Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада на тему: "Поможем Буратино"
Конспект подготовила:
Насырова Нелли Васильевна
МДОБУ « Детский сад № 29»
Бузулук 2020 год.
Цель: Воспитывать у детей интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в решении задач на сложение и вычитание, записывать решение с помощью цифр и знаков.
Закрепить знания детей о последовательности дней недели;
Совершенствовать знания о составе числа 7 и 8.
Закрепить знания детей о геометрических фигурах, ориентировка на плоскости.
Способствовать формированию умения называть предыдущее и последующее число, соседей чисел.
Развивающие:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
Развивать смекалку, зрительную память, воображение, слуховое внимание.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Воспитывать усидчивость, умение слушать, следить за осанкой.
Методические приёмы:
- игровые (использование сюрпризных моментов) .
- наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материала) .
- словесные (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей) .
- поощрение, анализ занятия.( рефлексия)
Демонстрационный материал: «посылка» ,«письмо», конверты с заданиями, числовой домик с составом чисел 7 и 8.
Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с заданиями, листы в клетку, счетные палочки, конверты с цифрами и знаками (по 1 на каждого ребёнка),конверты с геометрическими фигурами на каждого ребенка.
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты- мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг-другу улыбнемся
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернёмся.
Улыбнемся, подмигнём
И вот такими радостными
Занятие начнем.
- Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то у двери нашла посылку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино) .
Хотите узнать о чём он пишет?
Дети: Да!
Чтение письма
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и не отдают мне мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустят меня они только тогда, когда я помогу им выполнить задания и отвечу на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Высылаю вам конверты с заданиями.
Воспитатель: - Ну, что же нам делать ребята?
Дети: Надо обязательно помочь Буратино.
Ребята Буратино нам прислал конверты с заданиями.
Конверт с заданиями №1
Игра мозговой штурм « Не зевай, быстро на вопросы отвечай»
Какой сегодня день недели?
Какой был вчера?
Какой будет завтра?
Сколько дней в недели?
Сколько рабочих дней?
Сколько выходных?
Назовите рабочие дни, выходные.
Назовите три дня подряд, не называя дней недели.
Воспитатель: Молодцы ребята! Все прекрасно справились с первым заданием.
Конверт с заданием № 2. Игра "Назови число"
Воспитатель: Какое число называется предыдущим?
Дети: То, которое стоит перед названным.
Воспитатель: А какое число называется последующим?
Дети: То, которое стоит после названного.
Я буду называть вам число, а вы будете называть предыдущее и последующее число.
Воспитатель: Молодцы ребята! Все справились с заданием!
Конверт с заданием №3. Игра « На внимание»
Сколько раз я хлопну в ладоши, вы должны показать карточку с числом больше на одну единицу.
Какое число я вам покажу, вы хлопаете меньше на одну единицу.
Игра « Найди соседей чисел»
Игра « Больше -меньше» Молодцы ребята! Все справились с заданием!
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Вот нагнулся, разогнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать
И руками помахать
Воспитатель: - А теперь откроем следующий конверт.
Задание № 4
Игра « Рассели в домики соседей» (состав чисел 7 и 8)
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились!
Задание №5 « Ответьте на вопрос и решите задачи»
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?
Назовите их ( условие и вопрос)
Воспитатель: Сейчас вы послушаете задачу. Потом ответите на мои вопросы.
И запишите задачу с помощью цифр и знаков.
Задача №1
На яблоне росло пять яблок, 2 яблока сорвали, сколько яблок осталось на яблоне? Назовите условие задачи. Назовите вопрос.
Задача №2
На березе сидело шесть синиц, прилетели еще две, сколько всего стало синиц?
Кто -то хочет придумать свою задачу?
Игра «Хитрые задачки»
1)« На большом диване в ряд, куклы Танины сидят
2 матрешки, Буратино и веселый Чиполлино
Помогите Танюшке сосчитать игрушки ( 4)
2) « Во дворе гулял павлин, подошел еще один
2 павлина за кустами сколько их, считайте сами?»
3) сколько лап у двух собак?
4)Сколько солнышек на небе ночью?
5) Сколько глаз у светофора? 6)Сколько пальцев на руке?
7)Сколько ушей у двух мышей? 8) Сколько лап у двух собак?
9) На березе росло 7 яблок, два сорвали. Сколько осталось яблок на березе?
Воспитатель: Молодцы! Все справились с этим заданием.
Задание№5 Игра «Отгадай, что изменилось» ( Закрепление геометрических фигур, ориентировка на плоскости)
А теперь я из конверта достаю последнее задание, но вначале проведем пальчиковую гимнастику.
Задание 6 "Графический диктант"
Дети сидят за столом, берут листок в клетку и карандаш и выполняют задание.
4 клетки- вправо, 2 клетки- вверх, 4 клетки- вправо, 5 клеток- вниз,
4 клетки-влево, 2 клетки-вверх, 4 клетки-влево, 1 клетка – вниз,
1 клетка- влево, 1 клетка- вниз, 1 клетка- влево, 3 клетки вверх, 2 клетки- вправо.
Воспитатель: Что получилось?
Дети: Ключик.
Воспитатель: Давайте оправим все ваши ключики Коту Базилио и Лисе Алисе. Пусть они помогут освободить Буратино (дети опускают свои работы в посылку).
Подводится итог занятия:( Рефлексия).
Воспитатель предлагает детям выбрать смайлики по настроению, если они справились легко и все правильно выполнили берут смайликов радостных, улыбающихся, если были небольшие трудности, то смайликов довольных, но не улыбающихся, если не справились, то грустных смайликов
1) Воспитатель спрашивает у детей, почему они выбрали этих смайликов? Какие задания вам было сложно выполнить, а какие легко?
2) Что вам больше всего понравилось в нашем занятии?
В это время в группе приходит смс от Буратино.
Воспитатель: (читает смс от Буратино)
«Ребята! Большое вам спасибо. Кот Базилио и лиса Алиса меня отпустили, вернули золотой ключик. Я обещаю вам, что буду выполнять всё, что скажет мне Мальвина. И постараюсь многому научиться, потому что я хочу быть похожим на вас - много знать и уметь»( Песня про Буратино)
Список использованной литературы:
1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.- 336 с.
2. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: /методическое пособие /А. В. Белошистая. – М. : Айрис – пресс, 2005. – 320с.
3. "Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада" под ред. И.А.Помораева, В.А.Позина
4. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: / учебное пособие / А. В. Белошистая. – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.
5. Макарова О. А. Планирование конспектов занятий по математике в подготовительной группе ДОУ / О. А. Макарова. - М. : изд. АРКТИ, 2008 – 116с.
6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З. А. Михайлова. - М. : Просвещение, 1990.