Разработка плана урока для 7 класса по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс/под ред. Б.М. Неменского
на тему: «Пропорции и строение фигуры человека».
Программа: «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс/под ред. Б.М. Неменского.
Тема четверти: « Изображение фигуры человека и образ человека».
Тема урока: «Пропорции и строение фигуры человека».
Цель урока: научиться изображать человека с натуры и по представлению
Задачи урока:
- познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека;
- развивать навыки овладения техникой рисования;
- воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
- научить выполнять рисунок карандашом и мягкими материалами;
- научить изображать пропорции человека с натуры и по представлению.
Оборудование:
- для учителя: компьютерная презентация, диапроектор, ноутбук или компьютер, учебная таблица «Пропорции фигуры человека», наглядные пособия (репродукции художников, рисунки, наброски и зарисовки учителя и других учеников);
Материалы: альбом или тонированная бумага, карандаши разной твердости, уголь, цветные мелки (пастель) или сангина.
Задание: На основе изученного материала и предложенных схем выполнить зарисовки схем фигуры человека, наброски.
План урока:
Организационный этап
Мотивационный этап. Постановка учебной цели
Презентация. Беседа о рисунке, канонах изображения человека и др
Образец педагогического рисунка
Анализ задания
Самостоятельная работа с детьми
Итог урока. Оценка за работу.
40 мин.
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
С помощью наводящих вопросов, занимательного материала дети определяют тему урока и ставят цель урока.
- Легко ли изображать человека? Для чего нам может пригодиться этот навык?
Общие сведения о рисунке:
- «Рисунок - важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо
художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу.
Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка, мы познакомимся с правилами построения человеческого тела».
- Изображение человеком самого себя в виде схематичных наскальных рисунков, скульптур, высеченных из камня и кости, появилось значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление о художественном творчестве. Осознание человеком самого себя как личности и обращение к художественному творчеству было величайшим событием, не имеющим себе равных в истории человечества по тем возможностям, которые в нем были заложены. Задолго, до появления письменности наши предки нашли возможность рассказать нам очень многое о своем образе жизни, о климате и фауне, о своей гармоничной связи с природой (рисунок).
Поискам идеальных пропорций фигуры было уделено много времени художниками разных времен и народов.
Первые пропорции были выработаны еще в Древнем Египте, где за единицу измерения была принята величина среднего пальца руки (рис. 1).
С этой целью был разработан специальный канон, который египтяне установили путем изучения и измерения как всей фигуры, так и каждой ее части.
- А что же такое «Пропорция»? (разобрать понятие).
Пропорции (от лат. «proportio» — соразмерность, соотношение), - соотношения размеров отдельных частей тела (туловища, конечностей и их сегментов и др.). Как правило, размеры отд. частей тела рассматриваются в соотношении с ростом (длиной тела) в целом, либо по отношению к длине корпуса или ниж. конечностей.
- Во все эпохи человек был и остается главной темой в изобразительном искусстве. Но несомненно гимном человеку, его духовной и физической красоте стало античное искусство. В образах олимпийских богов и мифологических героев эллины прославили совершенного человека, в котором физическая красота атлетического тела сочетается с духовным благородством и нравственной чистотой. Никто не смог достигнуть такого совершенства в изображении фигуры человека, как греки.
- Стремление к изображению человеческой фигуры идеальных пропорций продолжилось и в искусстве Возрождения. Всем своим творчеством Микеланджело утверждал мысль о величии человека и красоте человеческой фигуры и мастерски передал это в статуях Давида и Моисея. Все выдающиеся мастера прекрасно знали строение тела человека, и надо отметить, что из всего того, что рисует художник, самым сложным является фигура человека. В большинстве произведений искусства изображен человек. Более того, он часто является главным композиционным элементом картины, поэтому художник не может быть мастером своего дела, если не научится рисовать людей с натуры и без натуры.
- Разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, Леонардо пытался восстановить «квадрат древних». На основании литературных данных он сделал рисунок-схему, который наглядно показывает пропорциональную закономерность в соотношениях частей человеческого тела (рис.2).
- Принцип рисования фигуры человека ничем не отличается от работы над другой моделью, т.е. вначале нужно определить самую верхнюю и самую нижнюю точки фигуры, чтобы модель уместилась на листе бумаги. Далее необходимо правильно расположить фигуру, определив ее положение по отношению к горизонтальной плоскости, на которой стоит модель, и положение ее в пространстве по отношению к вертикали. Для этого нужно определить положение центральной осевой линии, идущей вдоль позвоночника и определяющей положение торса. Очень часто в рисунках начинающих художников стоящая фигура производит впечатление падающей. Происходит это от того, что перпендикуляр, опущенный из центра тяжести тела, находится вне ступеней его ног. Если фигура стоит, ни на что не опираясь, то этот перпендикуляр должен проходить в пределах ступней или между ними. Только при таком условии стоящая фигура будет производить впечатление устойчивости.
- Очень тяжело говорить о пропорциях человеческой фигуры, потому, что каждый человек индивидуален и отличается пропорциями от других. Тем более, что существуют значительные возрастные различия в пропорциях человеческой фигуры.
Анализ пропорций (карточки с изображением фигур разных возврастов)
Внешняя пластическая форма человеческого тела непосредственно зависит от ее внутреннего строения.
Обычно, рисуя человеческую фигуру, за масштабную единицу принимают какую-нибудь часть тела, чаще всего голову- «модуль тела человека».
1. Взрослый человек.
В настоящее время происходит изменение пропорций человека. Если в начале 20 века средней считалась мера в семь голов, то сейчас принята мера в 8 голов, при маленьком росте она соответствует 7,5. В настоящее время у высоких людей стали встречаться пропорции 1/9 и 1/10.
2. Дети. Пропорции детей, сильно отличаются от пропорций взрослых.
Каждый человек, как и всякое творение природы, индивидуален и неповторим, понять и увидеть это можно только будучи наблюдательным и постоянно работая над набросками и зарисовками людей.
- Набросок - рисунок или изложение, сделанный предварительно, в общих чертах.
Слово "набросок" говорит само за себя и означает "набросать", т.е. за короткий промежуток времени передать основную характеристику изображаемого объекта. Наброски отличаются именно краткосрочностью.
Зарисовки более продолжительны по времени и служат другим целям. Например, работая над длительным рисунком, вы никак не можете уяснить для себя строение отдельных узлов и деталей модели. Чтобы разобраться подробнее, вам следует выполнить отдельные зарисовки мест, вызывающих затруднение, с разных положений. Наброски могут быть как линейными, так и тональными. Выбор вида наброска зависит от стоящих перед рисовальщиком задач, а также его опыта в работе с тем или иным графическим материалом. Наброски необходимо выполнять различными графическими материалами и не бояться экспериментов.
Учитель показывает быстрый набросок на доске или на альбомном листе.
Задание: На основе изученного материала и предложенных схем выполнить зарисовки схем фигуры человека.
Самостоятельная работа. Во время выполнения, учитель делает обход и контролирует правильность выполнения.
Итог урока. Выставление оценок. Разбор ошибок.
Критерии оценки детских работ:
компоновка изображения;
уровень владения изобразительными материалами;
правильное построение и соотношение пропорций;
отношение ребенка к работе.