон» деловая игра.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
«Я – человек и личность».
Нравственное воспитание – формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья». (Свадковский И.Ф.)
Содержание общих задач:
- базовые национальные российские ценности;
- знание Устава школы, правил поведения в семье, общественных местах;
- представление о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- почтительное отношение к родителям;
- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи;
- стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
- представление о возможном негативном влиянии на морально – психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Тематика мероприятий и форма проведения:
5 класс:
«По каким правилам мы живем?» классный час.
«Уроки нравственности» анкетирование, составление нравственного кодекса.
«Человек – сам себе враг?» классный час.
«Наш класс. Законы жизни.» беседа.
«День памяти жертвам Беслана» беседа.
«Отношение к школе и ее имуществу» беседа.
«Праздник мам» праздник.
«Семейная летопись» классный час.
«Он первый. День космонавтики» классный час с презентацией.
6 класс:
«Мои духовные ценности», «Уроки нравственности» диагностика духовных ценностей учащихся.
«Нет уз святее товарищества», «Уроки нравственности» практикум.
«Человек среди людей», «Уроки нравственности» беседа.
«Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» беседа.
«Этикет и мы! Проблема разговорной речи» беседа.
«Дом без одиночества» классный час с презентацией.
«Весенний калейдоскоп» праздник, посвященный 8 марта.
«Мои права и обязанности» классный час.
7 класс:
«Что такое культурный человек?», «Уроки нравственности».
«Что такое интеллигентность?», «Уроки нравственности».
«Сам себя воспитать должен», «Уроки нравственности».
«Сладкая жизнь», КВН, посвященный 8 марта.
«Как научиться управлять собой?» классный час.
«Я и учитель» диспут.
«Мы составляем наш автопортрет» беседа.
«День памяти воинской славы» классный час.
8 класс:
«Внешний облик – внутренний мир» диспут.
«Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание», «Уроки нравственности».
«Человек и его судьба», «Уроки нравственности».
«Верх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности», «Уроки нравственности».
«Есть ли у юных идеалы?» дискуссия.
«Умеем ли мы общаться?» деловая игра.
«Весеннее настроение» праздничный турнир «А ну – кА, девочки!».
«Поощрение и наказание в семье» беседа.
9 класс:
«Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей», «Уроки нравственности».
«Десять заповедей – основа нравственности человечества», «Уроки нравственности».
«В чем смысл жизни?» дискуссия.
«Как стать счастливым?» дискуссия.
«И в шутку и всерьез» вечер, посвященный 8 марта.
«Будем милосердны к старости!», «Уроки нравственности».
«Карманные деньги» дискуссия.
«Соборы и храмы Республики Коми» классный час с презентацией.
3.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
«Я отвечаю за окружающий мир»
Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
6.3.Содержание общих задач:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- опыт эстетического, эмоционально – нравственного отношения к природе;
- знания о традициях нравственно – этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- участие в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Тематика мероприятий и форма проведения:
5 класс:
«Как растения показывают погоду и время» классный час с презентацией.
«Берегите эти земли, эти воды» классный час с презентацией.
«Эти забавные животные» беседа.
«Охрана и использование животного мира» классный час с презентацией.
«Природа нашего края» беседа.
«Мир вокруг нас» классный час.
«Загадки осени» праздник.
«Мое место в природе» беседа.
6 класс:
«Конкурс знатоков природы» игровая программа.
«Электрические станции на службе человека» классный час с презентацией.
«Экология» классный час.
«В защиту матери – земли» классный час.
«Береги лес от пожара» классный час.
«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя» КВН.
«В мире животных» игра – путешествие.
«День воды» внеклассное занятие.
7 класс:
«И я – природа» беседа.
«Экологическая тропа» заочное путешествие по заповедникам.
«Чернобыльская катастрофа» урок памяти.
«Глобальный экологический кризис» классный час с презентацией.
«Цветы в жизни человека» беседа.
«Планета заболела» конкурс плакатов.
«Знаешь ли ты деревья?» игра – лото.
«Осень в лесу» праздник.
8 класс:
«Зеленая жемчужина» беседа.
«Птичьи разговоры» КВН.
«Тайна старого леса» классный час.
«История возникновения и развития экологии» беседа.
«Оранжерея на окне» классный час.
«Жизнь под угрозой» внеклассное мероприятие.
«Колобок на новый лад» игровая экологическая программа.
«Цветы в легендах и преданиях» классный час с презентацией.
9 класс:
«Нет дерева сердцу милее» классный час с презентацией.
«Что? Где? Когда?» игра – турнир по экологии.
«Цивилизация – начало борьбы с природой» беседа.
«Внимание: бытовые отходы» классный час с презентацией.
«Энергетика: вчера, сегодня, завтра …» деловая игра.
«Берегите землю, берегите» классный час с презентацией.
4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
«Здоровый образ жизни»
Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура – часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
6.3.Содержание общих задач:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- единство и взаимовлияние различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);
- влияние нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- интерес к участию в спортивных соревнованиях;
- оздоровительное влияние природы на человека;
- негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- отрицательное влияние вредных привычек на организм человека.
Тематика мероприятий и форма проведения:
5 класс:
«Здоровье – бесценное богатство» анкетирование.
«О вкусной и здоровой пище» беседа.
«В здоровом теле ….» классный час с презентацией.
«Папа, мама, я – спортивная семья» спортивная игра.
«Правила дорожные знать каждому положено» цикл бесед.
«Соблюдение правил техники безопасности» цикл бесед.
«Урок здоровья» классный час с презентацией.
«Умелые пожарные» классный час.
6 класс:
«Я выбираю здоровье» беседа.
«Вино вину творит» классный час с презентацией.
«Урок здоровья» ролевая игра.
«Формула здоровья» дискуссия.
«Суд над сигаретой» ролевая игра.
«Не сломай судьбу свою» классный час с презентацией.
«Большие гонки» соревнования.
«Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения» цикл бесед.
7 класс:
«Спортивное казино» игровая программа.
«Берегите жизнь» спектакль.
«Причины суицида среди подростков» беседа.
«Человек и наркотики» классный час с презентацией.
«Вместе мы сильнее наркомании» диспут.
«Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения» цикл бесед.
«Как уберечься от гриппа» классный час с приглашением медработника.
«Биологические добавки» классный час с презентацией.
«Про злого колдуна Сколиоза Близорукого и добрую фею Гигиену Прекрасную» театрализованное представление.
8 класс:
«Мутагены. Их влияние на природу и человека» классный час с презентацией.
«Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека» классный час с презентацией.
«Не пей Митя» театрализованное представление.
«Проблема наркомании» классный час с презентацией.
«Стресс в нашей жизни» тренинги.
«СПИД – болезнь 21 века» беседа.
«Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения» цикл бесед.
«Коктейль здоровья» классный час.
9 класс:
«День борьбы со СПИДом» классный час с приглашением медработника.
«Наследственные болезни» классный час с презентацией.
«Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения» цикл бесед.
«Дорожные приключения» классный час.
«Быть здоровым – жить в радости» классный час.
«Как Иван – царевич Змея Горыныча победил» сказка на новый лад.
«Наше здоровье» (приемы автономного существования человека) классный час.
«Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить» классный час.
5.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.
Содержание общих задач:
- ведущая роль образования, труда и значения творчества в жизни человека и общества;
- нравственные основы учебы, труда и творчества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- представление об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- представление о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно – трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно – трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Тематика мероприятий и форма проведения:
5 класс:
«Слава рукам золотым!» беседа.
«Мой дом – наведу порядок в нем» классный час.
«Без труда ничего не дается» классный час с презентацией.
«Мои обязанности семье» беседа.
«Мамина помощница» праздник.
«О лени и лентяях» классный час.
«Книжкин праздник» десант в школьную библиотеку.
6 класс:
Беседы о профессиях. классный час с презентацией.
«Волшебный узелок» выставка работ, сделанных своими руками.
«Берегите нашу Землю» субботник.
«Об аккуратности» беседа.
«В поисках будущей профессии» классный час.
«Дежурный по школе» классный час.
7 класс:
Беседы о профессиях. Строительные специальности. классный час с презентацией.
«Труд в нашей жизни» беседа.
Внеклассное мероприятие «Кулинарный поединок»
Участие в субботнике.
«Его величество – Хлеб» классный час.
«Подарок для мамы» изготовление поделки своими руками на внеклассном занятии.
«Я в мире профессий» классный час.
«Подари книге вторую жизнь» акция.
8 класс:
«Мир профессий и твое место в нем» классный час.
«Разделение труда. Классификация профессий» классный час.
«День Земли» участие в субботнике.
«Путешествие в Город мастеров» классный час с презентацией.
«Сто дорог – одна твоя» классный час.
Трудовые десанты.
9 класс:
«Влияние темперамента на выбор профессии» классный час.
«Профессии, которые мы выбираем» классный час.
«Чем пахнут ремесла» классный час с презентацией.
«Я в водители пошел …» классный час.
«Новое время – новые профессии» классный час с презентацией.
«Профессии моих родителей» классный час.
Трудовые десанты.
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
«Мир прекрасного»
Одной из принципиальных особенностей школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. Эстетическое воспитание – процесс формирования и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания – формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы и идеалы.
6.3.Содержание общих задач:
- представления о душевной и физической красоте человека;
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к литературе, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам;
- интерес к занятиям художественного творчества.
Тематика мероприятий и форма проведения:
5 класс:
«Музыка и мы» беседа.
«Красота внешнего облика. Мои жесты» беседа.
«Юные дарования» конкурс.
«Культура чаепития» ролевая игра.
«Голубые цветы Гжели» классный час с презентацией.
Путешествие в страну «Чистых слов» классный час.
«Лотерея вежливости» классный час.
«Мы ищем Золушку» конкурсная программа.
«Культура поведения в школе и школьный этикет» классный час.
6 класс:
«О красоте и мужестве» беседа.
«Музыкальная семья» классный час с презентацией.
«Жостовский букет» классный час с презентацией.
«Широкая масленица» праздник.
«Вдохновенный певец России» (о творчестве Хворостовского) беседа.
«Русские посиделки» праздник.
«Царица Осень» праздник.
«Для чего нужна улыбка?» классный час.
7 класс:
«Золотая хохлома» классный час с презентацией.
«Птица счастья» классный час.
«Волк и семеро козлят» музыкальная сказка на новый лад.
«Гость в доме – хозяину радость» ролевая игра.
«Русская басня» познавательно – развлекательное занятие с элементами театрализации.
«Русские традиции. Масленица» классный час с презентацией.
«Отговорила роща золотая» классный час с презентацией.
«Как стать интересным собеседником» классный час.
8 класс:
«Красота и труд вместе идут» классный час.
«Человек и творчество. Великие творения человечества» классный час с презентацией.
«Русские традиции. Рождество» классный час с презентацией.
«Осенний бал» вечер.
«Светский этикет» классный час.
«Умею ли я слушать?» классный час.
«Язык, мимика, жесты как средство общения» беседа.
9 класс:
«Что такое духовное богатство человека» дискуссия.
«Музыка и мы» дискуссия.
«Сервировка праздничного стола» классный час с презентацией, ролевая игра.
«Этикет и мы» брейн – ринг.
«Туристко – экскурсионные возможности Республики Коми» классный час с презентацией.
«Наш друг – кино» беседа.
Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания.
Для исследования эффективности программы воспитания «Новое поколение» целесообразно использовать следующие критерии:
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
Уровень воспитанности;
Сформированность ценностных отношений учащихся;
Формирование мотивации к обучению;
Умение общаться, осознавать свои поступки.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
- различные методики диагностики;
- беседы с учащимися;
- наблюдения;
- интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
7. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ.
Воспитание и социализация школьников осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно – нравственного, психо – эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах духовно – нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные российские религиозные организации.
Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.
7.1.Повышение педагогической культуры родителей.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно – нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников.
В нашей стране в советский период ее истории был накоплен позитивный опыт организации систематического повышения педагогической культуры родителей, деятельности родительских комитетов школ и классов, советов содействия семье и школе на предприятиях, советов общественности по месту жительства. Сегодня этот опыт требует переосмысления. Необходимо восстановить с учетом современных реалий традиции содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушать семейные связи, должны развиваться так же динамично как и их дети.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию и социализации школьников, в разработке содержания и реализации программ воспитания и социализации обучающихся, оценке эффективности этих программ. Соответственно составной частью содержания деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся является деятельность школы по повышению педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Содержание программ повышения квалификации родителей отражает содержание основных направлений воспитания и социализации учащихся.
В системе повышения педагогической культуры родителей будут использованы следующие формы работы: родительские собрания, конференции, организационно – деятельностная и психологическая игра, собрание – диспут, родительский лекторий, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, тренинги для родителей и др.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно – нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников.
8.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ.
По каждому из направлений воспитания и социализации школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к Родине, к своей малой родине, отечественному культурно – историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным российским религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- представление о различных профессиях;
- навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, сознания нового;
- опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- умение выражать себя в различных видах творческой деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- представление о взаимной обусловленности физического, социального и психологического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
- личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- представление о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы, вредных привычек на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально – нравственного отношения к природе;
- знания о традициях нравственно – этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- участие в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- участие в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- умение видеть красоту в окружающем мире;
- умение видеть красоту в поведении, поступках людей;
- представление об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- опыт эстетических переживаний, наблюдение эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- опыт в самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса». - М., -1990г.
2. Дереклеева Н.И. «Азбука классного руководителя». - М.: 5 за знания, 2009. - 432 с.
3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий». - Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
4. Резапкина Г.В. «Классные часы. Беседы о самоопределении» : Книга для классных руководителей 5-9 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011. – 192с.
5. Селиванова Н. «Эффективные способы решения современных проблем воспитания» // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43.
6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей./ Под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое сообщество России, 1998г. - 640 с.
7. «Журнал классного руководителя»/ сост. Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 109 с.
8. Журнал «Справочник классного руководителя» №4, 2010. - П.С. Кудешов. Долгосрочная воспитательная программа класса.
9. Интернет источники
10.Другие интернет источники